Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

Потенциальная одаренность - это психологическая  характеристика ребенка, который имеет  лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать их в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться из-за неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды и т.д.). [26]

Выявление потенциальной одаренности  требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

3. В соответствии с критерием  "форма проявления" различаются  - явная и скрытая одаренность.  Первая обнаруживается достаточно  ярко и отчетливо, в том числе  и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка очевидны, и  специалист может адекватно оценить  "зону ближайшего развития" и правильно наметить программу  дальнейшей работы с ним. Скрытая  одаренность проявляется в деятельности  ребенка в менее выраженной, замаскированной  форме. Вследствие этого появляется  опасность ошибочных заключений  о ее отсутствии. Ребенка могут  отнести к числу "неперспективных"  и лишить помощи и поддержки,  необходимой для развития его  способностей. Вместе с тем известны  многочисленные примеры, когда  именно такие дети добиваются  высочайших результатов. Причины  скрытой одаренности во многом  связаны с наличием особых  психологических барьеров. Они возникают  на пути развития и интеграции  способностей и существенно искажают  формы их проявления. Скрытые  формы одаренности - это сложные  по своей природе и часто  непредсказуемые по характеру  проявления психические феномены.[26]

Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться  к одномоментному психодиагностическому  обследованию больших групп школьников. Это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого  комплекса методов анализа поведения  ребенка, включении его в различные  виды реальной деятельности, организации  его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной  среды, вовлечении его в инновационные  формы обучения и т.д.4. По критерию "широта проявлений в различных  видах деятельности" можно выделить общую (или умственную) и специальную  одаренность. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Ее психологическим ядром выступают умственные (общие познавательные) способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.). Общая одарённость связана со специальными видами одаренности. Так, под влиянием первой (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

5. По критерию "особенности возрастного  развития" можно дифференцировать  раннюю и позднюю одаренность.  Решающими показателями здесь  выступают темп психического  развития ребенка, а также те  возрастные этапы, на которых  одаренность проявляется в явном  виде. Необходимо учитывать, что  ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований  далеко не всегда предопределяют  высокие достижения в более старшем возрасте. Вместе с тем их отсутствие в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которых называют "вундеркиндами". Существует определенная зависимость между возрастом, в котором обнаруживается одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке, несколько позднее - в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления их признаков, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит путем сравнения различных показателей со средней возрастной нормой. Так, способности некоторых детей превышают средний уровень способностей их сверстников, однако в незначительной мере. Их одаренность далеко не всегда бросается в глаза. Однако они имеют, тем не менее, ее основные отличительные признаки и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Другие проявляют весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие склонности. Их одаренность, как правило, очевидна для окружающих.

Наконец, существуют дети, которые  настолько превосходят по своим  способностям среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить об их исключительной, особой одаренности. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Вместе с тем они часто составляют "группу риска", поскольку имеют  серьезные проблемы, которые требуют  особого внимания и соответствующей  помощи со стороны учителей и психологов. Учитывать степень выраженности одаренности весьма важно, так как  существуют определенные закономерности в ее проявлениях и динамике в  зависимости от ее уровня.[15]

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных  критериев классификации ее видов. Одаренность оказывается, таким  образом, многомерным по своему характеру  явлением. Для практика это возможность  и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие таланта конкретного ребенка. [2]

 

1.3 Методика  работы социального педагога  в общеобразовательной школе  с одаренными детьми

  Одним из наиболее дискуссионных  вопросов, касающихся проблемы одаренных  детей, является вопрос о частоте  проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки  зрения: "все дети являются  одаренными" - "одаренные дети  встречаются крайне редко". Указанная  альтернатива снимается в рамках  следующей позиции: потенциальная  одаренность по отношению к  разным видам деятельности присуща  многим детям, тогда как актуальную  одаренность показывает незначительная  часть детей.

 Тот или прочий ребенок  может проявить особую успешность  в довольно широком спектре  деятельностей. Более того, более  того в одном и том же  виде деятельности разные дети  могут обнаружить своеобразие  своего дарования применительно  к разным ее аспектам. Существует  множество видов и форм одаренности,  поскольку психические возможности  ребенка чрезвычайно пластичны  на разных этапах его возрастного  развития.[17]

Одаренность ребенка часто проявляется  в успешности деятельности, имеющей  стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально  организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его дело не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи  или рассказы, но не хочет показывать их педагогу. Судить об одаренности  ребенка следует не только по его  школьной деятельности, но и по его  внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

 В качестве одной из причин  отсутствия проявлений того или  иного вида одаренности может  быть недостаток (в силу условий  жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

 В некоторых случаях причиной  замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально большой уровень его способностей).[2]

Таким образом, одаренность у разных детей  может быть выражена в более или  менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны работать своего рода "допуск" на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при  этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

 С прочей стороны, одаренность вдали не постоянно можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском  возрасте можно рассматривать в  качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует  учитывать сложность самой проблемы "одаренный ребенок". В значительной мере она связана со спецификой детской  одаренности. Одаренность конкретного  ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные  способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем  его достижений в будущем. Нельзя прикрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские  годы, более того при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут  либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание "одаренный ребенок" в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - "одаренный", на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может предстать болезненный вопрос о том, что дальше работать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих приподнято развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и приподнято развитый интеллект дают вероятность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.[21]

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует  использовать понятие "признаки одаренности  ребенка" (или понятие "ребенок  с признаками одаренности").

Признаки одаренности - это те особенности  одаренного ребенка, которые проявляются  в его реальной деятельности и  могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы  в ее определении и связаны  с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности  ребенка следует судить в единстве категорий "хочу" и "могу". Поэтому  признаки одаренности охватывают два  аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы  его деятельности. Мотивационный - характеризует  отношение ребенка к той или  иной стороне реальности, а также  к своей деятельности.

  Инструментальный аспект поведения  одаренного ребенка может быть  описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий  деятельности. Способы деятельности  одаренного ребенка обеспечивают  ее особую, качественно своеобразную  продуктивность. При этом выделяются  три основных уровня успешности  деятельности, с каждым из которых  связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности  и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение  новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности  за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее  появление, на первый взгляд, неожиданных  идей и решений.

  Для поведения одаренного ребенка  характерен главным образом третий  уровень успешности: новаторство,  как выход за пределы требований  выполняемой деятельности.[25]

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все работать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную пустяковина (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с прочий стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми