Понятие социокультурной системы , Социальные взаимодействия, отношения и институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

В обыденной практике, а иногда и в печати встречаются суждения, в которых термины "социальная система" и "социально-культурная система" рассматриваются либо как синонимы, либо близкие друг другу понятия, но практически невозможно встретить сколько-нибудь убедительных, обоснованных научно толкований отличительных признаков указанных терминов.
Определенная эклектичность в исходных понятиях усугубляет процесс усвоения и производных соотношений терминов: "социальная сфера" - "социально-культурная сфера", "социальная деятельность" - "социально-культурная деятельность", "социальный менеджмент" - "социально-культурный менеджмент", "социальное управление" - "социально-культурное управление" и т.д.

Содержание

1 Понятие "социокультурной системы" 3
2 Социальные взаимодействия, отношения и институты 7
Список использованных источников 12

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по социологии.docx

— 38.51 Кб (Скачать)

 

Содержание

1 Понятие  "социокультурной системы" 3

2  Социальные  взаимодействия, отношения и институты 7

Список использованных источников 12

 

 

1 Понятие "социокультурной системы"

 

В обыденной практике, а иногда и в печати встречаются суждения, в которых термины "социальная система" и "социально-культурная система" рассматриваются либо как  синонимы, либо близкие друг другу  понятия, но практически невозможно встретить сколько-нибудь убедительных, обоснованных научно толкований отличительных  признаков указанных терминов.

Определенная эклектичность в  исходных понятиях усугубляет процесс  усвоения и производных соотношений  терминов: "социальная сфера" - "социально-культурная сфера", "социальная деятельность" - "социально-культурная деятельность", "социальный менеджмент" - "социально-культурный менеджмент", "социальное управление" - "социально-культурное управление" и т.д.

Действительно, непосвященному читателю, не специалисту в этих областях трудно разобраться и выделить отличительные  признаки в терминологии и сути этих понятий. И в первой группе понятий, и во второй превалирует социальная составляющая, а культурные смыслы во второй группе воспринимаются как  малозначительные, поглощающиеся социальной доминантой.

Между тем социокультурная система  в значительной мере связана с  большой силой эстетического  и духовного воздействия на все  стороны жизнедеятельности человека. Социокультурная система здесь  не просто "сопровождает" или "обрамляет" социальную и культурную реальность, но и активно включена в нее.

Когда речь идет о тенденциях и  закономерностях развития социально-культурной системы, следует одновременно иметь  в виду как те или иные черты  образа жизни личности в этой системе, так и определенную направленность развития самой системы, основных ее элементов и частей.

Здесь "социальное" и "культурное" не только тесно взаимодействуют, они  включены одно в другое, функционирование социокультурной системы становится процессом.

Согласно основной идее теории систем, целостная социокультурная система  состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями.

Она представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния  многих социальных и культурных компонентов, таких, как: конечные элементы; взаимосвязи  элементов; функции элементов системы  как целого; границы; подсистемы; окружение.

Целостная социокультурная система, как и всякая другая, образована на основе составляющих ее элементов, каждый из них, в то же время, может  представлять собой самостоятельную  систему, если ее рассматривать обособленно  или как подсистему в целостной  социокультурной системе.

Системообразующими элементами выступают  социокультурные институты: государственные, негосударственные, частные и общественные органы, организации и учреждения, которые обеспечивают накопление, хранение и передачу культурных ценностей  и культурного опыта, освоение культурных, образовательных, творческих форм деятельности людей.

Сюда же входят многочисленные объекты  учреждений социально-культурной сферы: Дома культуры и клубы, библиотеки, театры, музеи, выставочные залы, парки  культуры и отдыха, цирки, концертно-зрелищные  учреждения, кинотеатры, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные, туристические  учреждения и т.д. К системообразующим  элементам относятся государственные  и общественные комитеты, фонды и  ассоциации.

Главной задачей социально-культурных институтов является объединение усилий людей для совместной деятельности по удовлетворению разнообразных потребностей человека, созданию условий для удовлетворения его социальных, культурных, творческих устремлений и жизненных проблем.

Таким образом, социально-культурная система является важнейшим компонентом  общественной жизни социума, целенаправленно  выполняя функции: кулътуросохранения, кулътуротворчества, просветительства, обучения и воспитания, социально-защитные, исследовательские, проектные, коммуникативные, рекреации, досуга и развлечений, информационно-рекламные и др.

Культурная среда является первичным  и необходимым окружением социального  и культурного мира человека. Вместе с тем, люди, являясь разумными, мыслящими  существами, используя символы, знаки, формируют верования, общение друг с другом, погружаются в мир  культуры, как собственной, так и  своих современников, и даже предшественников, и их невозможно представить вне  этого процесса

Структура социокультурной системы  развивается в двух взаимосвязанных  направлениях: во-первых, определяющих относительно широкие структуры, в  которые социокультурная система  входит как подсистема, и с которыми она взаимодействует, во-вторых, характеризующих  строение и внутреннюю связь составных  частей социокультурной системы, ее подсистем.

