Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:28, курсовая работа
Конституция РФ 1993 года закрепляет права человека в области социального обеспечения. Она гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Мы же подробнее рассмотрим пенсии по инвалидности.
Введение
Право
социального обеспечения
Переход Российской федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных правительством РФ.
Конституция
РФ 1993 года закрепляет права человека
в области социального
В России долгое время понятие инвалида и инвалидности связывали с понятием нетрудоспособности и больного. Специалисты рассматривали понятие «инвалидность» как биологический фактор в итоге это сводилось к нетрудоспособности.
Но как это выглядит с моральной точки зрения:
Первое, с чем встречается человек, перенесший тяжелую болезнь, это заключение врачей - «Вы инвалид...». Основанием для установления группы инвалидности является стойкое нарушение трудоспособности, которое приводит больного к прекращению профессионального труда на длительный срок или даже пожизненно. Экспертное решение о трудоспособности принимается после медицинского освидетельствования.
Инвалид
- с этим словом возникают какие-либо ограничения
человека в повседневной жизни, недостатками
чего либо. Словно человеку таким диагнозом
поставили определенные рамки. Бывает,
что это нельзя изменить и приходится
смирится. Возникает определенная пустота,
которую необходимо чем то заполнить (это
могут быть новые интересы). По сути государство
переложило эту задачу на членов семьи.
Государство взяло на себя обязанность
обеспечить достойную жизнь всех своих
граждан, но такого внимания и поддержки,
как со стороны близкие не смогло бы дать.
Поэтому обеспечивает на законодательном
уровне, т. е. пенсиями пособиями и подобными
компенсациями. О чем говорится например
в Нормах жилищного права (статья 36 Жилищного
кодекса РСФСР, Постановлении Правительства
РФ от 28 февраля 1996 года "Об утверждении
перечня заболеваний, дающих право инвалидам,
страдающим ими, право на дополнительную
жилую площадь в виде отдельной комнаты",
Постановлении Правительства РФ от 27 июля
1996 года "О предоставлении льгот инвалидам
и семьям, имеющим детей-инвалидов, по
обеспечению их жилыми помещениями, оплате
жилья и коммунальных услуг") устанавливают
льготы для инвалидов в части порядка
предоставления жилья, размера выделяемой
жилой площади и льготы по оплате коммунальных
услуг.
Инвалиды труда 1 и 2 группы пользуются
правом на первоочередное предоставление
им жилья в случая признания их нуждающимися
в улучшении жилищных условий, а также
в случае, если они имеют право на дополнительную
жилую площадь. Постановление Правительства
РФ от 27.07.1996г. "О предоставлении льгот
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
по обеспечению их жилыми помещениями,
оплате жилья и коммунальных услуг"
предоставило инвалидам право состоять
на учете по улучшению жилищных условий
как по месту работы, так и по месту жительства.
Законодательством РФ (Федеральный закон
"О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов" и Федеральный
закон "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации") также предусмотрены
другие случаи льготного порядка представления
жилья инвалидам. Жилые помещения в домах
муниципального жилищного фонда, освобождаемые
инвалидами, направляемыми в стационарные
учреждения социального обслуживания,
подлежат заселению в первую очередь другими
инвалидами, нуждающимися в улучшении
жилищных условий. Специально оборудованные
жилые помещения в домах государственного,
муниципального и общественного жилищного
фонда...
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсия по инвалидности может являться наиболее ранним видом пенсионного обеспечения как в нашей стране, так и в других странах. Численность пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности в России, составляет около 5 млн. человек.
Пенсии по инвалидности подразделяются, также как и пенсии по старости, на те, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и вне связи с такой деятельностью. Первые именуются трудовыми пенсиями, а вторые социальными.
Трудовой пенсией по инвалидности принято называть пенсию, которая устанавливается в связи с наступлением инвалидности и в то же время с наличием соответствующего общего трудового стажа либо выполнением определенной деятельности, независимо от ее срока (факта работы, службы и т. д.).
Таким образом, данная пенсия в отличие от трудовой пенсии по старости может быть как стажевой, так и бесстажевой.
