Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста; разработка программы коррекционно-развивающей социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога
с одаренными детьми………………………………………………..…………8
1.1 Основные проблемы и исследования в области одаренности……………..8
1.2 Определение понятия «одаренность», классификация одаренности….12
1.3 Методика работы социального педагога в общеобразовательной
школе с одаренными детьми………………………………………………….19
Выводы по первой главе……………………………………………………….33
Глава 2. Практическое исследование одаренности школьников……………36
2.1 Методы и методики исследования………………………………………..36
2.2 Интерпретация полученных данных……………………………………..39
2.3Программа коррекционно-развивающей
социально-педагогической деятельности с одаренными детьми ……….…42
Выводы по второй главе……………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 745.76 Кб (Скачать)

3. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н. И. Бочарова.- М.: Изд. центр « Академия», 2001.- 208 с.

4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова.- М.:Изд. центр «Академия»,2000.- 440 с.

5. Воспитательная деятельность  педагога / под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2007. - 336с.

6. Гильбрух, Ю.З. Внимание: одаренность  / Ю. З. Гильбрух. -М.: Знание, 2000, 79 с. 

7. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. - М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.- 448 с.

8. Матюшкин, А.М. Одаренность и  возраст. Развитие творческого  потенциала одаренных детей: Учебное  пособие / А. М. Матюшкин.- Москва-Воронеж, 2004.-191с.

9. Методика работы социального  педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой., сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2003.- 96 с.

10. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика:Учебник / Л. В. Мардахаев.- М.: Гардарики, 2003. -269 с.

11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика:Учеб. для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик, под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия»,2000. -184 с.

12. Савенков, А. И. Одаренные дети  в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. завед / А. И. Савенков.- М.: «Академия», 2000.-232с.

13. Социальная педагогика. Курс  лекций: Учебн. Пособие для студ. высш. учебн.заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.

14. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2001. -600 с.

         15. Теплов, Б.М. Способность и одаренность: Избранные труды в 2томах / Б.М. Теплов.- М., 2001.- 461 с.

16. Хахалин, Л.И. Загадки вашего ребенка / Л. И. Хахалин.-М.: Знание, 2001.- 94 с.

17. Шакурова, М.В. Методика и технология  работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. В. Шакурова.- М.: «Академия», 2002. -272 с.

Научная литература

18. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской адаренности / А. И. Грабовский  // Педагогика. – 2003. - №8. – С.13-18.

19. Лейтес, Н.С. Легко ли быть одаренным / Н. С. Лейтес // Семья и школа.-2000.- №6.- С.34-36.

20. Липский, И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс/ И. А. Липский // Педагогика. -2001. -№1. –С.24-32.

         21. Матнешкин, А.М. Концепция творческой одаренности/ А. М. Матешкин // Вопросы психологии.-2001.- №6.- С.29-33.

22. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку/ Н. П. Миронов // Педагогика.- 2004.- №5.- С.33-42.

23. Савенков, А. И. Одаренные дети в обычной школе /А. И. Савенков // Народное образование.-2002.- №9.- С.183-185.

24. Шумакова, И.В. Исследовния творческой одаренности с использованием жестов П. Торренса у младших школьников/ Вопросы психологии.-2001.- №1.- С.27-32.

        25. Щебланова, Е.И. Современные лонгитнедные исследования одаренности / Е. И. Щебланова// Вопросыпсихологии.-2003.- №6.- С.134-139.