К первому направлению развития социокультурной системы следует  отнести процессы, связанные с  укреплением материальной базы субъектов  системы, управлением и руководством, подготовкой профессиональных кадров, разработкой концепции культурной политики.

Следовательно, социокультурная система  в широком понимании - это деятельность социальных объектов, связанная со "второй", внебиологической природой человека. В процессе деятельности этой системы осуществляется развертывание, реализация и развитие сущностных социально-культурных сил социальных субъектов.

Ко второму направлению развития самой социокультурной системы  следует относить культурные и культуротворческие процессы, протекающие внутри каждого  субъекта системы и процессы, являющиеся результатом взаимодействия между  этими субъектами.

Учреждения культуры следует рассматривать  не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат людям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди.

Следовательно, носитель культуры - это  не только музей, и не какой-либо совершенный  памятник изобразительного искусства, партитура, записанная определенными  знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и  люди должны быть главным объектом внимания социокультурных систем.

Из сказанного следует, что социокультурная  система представляет собой своеобразное социокультурное пространство, с  высоко насыщенной инфраструктурой  социальных, культурных объектов и  социокультурных отношений, где  накапливаются, сохраняются и развиваются  знания, умения, ценности, нормы, формы  общения, художественно- образные модели действительности. Это - место реализации интересов, ожиданий, потребностей социальных групп и отдельной личности.

 

2  Социальные взаимодействия, отношения  и институты

 

По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а  выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся  друг к другу.

Социальная связь –  это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для  достижения тех или иных целей. В  любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между  людьми (даже если они не находятся  в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой  социальной жизни общества.

Социальные взаимодействия – это система взаимообусловленных  социальных действий, связанных циклической  причинной зависимостью, при которой  действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей.

В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное  и обусловливающее. «Социальное  действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

Взаимодействия могут  быть устойчивыми, многоразовыми, постоянными. В ходе устойчивого взаимодействия взаимоожидания людей постоянно  изменяются, однако складывается определенный набор устойчивых социальных ожиданий, придающих взаимодействию достаточно упорядоченный, устойчивый, предсказуемый  характер. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся  взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся  соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются  по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими  студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выолнение обязательств, презрение и т.д.

Говоря об «общественном  отношении», необходимо учитывать, что  социальное взаимодействие рассматривается  в контексте условий этого  взаимодействия. Общественные отношения  проявляются в человеческой деятельности. Вне деятельности людей не может  существовать социальная реальность. Деятельность, как определенный тип  отношения к действительности, определяется историческими социокультурными программами.

Те общественные отношения  между людьми, которые складываются в экономической жизни (по поводу средств производства и их использования  в производственно-трудовой деятельности), носят название экономических.

Общественные отношения, складывающиеся в политической сфере  жизнедеятельности (по поводу власти), позволяющие осуществлять управление социумом, называются политическими.

Духовные отношения, формирующие  духовно-культурную сферу, позволяют  человеку реализовывать духовные потребности, способствуют нормативному регулированию  общества в целом.

Собственно социальные отношения, составляющие социальную сферу, возникают  из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей,  регламентируют потребление и распределение  различных благ для удовлетворения жизненных потребностей людей. Социальные взаимодействия составляют основу не только общественных отношений, но и  образуют социальные институты и  социальные общности.

Взаимодействия как тип  социальных связей выступают в различных  формах. Но особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе - все эти явления, составляющие реальный ежедневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гарантированы от случайности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институализированное в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному, случайному.

Социальные институты - это  организованная система связей и  социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности  общества. Или социальный институт (от лат. institutum - установление, учреждение)- исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права система общественных отношений, например, семья, образование, государство, право, собственность, наука, экономика, политика, армия и т.д.

К основным социальным институтам относятся (рис ):

Экономика как исторически  сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система  общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных  благ; 

Политика как исторически  сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система  общественных отношений по поводу регулирования  общественных отношений и распределения  благ и ценностей;

Культура как исторически  сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система  общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных  образцов деятельности людей, общества;

Мораль (нравственность) как  исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;

Право как исторически  сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;

Рисунок - Основные социальные институты

 

Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным  правом на нормирование (законодательная  власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических  монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и  т.д.);

Семья как исторически  сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система  отношений по поводу биологического и социального воспроизводства  людей;

Образование как исторически  сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система  отношений по поводу социального  воспроизводства деятельности людей  и их различных объединений.

Религия как исторически  сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система  отношений по поводу веры людей и  их различных объединений в существование  бога и “потустороннего мира”;

Информация о работе Понятие социокультурной системы , Социальные взаимодействия, отношения и институты