Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Интеграция стран в области политики, экономики, национальной и информационной безопасности способствует координации их действий в социокультурной сфере. Показателями координации действий являются многосторонние, двусторонние межгосударственные и межведомственные соглашения и как следствие — унификация законодательной базы договаривающихся стран; программы гуманитарного сотрудничества; участие в международных книжных ярмарках; договоры между книготорговыми и книгоиздательскими структурами; создание специфических учреждений, организаций.
45) Культура как система ценностей и социальный институт.
Ценности — определяющий элемент культуры, её ядро. Для того, чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что — вредно, что является добром, а что злом, то есть для выявления ценностей человек должен применить определённые критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их и называют ценностями (ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека.
Культура, рассмотренная в данном, сугубо ценностном аспекте, — это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передаёт ценности в обществе.
Ценности выступают как:
Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.
В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают "вечные" проблемы с ценностями, которые несут новые поколения, и т. д. Общество живёт, развивается культура, сохраняя свою целостность. В нашем же обществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов — всё это резко усложняет проблемы, создаёт реальную угрозу существованию общества. В этих условиях умение разрешать конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть, — на базе каких основополагающих ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты.
Различие
в системах ценностей, идеалов не
должно заслонять то общее, что объединяет
носителей единой культуры (да и
человеческой цивилизации в целом).
Осознание своих социально-
46) Социальная деятельность: понятие, виды. = 43)
47) Понятие, классификация социальных групп и общностей.
В
ходе человеческой деятельности, которая
носит совместный характер, возникают
определённые объединения людей. Эти
объединения создаются для
Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
Признаками
внутренней организованности группы является
наличие в ней органов
Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Процессы социального взаимодействия в группах исследованы в теориях "социального обмена" и "символического интеракционизма". По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства. Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. . В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями.
48) Социальная организация: методы и стили руководства.
Организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости. Термин организация применительно к соц. объектам подразумевает:
С
учетом всех этих аспектов организацию
можно определить как целевую, иерархичную,
структурированную и
Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
Социальные организации могут быть:
Кроме того, различают социальные организации по:
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
49) Малая социальная группа: сущность и типология.
Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком группы малой является принадлежность к социальным группам, видовым непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами группы малой являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и др. первичные коллективы, коллективы космической, арктической и антарктической станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер группы малой два человека, максимальный несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований наиболее эффективной является группа малая из 5-7 человек. Виды группы малой:
формальная,
неформальная,
первичная.
Группа малая непосредственное социальное
окружение индивида. В этом смысле она
выполняет функции связующего звена в
системе "личность общество". Человек
осознает свою принадлежность к обществу
и свои общественные интересы через принадлежность
к определенным социальным группам и организациям,
посредством которых он участвует в жизни
всего общества. Группа малая играет важную
роль в воспитании и становлении личности,
ее социализации, являясь проводником
тех идей, установок, ценностей и норм
поведения, которые существуют в данном
обществе как целостной системе. Группы
малые являются относительно самостоятельными
субъектами общественных отношений. С
одной стороны, они отражают в себе те
общественные отношения, в которые они
органически включены, и преломляют их
в своеобразные внутригрупповые отношения,
с другой на основе личных контактов между
членами группы возникает сеть эмоциональных,
психологических отношений. Обе системы
отношении объективных (общественных)
и субъективных (психологических) сливаются
в единую систему межличностных групповых
отношений, что придает группе малой особое
качество, отличающее ее от других социальных
групп.
Принцип образования группы малой, природа
и функционирование зависят от социальной
структуры общества, отражают происходящие
в нем процессы. Тем не менее группа малая
не является "зеркальным отражением"
общества. Механизм влияния общества на
природу сложен и многократно опосредствован.
50) Социальные конфликты: понятие, типы и способы разрешения.
Социальная неоднородность
общества, различие в уровне доходов,
власти, престиже и т.д. нередко приводят
к конфликтам. Конфликты являются
неотъемлемой частью общественной жизни.
Это обуславливает пристальное внимание
социологов к исследованию конфликтов.
Конфликт - это столкновение противоположных
целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия.
Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия
социальных сил, при котором действие
одной стороны, столкнувшись с противодействием
другой делает невозможным реализацию
ее целей и интересов.
Основными субъектами конфликта являются
крупные социальные группы.
1). Первичные группы - непосредственные
участники конфликта. Которые находятся
в состоянии взаимодействия по поводу
достижения объективно или субъективно
несовместимых целей.
2). Вторичные группы - стремятся быть незамешанными
непосредственно в конфликт. Но вносят
свой вклад в разжигание конфликта. На
стадии обострения они могут стать первичной
стороной.
3). Третьи силы заинтересованы в разрешении
конфликта.
Предмет конфликта - это и есть основное
противоречие из-за которого и ради разрешения
которого субъекты вступают в противоборство.
Конфликтология выработала две модели
описания конфликта: процессуальную и
структурную. Процессуальная модель делает
акцент на динамике конфликта, возникновении
конфликтной ситуации, переходе конфликта
из одной стадии в другую, формах конфликтного
поведения, конечном исходе конфликта.
В структурной модели акцент переносится
на анализ условий, лежащих в основе конфликта
и определяющих его динамику. Основная
цель этой модели состоит в установлении
параметров, которые влияют на конфликтное
поведение и конкретизацию форм этого
поведения.
Все конфликты можно классифицировать
в зависимости от зон разногласий следующим
образом.
1. Личностный конфликт. Эта зона включает
конфликты, происходящие внутри личности,
на уровне индивидуального сознания. Такие
конфликты могут быть связаны, например,
с излишней зависимостью или с ролевой
напряженностью. Это чисто психологический
конфликт, но он может оказаться катализатором
для возникновения группового напряжения,
если индивид будет искать причину своего
внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает
разногласия между двумя или более членами
одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число
индивидов, образующих группу (т.е. социальную
общность, способную на совместное координированные
действия) вступают в конфликт с другой
группой, не включающей в себя индивидов
из первой группы. Это самый распространенный
вид конфликта, потому что индивиды, приступая
к воздействию на других, обычно стараются
привлечь к себе сторонников, формировать
группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности. Происходит
в силу двойной принадлежности индивидов,
например, когда они образуют группу внутри
другой, большей группы или когда индивид
входит одновременно в две конкурентные
группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Индивиды,
составляющие группу, испытывают давление
извне (прежде со стороны культурных, административных
и экономических норм и предписаний). Часто
они вступают в конфликт с институтами,
поддерживающими эти нормы и предписания.
Внешним признаком разрешения конфликта
может служить завершение инцидента. Именно
завершение, а не временное прекращение.
Это означает, что между конфликтующими
сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.
Устранение, прекращение инцидента - необходимое,
но недостаточное условие погашения конфликта.
Часто, прекратив активное конфликтное
взаимодействие, люди продолжают переживать
фрустрирующее состояние, искать его причины.
В этом случае конфликт вспыхивает вновь.