Электронные ресурсы

26. Акимова, Т. М. Проблемы адаптации  одаренных детей/ Т. М. Акимова.- detochka.ru/articles/detail.php

27. Сметанникова, И. В. Одаренность как психолого-педагогическая проблема/ И. В. Сметанникова.- e-lib.gasu.ru/konf/sssk/arhive/2006/01/R_2_8.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Графическая методика “Кактус”

 Методика предназначена  для работы с детьми старше 3 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

 При проведении диагностики  испытуемому выдается лист бумаги  форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе  бумаги нарисуй кактус - таким, каким  ты его себе представляешь». Вопросы  и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

 При обработке результатов  принимаются во внимание данные  соответствующие всем графическим  методам, а именно:

- пространственное положение 

- размер рисунка

- характеристики линий

- сила нажима на карандаш

 Кроме того, учитываются  специфические показатели, характерные  именно для данной методики:

- характеристика «образа  кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

- характеристика манеры  рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

- характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать  качества личности испытуемого ребенка :

- Агрессивность – наличие  иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко  расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень  агрессивности.

- Импульсивность – отрывистые  линии, сильный нажим.

- Эгоцентризм, стремление  к лидерству – крупный рисунок,  расположенный в центре листа.

- Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок,  расположенный внизу листа.

-  Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

- Скрытность, осторожность  – расположение зигзагов по  контуру или внутри кактуса.

- Оптимизм – изображение  «радостных» кактусов, использование  ярких цветов в варианте с  цветными карандашами.

- Тревожность – преобладание  внутренней штриховки, прерывистые  линии, использование темных цветов  в варианте с цветными карандашами.

- Женственность – наличие  мягких линий и форм, украшений,  цветов.

- Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

- Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

- Стремление к домашней  защите, чувство семейной общности  – наличие цветочного горшка  на рисунке, изображение домашнего  кактуса.

- Отсутствие стремления  к домашней защите, чувство одиночества  – изображение дикорастущего,  пустынного кактуса.

- После завершения рисунка  ребенку в качестве дополнения  можно задать вопросы, ответы  которые помогут уточнить интерпретацию: 

1. Этот кактус домашний  или дикий? 

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать? 

3. Кактусу нравиться,  когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом,  то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет,  то, как он изменится (иголки, объем,  отростки)?

 

Приложение 2

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Назначение теста:  определение  уровня тревожности ребенка.

Описание теста:

 Экспериментальный материал  состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет  собой некоторую типичную для  жизни младшего школьника ситуацию.

 Каждый рисунок выполнен  в двух вариантах: для девочки  (на рисунке изображена девочка)  и для мальчика (на рисунке  изображен мальчик). Лицо ребенка  на рисунке не прорисовано,  дан лишь контур головы. Каждый  рисунок снабжен двумя дополнительными  рисунками детской головы, по  размерам точно соответствующими  контуру лица на рисунке. На  одном из дополнительных рисунков  изображено улыбающееся лицо  ребенка, на другом – печальное. 

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель  дает инструкцию.

 Инструкция к тесту: 

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

 Выбор ребенком соответствующего  лица и словесные высказывания  ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе.

Тестовый материал:

 

 

Обработка и анализ результатов  теста:

Количественный анализ

На основании данных протокола  вычисляется индекс тревожности  ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

 В зависимости от уровня  индекса тревожности дети подразделяются  на 3 группы:

-высокий уровень тревожности  (ИТ выше 50%);

-средний уровень тревожности  (ИТ от 20 до 50%);

-низкий уровень тревожности  (ИТ от 0 до 20%).

 Качественный анализ 

Каждый ответ ребенка анализируется  отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным  значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный  эмоциональный выбор, вероятнее  всего будут обладать наивысшим  индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

 Как правило, наибольший уровень  тревожности проявляется в ситуациях,  моделирующих отношения ребенок-ребенок  («Игра с младшими детьми»,  «Объект агрессии», «Игра со  старшими детьми», «Агрессивное  нападение», «Изоляция»). Значительно  ниже уровень тревожности в  рисунках, моделирующих отношения  ребенок-взрослый («Ребенок и мать  с младенцем», «Выговор», «Игнорирование»,  «Ребенок с родителями»), и в  ситуациях, моделирующих повседневные  действия («Одевание», «Укладывание  спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика  Дембо – Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан)

Цель: исследование самооценки ребенка.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с одаренными детьми