Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Понятие социальный
институт
Социальные институты
(от лат. institutum - установление, учреждение)
- это исторически сложившиеся устойчивые
формы организации совместной деятельности
людей. Термин "социальный институт"
употребляется в самых разнообразных
значениях. Говорят об институте семьи,
институте образования, здравоохранения,
институте государства и т. д. Первое, чаще
всего употребляемое значение термина
"социальный институт", связано с
характеристикой всякого рода упорядочения,
формализации и стандартизации общественных
связей и отношений. А сам процесс упорядочения,
формализации и стандартизации называется
институционализацией.
Процесс институционализации
включает в себя ряд моментов. Одним
из необходимых условий появления
социальных институтов служит соответствующая
социальная потребность. Институты
призваны организовывать совместную деятельность
людей в целях удовлетворения
тех или иных социальных потребностей.
Так, институт семьи удовлетворяет потребность
в воспроизводстве человеческого рода
и воспитании детей, реализует отношения
между полами, поколениями и т. д. Институт
высшего образования обеспечивает подготовку
рабочей силы, дает возможность человеку
развить свои способности для того, чтобы
реализовать их в последующей деятельности
и обеспечивать свое существование и т.
д. Возникновение определенных общественных
потребностей, а также условия для их удовлетворения
являются первыми, необходимыми моментами
институционализации. Социальный институт
образуется на основе социальных связей,
взаимодействия и отношений конкретных
лиц, индивидов, социальных групп и иных
общностей. Но он, как и другие социальные
системы, не может быть сведен к сумме
этих лиц и их взаимодействий. Социальные
институты носят надындивидуальный характер,
обладают своим собственным системным
качеством.
Следовательно, социальный
институт представляет собой самостоятельное
общественное образование, которое
имеет свою логику развития. С этой
точки зрения социальные институты могут
быть рассмотрены как организованные
социальные системы, характеризующиеся
устойчивостью структуры, интегрированностью
их элементов и определенной изменчивостью
их функций.
Что же это за системы?
Каковы их основные элементы? Прежде всего,
это система ценностей, норм, идеалов,
а также образов деятельности
и поведения людей и других
элементов социокультурного процесса.
Эта система гарантирует сходное поведение
людей, согласовывает и направляет в русло
их определенные стремления, устанавливает
способы удовлетворения их потребностей,
разрешает конфликты, возникающие в процессе
повседневной жизни, обеспечивает состояние
равновесия и стабильности в рамках той
или иной социальной общности и общества
в целом.
Само по себе наличие
этих социокультурных элементов еще не
обеспечивает функционирование социального
института. Для того, чтобы он работал,
необходимо, чтобы они стали достоянием
внутреннего мира личности, были интернализованы
ими в процессе социализации, воплотились
в форму социальных ролей и статусов.
Интернализация индивидам
всех социокультурных элементов, формирования
на их основе системы потребностей личности,
ценностных ориентации и ожиданий является
вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление
социального института. Внешне социальный
институт представляет собой совокупность
лиц, учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и выполняющими
определенную социальную функцию. Так,
институт высшего образования состоит
из определенно совокупности лиц: преподавателей,
обслуживающего персонала, чиновников,
которые действуют в рамках таких учреждений,
как вузы, министерство или Госкомитет
по высшей школе и т. д., которые для своей
деятельности располагают определенными
материальными ценностями (зданиями, финансами
и т. д.).
Итак, каждый социальный
институт характеризуется наличием
цели своей деятельности, конкретными
функциями, обеспечивающими достижение
такой цели, набором социальных позиций
и ролей, типичных для данного
института. На основе всего вышеизложенного,
можно дать следующее определение
социального института. Социальные
институты - это организованные объединения
людей, выполняющих определенные социально
значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполняемых
членами своих социальных ролей,
задаваемых социальными ценностями,
нормами и образцами поведения.
Виды и функции
социальных институтов
Каждый институт
выполняет свою, характерную для
него социальную функцию. Совокупность
этих социальных функций складывается
в общие социальные функции социальных
институтов как определенных видов
социальной системы. Эти функции
очень многообразны. Социологи разных
направлений стремились как-то классифицировать
их, представить в виде определенной
упорядоченной системы. Наиболее полную
и интересную классификацию представила
так называемая "институциональная
школа".
Представители институциональной
школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг
и др.) выделили четыре основных функции
социальных институтов:
1. Воспроизводство
членов общества. Главным институтом,
выполняющим эту функцию,
2. Социализация - передача
индивидами установленных в
3. Производство и
распределение. Обеспечиваются
Социальные институты
отличаются друг от друга своими функциональными
качествами:
1. Экономическо-социальные
институты - собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные
2. Политические институты
- государство, партии, профсоюзы
и другого рода общественные
организации, преследующие
3. Социокультурные и
воспитательные институты ставят целью
освоение и последующее воспроизводство
культурных и социальных ценностей, включение
индивидов в определенную субкультуру,
а также социализацию индивидов через
усвоение устойчивых социокультурных
стандартов поведения и, наконец, защиту
определенных ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие
- механизмы морально-этической
5. Нормативно-санкционирующие
- общественно-социальную
6. Церемониально-символические
и ситуационно-
Типология социальных
институтов
Все социальные институты
обычно подразделяют на главные и неглавные.
Вторые скрываются внутри первых, представляя
собой более мелкие образования. Помимо
деления институтов на главные и неглавные,
их классифицируют и по иным критериям.
К примеру, институты различаются временем
своего взаимодействия и продолжительностью
существования (постоянно действующие
и кратковременные институты), жесткостью
применяемых санкций за нарушение правил,
условиями существования, наличием или
отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал
в современном обществе пять институциональных
подходов, подразумевая главные институты:
1. Экономический
– институт, организующий хозяйственную
деятельность;
2. Политический —
институт власти;
3. Семейный – институт,
регулирующий половые
4. Военный – институт,
организующий законное
5. Религиозный –
институт, организующий коллективное
почитание богов.
Большинство социологов
согласны с Миллсом в том, что
главных институтов в человеческом
обществе всего пять. Их предназначение
— удовлетворять важнейшие
Пять основных потребностей
и институтов:
1. Потребность в
воспроизводстве рода (институт
семьи и брака);
2. Потребность в
безопасности и социальном
3. Потребность в
средствах существования (
4. Потребность в
получении знаний, в социализации
подрастающего поколения,
5. Потребность решения
духовных проблем, смысла
Институты возникли
в глубокой древности. Социологи
определяют производству не менее 2 млн.
лет, если отправной точкой считать
первое орудие труда, созданное человеком,
Семье антропологи отводят
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.