Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную  социально-психологическую реакцию  одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение  может принимать и демонстративные  черты.

Одну  из серьёзных причин таких социально-психологических  проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических  проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых  детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый  ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка  во многом определяется особенностями  формирующейся у него самооценки.[26]

Личностные трудности одарённых  детей ещё больше осложняются  в случаях формирования у них  неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого  ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим  наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

- трудности в нахождении близких  по духу друзей;

- проблемы участия в играх и  развлечениях сверстников; 

- проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

- очень ранний интерес к проблемам  мироздания и судьбе;

- диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

 Предупреждая негативные последствия  феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чередой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Система создана на основе индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности, к которым можно  отнести; консультацию родителей и  учителей по поводу организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и  за ним, организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.

К основным направлениям работы социального педагога в общеобразовательном учреждении с одаренными детьми могут быть отнесены следующие: 

- совместно с другими сотрудниками учреждений выявляет и вводит учет детей с признаками одаренности;

- устанавливает контакт с семьей такого ребенка;

- совместно с родителями ведет поиск возможности определить ребенка в специализированное учреждение, секцию, кружок, клуб;

- совместно с администрацией образовательного учреждения изыскивает возможности для создания на базе учреждения различных творческих групп;

- совместно с практическим психологом проводит комплексного исследования личностных особенностей ребенка с признаками одаренности, определение ого сложностей при взаимодействии с ровесниками, учителями, осуществляет разработку и реализацию индивидуальной программы по развитию социально значимых качеств личности.[27]

 

Выводы  по первой главе

Многие ученые глубоко изучали  проблемы одаренности. В научной литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности, одним из таких ученых является Американский психолог П. Торренс. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче. Группа исследователей Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Маркутина, АА Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.В. Попова, М.С. Старчеус, В. С. Юркевич также глубоко изучали проблемы одаренности. В их работах отражены современные исследования по данной проблеме в России и за рубежом.

Сущность  понятия «одаренность» раскрывает Н. И. Никитина.

Одаренность - это системное, развивающееся в  течение жизни качество психики, которое определяет вероятность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов  в одном или нескольких видах  деятельности по сравнению с другими  людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет  внутренние предпосылки для таких  достижений) в том или ином виде деятельности.

Дифференциация видов одаренности  определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов  одаренности можно назвать следующие:

1) вид деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики; 

2) степень сформированности одаренности;

3) форма ее проявления;

4) широта проявлений в различных  видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

Предупреждая негативные последствия  феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чередой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Методика  работы социального педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда  не прекращающийся процесс. Он требует  от социального педагога личностного  роста, хороших, постоянно обновляемых  знаний в области психологии одаренных  детей, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями, администрацией общеобразовательного заведения и  обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста  мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще  сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое исследование

2.1 Методы и методики исследования

После изучения теоретических аспектов методики работы социального педагога с одаренными детьми нами была определена цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционной социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Задачами  исследования являются:

1. Провести диагностику личностных  особенностей одаренных детей  младшего школьного возраста.

2. Интерпретировать полученные данные.

3. Разработать программу коррекционной социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза: одаренные дети могут иметь проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Исследование  проводилось на базе МОУ «СОШ № 4»  города Жирновска.

В исследовании принимали участие  младшие школьники (5 чел.), признаки интеллектуальной и творческой одаренности у которых выявили ранее педагог-психолог и учителя с помощью комплексного психодиагоностичекого материала.

Для комплексного изучения личностных особенностей одаренных детей были использованы следующие методики:

1. Графическая методика «Кактус» (Приложение 1).

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому  выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш, предлагается нарисовать кактус таким, каким он себе его представляет. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

- Агрессивность – наличие  иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко  расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень  агрессивности.

- Импульсивность – отрывистые  линии, сильный нажим.

- Эгоцентризм, стремление  к лидерству – крупный рисунок,  расположенный в центре листа.

- Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок,  расположенный внизу листа.

-  Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

- Скрытность, осторожность  – расположение зигзагов по  контуру или внутри кактуса.

- Оптимизм – изображение  «радостных» кактусов, использование  ярких цветов в варианте с  цветными карандашами.

- Тревожность – преобладание  внутренней штриховки, прерывистые  линии, использование темных цветов  в варианте с цветными карандашами.

- Женственность – наличие  мягких линий и форм, украшений,  цветов.

- Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

- Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

- Стремление к домашней  защите, чувство семейной общности  – наличие цветочного горшка  на рисунке, изображение домашнего  кактуса.

- Отсутствие стремления  к домашней защите, чувство одиночества  – изображение дикорастущего,  пустынного кактуса.

- После завершения рисунка  ребенку в качестве дополнения  можно задать вопросы, ответы  которые помогут уточнить интерпретацию.

2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 4).

Цель: определение уровня тревожности  ребенка.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для  жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке  изображен мальчик). Лицо ребенка  на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен  двумя дополнительными рисунками  детской головы, по размерам точно  соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном  порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив  ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Далее проводится качественный и  количественный анализ результатов  теста, согласно которому определяется уровень тревожности ребенка.

3. Методика Дембо-Рубинштейн (Приложение 3).

Цель: исследование самооценки ребенка.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика может проводиться  как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно  ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого  испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы  вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ  выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в  соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

-уровень притязаний — расстояние  в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

-высоту самооценки — от «о» до знака «-»;

-значение расхождения между  уровнем притязаний и самооценкой  — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Также диагностический этап направлен  на сбор информации об испытуемых посредством: беседы с учителями, беседы с родителями; анкетирования родителей, изучения особенностей развития; изучения данных об успеваемости, анализа документов деятельности детей; изучения особенностей классного коллектива, наблюдения за одаренными детьми в процессе их общения с классным коллективом.

 

2.2 Интерпретация  полученных данных

 

1. Изучение  эмоционально-личностной сферы с  помощью графического теста «Кактус». Результаты обработанных данных  представлены в таблице 1.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми