Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

  Затем каждый участник игры  выбирает кого-нибудь из членов  группы и передает ему листок. «Избранник» пишет десять слов  эпитетов в третьей графе, «отвечающих»  на вопрос: «Кто ты такой?» 

  Затем листки возвращаются к  «автору», и он сравнивает все  три варианта ответов: необходимо, прежде всего, выделить сходство  всех трех списков, потому что  доминирующая характеристика наверняка  будет повторяться во всех  ответах. Затем дети показывают (на пальцах) количество совпадений.

Занятие на тему «Уверенный ответ».

Одаренные дети нуждаются в коррекции умения управлять своими эмоциями и чувствами. В качестве примера опишем занятие на тему «Уверенный ответ».

  Каждый ребенок-школьник знает,  как высоко ценятся уверенные  ответы. Но ребенку часто бывает  не так легко понять, какой  ответ можно считать уверенным.  Описанная ниже методика внешне  проста, но очень эффективна. Мы  разработали ее по аналогии  с заданием для групповой психотерапии, предложенным американским психотерапевтом  К. Рудестамом.

  Каждому ребенку в группе предлагается  продемонстрировать в гипотетической  ситуации - три стиля ответов:  неуверенный, агрессивный и уверенный.  Используем простую ситуацию: предлагаем  детям представить, что кто-то из одноклассников попросил взаймы ручку, учебник или тетрадь, но к оговоренному сроку не вернул.

  Каждому из детей предлагается  по очереди продемонстрировать  различные варианты поведения.  Вот наиболее типичные примеры  ответов. 

  Агрессивный («Я знал, что тебе  нельзя Доверять! Когда ты обещал, что все вернешь? Я хочу получить все немедленно!»)

  Неуверенный («Извини, я знаю, что надоедаю тебе, но как ты  думаешь, не сможешь ли ты  вернуть мне учебник в ближайшее  время?») 

  Уверенный («Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне учебник сегодня. Буду признателен, если ты принесешь его в самое ближайшее время».)

  Необходимо вовлечь в работу  всех участников группы. Но как  показывает практика, чтобы хоть  частично застраховать себя и  детей от стереотипных, однообразных  ответов, надо каждому участнику  предлагать разные ситуации, при  этом тщательно следить за  тем, чтобы тон голоса, выражение  лица соответствовали словам.

  В этом случае главное даже  не оценка педагога («правильно-неправильно»), а реакция группы, которую можно выявить путем обсуждения.

Игровое занятие  «Кто я?»

Стремление  к самоактуализации. Стремление реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал — одна из важнейших характеристик, отличающая творчески одаренного человека. Каждый ребенок в группе должен иметь лист бумаги, карандаш или ручку. Ему предлагается написать цифры от 1 до 10 и десять раз ответить на вопрос: «Кто я?» Каждое предложение начинается с местоимения «Я». То есть требуется вспомнить различные характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, своих личностных особенностей.

  После того как ребенок закончит  составлять этот перечень, он  прикалывает этот листок на  груди. Затем начинает медленно  ходить по комнате, подходить  к другим членам группы и  внимательно читать то, что написано  на их листках. Дается инструкция - не стесняться комментировать ответы других участников; прочитать свои эпитеты вслух всей группе.

  Данное упражнение при всей  его кажущейся внешней несерьезности  дает хороший воспитательный  эффект. Ребенок описывает себя, знакомится с аналогичными описаниями, составленными другими, невольно  анализирует полученную информацию. В данном случае достаточно  нескольких деликатных намеков  со стороны педагога-психолога,  чтобы коррекция представлений  ребенка о самом себе пошла  в нужном направлении.

 

Приложение 6

Материал для проведения групповой  консультации для родителей

Рекомендации для родителей одаренного ребенка

  1. Уважайте любознательность ребенка, будьте терпимы к его «странным" идеям. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся вам странными.
  2. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении.
  3. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим). Создайте уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет «напуган» собственными открытиями.
  4. Поддерживайте способности ребенка к творчеству, проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Находите слова поддержки для его творческих начинаний. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  5. Оставляйте ребенка одного и позволяйте  ему, если он того желает, самому заниматься делами, избыток шефства может затруднить творчество.
  6. Помогайте ребенку учиться, строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
  7. Помогайте ему справляться с разочарованием, сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет.
  8. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить нестандартную идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
  9. Склонность одаренного ребенка увлекаться каким-то делом больше установленного расписанием времени требует терпимости, а не навязывания предусмотренной смены занятий.
  10. Обращайте внимание ребенка на социальное развитие: одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях, стремятся к общению со взрослыми. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения.

