Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:48, дипломная работа
Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.
Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50
3. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н. И. Бочарова.- М.: Изд. центр « Академия», 2001.- 208 с.
4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова.- М.:Изд. центр «Академия»,2000.- 440 с.
5. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2007. - 336с.
6. Гильбрух, Ю.З. Внимание: одаренность / Ю. З. Гильбрух. -М.: Знание, 2000, 79 с.
7. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. - М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.- 448 с.
8. Матюшкин, А.М. Одаренность и
возраст. Развитие творческого
потенциала одаренных детей:
9. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой., сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2003.- 96 с.
10. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика:Учебник / Л. В. Мардахаев.- М.: Гардарики, 2003. -269 с.
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика:
12. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. завед / А. И. Савенков.- М.: «Академия», 2000.-232с.
13. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебн. Пособие для студ. высш. учебн.заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.
14. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2001. -600 с.
15. Теплов, Б.М. Способность и одаренность: Избранные труды в 2томах / Б.М. Теплов.- М., 2001.- 461 с.
16. Хахалин, Л.И. Загадки вашего ребенка / Л. И. Хахалин.-М.: Знание, 2001.- 94 с.
17. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. В. Шакурова.- М.: «Академия», 2002. -272 с.
Научная литература
18. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской адаренности / А. И. Грабовский // Педагогика. – 2003. - №8. – С.13-18.
19. Лейтес, Н.С. Легко ли быть одаренным / Н. С. Лейтес // Семья и школа.-2000.- №6.- С.34-36.
20. Липский, И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс/ И. А. Липский // Педагогика. -2001. -№1. –С.24-32.
21. Матнешкин, А.М. Концепция творческой одаренности/ А. М. Матешкин // Вопросы психологии.-2001.- №6.- С.29-33.
22. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку/ Н. П. Миронов // Педагогика.- 2004.- №5.- С.33-42.
23. Савенков, А. И. Одаренные дети в обычной школе /А. И. Савенков // Народное образование.-2002.- №9.- С.183-185.
24. Шумакова, И.В. Исследовния творческой одаренности с использованием жестов П. Торренса у младших школьников/ Вопросы психологии.-2001.- №1.- С.27-32.
25. Щебланова, Е.И. Современные лонгитнедные исследования одаренности / Е. И. Щебланова// Вопросыпсихологии.-2003.- №6.- С.134-139.
Электронные ресурсы
26. Акимова, Т. М. Проблемы
27. Сметанникова, И. В. Одаренность как
психолого-педагогическая проблема/ И.
В. Сметанникова.- e-lib.gasu.ru/konf/sssk/
Приложение 1
Графическая методика “Кактус”
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики
испытуемому выдается лист
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов
принимаются во внимание
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
- характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
- Агрессивность – наличие
иголок, особенно их большое
- Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
- Эгоцентризм, стремление
к лидерству – крупный рисунок,
- Неуверенность в себе,
зависимость – маленький
- Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
- Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
- Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
- Тревожность – преобладание
внутренней штриховки,
- Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
- Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
- Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
- Стремление к домашней
защите, чувство семейной общности
– наличие цветочного горшка
на рисунке, изображение
- Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
- После завершения рисунка
ребенку в качестве дополнения
можно задать вопросы, ответы
которые помогут уточнить
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться,
когда за ним ухаживают,
4. Кактус растет один
или с каким-то растением по
соседству? Если растет с
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Приложение 2
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Назначение теста: определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста:
Экспериментальный материал
состоит из 14 рисунков размером 8,5*11
см. Каждый рисунок представляет
собой некоторую типичную для
жизни младшего школьника
Каждый рисунок выполнен
в двух вариантах: для девочки
(на рисунке изображена
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция к тесту:
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком
Тестовый материал:
Обработка и анализ результатов теста:
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня
индекса тревожности дети
-высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
-средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
-низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка
Как правило, наибольший
Приложение 3
Методика Дембо – Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан)
Цель: исследование самооценки ребенка.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми