Понятие, виды и функции социальных институтов. Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:34, реферат

Описание работы

Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общества.

Содержание

1. Введение
2. Понятие, виды и функции социальных институтов
3. Семья как социальный институт
4. Заключение
5. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

социология - копия.docx

— 29.81 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
1. Введение

2. Понятие, виды и функции социальных институтов

3. Семья как социальный институт

4. Заключение

5. Библиографический  список

3

4

7

12

13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Социальные  отношения являются основным элементом  социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему  единству групп. Отношения имеют  место до тех пор, пока партнеры выполняют  свои взаимные обязанности. Поэтому  для группы как целого важно, все  ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы  ли они. Для того чтобы гарантировать  устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана  своеобразная система учреждений, которые  контролируют поведение членов групп  и общества. 

     В данной работе рассматриваются  виды и функции социальных институтов

     Возникновение социальных институтов прямо связанно с образованием коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, с коммуникацией, производством продуктов и услуг, их распределением, с защитой граждан, их размещением по социальным позициям, с поддержанием социального порядка и сплоченностью социальных групп.

     Поскольку институты действуют от имени  общества как целого, постольку они  являются важной формой социальных связей и, вместе с тем, инструментом их формирования. 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

     Под понятием социальный институт понимают устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.  

   "Социальный  институт" является одной из  основных категорий социологии. В ней отражаются определенные  организационные формы социальных  действий и процессов, общие  роли социальных общностей и  групп.  Простейшие виды и взаимодействия – это то, из чего складываются сложные социальные институты.  

      Благодаря социальным институтам закрепляются и  воспроизводятся особо важные для  общества социальные отношения. Социальные институты выступают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.

     В современном обществе каждому человеку, чтобы удовлетворить свои жизненные  потребности, приходится входить в  многочисленные контакты и социальные отношения, создавать средства для  удовлетворения потребностей, выполняя какую-нибудь работу для получения  этих средств, в ходе чего воздействовать на других людей и реагировать  на их действия. Человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение. Английский ученый Малколм Барбер метко назвал социальные институты "фабриками" по воспроизводству социальных связей. Их можно считать нормативными, так как содержание этих связей устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов. 

     Теперь  рассмотрим классификацию и функции институтов.

     При всем различии социальных институтов они имеют общие типологические признаки и прежде всего цель деятельности. Институты могут быть монофункциональными (реализуют какую-нибудь одну функцию) и полифункциональными (реализуют  ряд основных и неосновных функций). Институт всегда имеет позицию и  набор выполняемых им ролей. Эти  роли в одном и том же институте  могут быть амбивалентными, т.е. содержать  в себе противоречивые, но взаимопроникающие  значения (примером служит армия). Обязательными  для института являются санкции (наказание или поощрение), обеспечивающие поддержку желаемого поведения  и ограничение при помощи власти всего того, что мешает нормальному  функционированию социальной системы.

     Несомненно, основой взаимодействия института  с общественной средой является реализация его главной функции – обеспечение условий для удовлетворения конкретных социальных потребностей. Они в процессе общественного функционирования меняются. Соответственно этому меняются содержание деятельности социального института и способ его связи с обществом. 

     Для социологии как науки весьма важен  анализ ситуации, когда социальные потребности не находят соответствующего отражения в деятельности института. Возникают, как говорят социологи, "дисфункции", т.е. институт перестает  соответствовать общественным потребностям. Социология призвана проникать в  истоки, находить формы проявления возникающих противоречий и пути их разрешения. Например, фиксируется  неясность цели института, размываются  функции, падает его авторитет среди  населения. Устранить эти деформации непросто. Сложность состоит в  том, что однажды возникнув, социальный институт и в условиях нарастающей дисфункциональности продолжает действовать, работать "на себя", на свои интересы, не совпадающие с общественными. "Свои" интересы всегда имеют конкретного носителя. Подобная персонификация социального института - признак его вырождения, источник дезорганизации, социальной несправедливости по отношению к основной массе.

 

  1. СЕМЬЯ КАК  СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

     Фридрих Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются: а) "ступень развития труда", с одной стороны, и б) уровень развития семьи". Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

     Семья – это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей.

     В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.

  1. Семья как социальный институт. В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.
  2. Социология "социальных групп" представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
  3. Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: "Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.

     Теперь  рассмотрим определение понятия семьи.

     Существует  множество определений семьи  в социологии. А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

     Первоначальную  основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства". Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья – не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.

     Типы  семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.

     В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная - это брак одного супруга с несколькими.

     1) Стадии дикости соответствовал  групповой брак в роду (стадо);

     2) для варварства характерен парный  брак, т.е. брак одного супруга  с несколькими членами семьи  (по Дж. Моргану).

     Полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат); 2) полиандрия (основа от андр- муж, мужчина) - брак одной женщины с несколькими мужчинами. Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей). Экзогамия – промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).

     Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи).

     По  критерию социального статуса семьи  бывают гомогенные (супруги из одной  социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально-этническому критерию – браки межнациональные или внутринациональные.

     На  ранних стадиях общества отношения  полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы.

     Какие же бывают функции семьи?

     В социологии выделяются специфические  и общие функции семьи. У каждого  социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного  института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические  функции вытекают из сущности семьи  и отражают её особенности, а неспецифические  функции семья вынуждена исполнять  в определённых обстоятельствах.

  • Специфические функции:

1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные семьи – это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т.е. нет воспроизводства.

2) функция  содержания и социализации детей – остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.

  • Неспецифические функции:

1) экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;

2) передача  собственности, статуса;

3) организация  отдыха досуга;

4) первичного  социального контроля.

     В ХХ веке общество и государство всё  больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, социальные институты – это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.

     Социальные  институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и надежность взаимодействия членов общества, социальной группы или общности как целостности в важнейших  сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры  и порядок в обществе, так как  они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и  делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость  поведения человека. Благодаря социальным институтам люди также имеют все  основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность  будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне.

Информация о работе Понятие, виды и функции социальных институтов. Семья как социальный институт