 

Памятка для родителей одаренного ребенка

Я отвечаю на все вопросы ребенка  насколько возможно терпеливо и  честно.

Серьезные вопросы и высказывания ребенка  я принимаю всерьез.

Я поставил стенд, на котором ребенок  может демонстрировать свои работы,

Я не ругаю ребенка за беспорядок в  его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

Я предоставил ребенку комнату  или часть комнаты исключительно  для его занятий.

Я показываю ребенку, что он любим  таким, какой он есть, а не за его  достижения,

Я поручаю ребенку посильные заботы.

Я помогаю ребенку строить его  собственные планы и принимать  решения.

Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

Я помогаю ребенку улучшить результат  его работы.

Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и  культурных слоев.

Я устанавливаю разумный поведенческий  стандарт и слежу, чтобы ребенок  ему следовал.

Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

Я никогда не наказываю ребенка  унижением.

Я снабжаю ребенка книгами и  материалами для его любимых  занятий.

Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

Я регулярно читаю ребенку.

Я приучаю ребенка к чтению с  малых лет.

Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать,

Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

Я нахожу время каждый день, чтобы  побыть с ребенком наедине.

Я позволяю ребенку принимать участие  в планировании семейных дел и  путешествий.

Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

Не  существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

Я даю ребенку возможность действительно  принимать решение.

Я помогаю ребенку быть личностью.

Я помогаю ребенку находить заслуживающий  внимания телепрограммы.

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".

Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Я предпочитаю, чтобы основную часть  работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Модель  релаксационного тренинга

Вступление:

Сегодня мы собираемся заняться некоторыми упражнениями, которые называются упражнениями на расслабление. Они помогут вам  научиться расслабляться, когда  вы чувствуете скованность, и помогут  вам избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые –  вы можете выполнять их незаметно  для окружающих, например в классе.

Но есть некоторые правила, которые  вы должны соблюдать, чтобы эти упражнения принесли пользу. Во-первых, вы должны делать именно то, что я говорю, даже если вам это кажется неправильным. Во-вторых, вы должны это делать очень  старательно, прикладывая все силы. В-третьих, вы должны прислушаться к  ощущениям своего тела. В течение  всего времени, как мы будем делать упражнения, обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и когда  расслаблены. И, наконец, в-четвертых, вы должны практиковаться. Чем больше вы будете повторять эти упражнения, тем лучше вы научитесь расслабляться. Есть у кого-нибудь вопросы?

Готовы ли вы начать? Хорошо, для  начала устройтесь как можно удобнее  на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе  ваши руки свободно свисают. Прекрасно. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно  выполнять мои инструкции, прилагать  все свои силы, прислушиваться к  своему телу. Итак, начнем.

Руки:

Представьте, что в вашей левой  руке находится целый лимон. Как  можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите  его. Постарайтесь сжать его еще  сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон  и расслабьтесь. Не правда ли, ваши рука и ладонь, чувствуют себя намного  лучше, когда они расслаблены? И  снова возьмите лимон левой рукой  и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон  сам выпадет из вашей руки. (Повторить  весь процесс для правой руки.)

Руки и плечи:

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что  вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над  головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните  руки по бокам. Молодцы, котята, давайте  еще потянемся. Вытяните руки перед  собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните  руки. Хорошо. Заметьте, насколько более  расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растет. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

Плечи и шея:

А теперь представьте, что вы маленькие  черепашки. Сидите вы на камушке на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову в панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову в панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще боRльшая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните голову, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть голову. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Челюсти:

А теперь представьте, что вы пытаетесь  жевать очень тягучую большую  жвачку. Вам очень трудно ее жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь ее прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать  ее зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает  ваша нижняя челюсть, как это приятно  – расслабиться. Но давайте опять  примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытайтесь ее прожевать. Сильнее  сжимайте ее, так, чтобы она выдавливалась  сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось  ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть  ваши челюсти отдохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвачкой! Но пора с ней покончить. На этот раз мы ее разжуем. Двигайте челюстями, сдавливайте ее как можно  сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну все, наконец-то вы с ней справились! Можно отдохнуть, расслабиться, пусть отдохнет все ваше тело. Почувствуйте, как расслабились все ваши мускулы.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми