Понятие социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 18.59 Кб (Скачать)

Понятие социальный институт 

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. 

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов. Одним  из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми, необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. 

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное  общественное образование, которое  имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. 

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. 

Само по себе наличие  этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. 

Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.). 

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение  социального института. Социальные институты - это организованные объединения  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. 
 

Виды и функции  социальных институтов 

Каждый институт выполняет свою, характерную для  него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила  так называемая "институциональная  школа". 

Представители институциональной  школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: 

1. Воспроизводство  членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является  семья, но к ней причастны  и другие социальные институты,  такие, как государство. 

2. Социализация - передача  индивидами установленных в данном  обществе образцов поведения  и способов деятельности - институты  семьи, образования, религии и  др. 

3. Производство и  распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. 

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами: 

1. Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства,  соединяя, вместе с тем, экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни. 

2. Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры. 

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 

4. Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения. 

5. Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной санкцией. 

6. Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения,  регламентируют методы передачи  и обмена информацией, приветствия,  обращения и т. д., регламент  собраний, заседаний, деятельность  каких-то объединений. 

Типология социальных институтов  

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.  

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных  подходов, подразумевая главные институты:  

1. Экономический  – институт, организующий хозяйственную  деятельность;  

2. Политический —  институт власти;  

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения,  рождение и социализацию детей;  

4. Военный – институт, организующий законное наследие;  

5. Религиозный –  институт, организующий коллективное  почитание богов.  

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что  главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные  потребности коллектива или общества в целом.  

Пять основных потребностей и институтов:  

1. Потребность в  воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);  

2. Потребность в  безопасности и социальном порядке  (политические институты, государство);  

3. Потребность в  средствах существования (экономические  институты, производство);  

4. Потребность в  получении знаний, в социализации  подрастающего поколения, подготовка  кадров (институты образования в  широком смысле, т. е. включая  науку и культуру);  

5. Потребность решения  духовных проблем, смысла жизни  (институт религии).  

Институты возникли в глубокой древности. Социологи  определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать  первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница  проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.  

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся  неглавные, которые называются также  социальными практиками или обычаями. У каждого главного института  существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Информация о работе Понятие социальный институт