Целью данной курсовой работы является изучение правового обеспечения трудовой пенсии по инвалидности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие пенсии по инвалидности;
- рассмотреть причины инвалидности;
- виды пенсий по инвалидности;
- размер пенсии
по инвалидности.
В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
По официальной статистике, в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их — 54 млн. (19%), в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей в общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины — более 44%, 65—80% — это люди пожилого возраста.
Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995 г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999 г. — до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.
В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Ныне их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, группы — 12,7%, группы — 58% группы — 29,3 %.
Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно - сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте — психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Наличие статистических данных о количестве людей с ограниченными возможностями в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.
Настораживают прогнозы динамики роста числа инвалидов в мире, особенно в активном трудовом возрасте: например, в Канаде в течение ближайших 15 лет их количество может увеличиться более чем в 2 раза. Рост инвалидов в международном масштабе объясняется как увеличением самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев определения инвалидности, прежде всего по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к детям. Увеличение общего числа людей с ограниченными возможностями во всех развитых странах мира и особенно числа детей-инвалидов поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности.
В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалид — это человек, имеющий непросроченое свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в аналогичных структурах силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).
В широком смысле к числу инвалидов относятся и лица, подпадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Каковы же эти обстоятельства?
Их можно разделить на два класса. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностики заболеваний, и ее доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй — с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация сильнее, и ранее, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не столь выгоден. Среди инвалидов можно выделить три группы:
Самым
уязвимым звеном российской статистики
остается тот факт, что она фиксирует
численность инвалидов как
Проанализировать проблему инвалидности и реализации социальной политики в отношении инвалидов трудно потому, что инвалидность попадает под наблюдение только при ее юридическом оформлении. В России статистика основана на подсчете выплачиваемых пенсий по инвалидности, а единая система регистрации и учета инвалидов отсутствует.
Увеличение случаев инвалидности, с чем мы сталкиваемся в настоящем, можно назвать ростом накопленной инвалидности. О чем же в данном случае идет речь? В течение длительного времени не было столь необходимым оформлять инвалидность, в то время как показатели заболеваемости и травматизма всегда оставались довольно высокими. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать ее. Чтобы выжить в таких условиях, люди прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.
Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями:
Кроме того, если в 1980-х гг. сдерживающим фактором к оформлению инвалидности были ограничения на работу для инвалидов и групп, снятие таких барьеров не только стало прогрессивным шагом отношении признания инвалидов членами общества, но и повлекло за собой увеличение их зарегистрированного числа. Поэтому сегодня проблема возрастания случаев инвалидности — это во многом шанс для беднейших слоев населения, и прежде всего пенсионеров и безработных, поддержать свой уровень жизни. Среди впервые зарегистрированных инвалидов в 1990-е гг. примерно половина — люди пенсионного возраста.
Еще одна
причина резкого увеличения в 1995
г. численности инвалидов —
I.
Понятие пенсии по инвалидности
Совершенно очевидно, что для раскрытия понятия пенсии по инвалидности ключевым является то каким образом на законодательном уровне определены понятия инвалидности и инвалида. Так рост числа получателей пенсий по инвалидности может быть не только прямым следствием ухудшения состояния здоровья населения, невыполнения мер по охране труда и снижения качества жизни, но так же может вытекать непосредственно из особенностей организации системы пенсионного обеспечения. Например, численность получателей пенсий по инвалидности на тысячу человек трудоспособного населения в пяти странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Германии, Нидерландах, Швеции, Великобритании и США — имеет такие существенные различия, которые нельзя объяснить различиями в состоянии здоровья населения этих стран.
Эти различия, как объясняют специалисты, в значительной степени обусловлены тем, каковы установленные законом условия получения пенсий по инвалидности в этих странах, а так же наличием или отсутствием другой законной возможности выхода на пенсию до наступления обычного пенсионного возраста и др. В этой связи большое значение имеют изменения, зафиксированные новом пенсионном законодательстве России в отношении определения понятия инвалидности и установления её степени.