Особенности социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование основных направлений государственного управления социальной работы с молодежью
В соответствии с поставленной целью курсовой работы определим задачи, необходимые для выполнения в ходе работы:
1. Исследовать особенности института государственного управления социальной работы с молодежью;
2. Проанализировать состояние и основные направления развития государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровне;
3. Определить основные стратегии развития социальной работы с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 5
1.1.Основы государственной молодежной политики 5
1.2.Основные проблемы российской молодежи 7
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 13
2.1.Практика реализации государственной молодежной политики
в ХМАО-Югре 13
2.2.Особенности реализации государственной молодежной
политики на муниципальном уровне в г. Нефтеюганске 19
ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте;

     пропаганда  здорового образа жизни.

     развитие художественного творчества молодежи:

     воспитание  у подростков и молодежи потребности  в освоении ценностей культуры, развитии вкуса, духовной культуры, участии в  культурной жизни города;

     организация подростковых и молодежных конкурсов  и фестивалей по различным направлениям художественного творчества.

     Международное молодежное сотрудничество:

     поддержка и развитие международных молодежных обменов в сфере молодежной политики;

     организация международных молодежных обменов с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи.

     Развитие  системы переподготовки и повышения  квалификации специалистов по работе с молодежью. Создание системы информационного  обеспечения молодежной политики:

     развитие  сети региональных учебных заведений, оказание им организационно-финансовой и научно-методической поддержки;

     проведение  исследовательских работ в сфере  государственной молодежной политики;

     разработка  предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления;

     Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений:

     информационное  обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских-подростковых объединений;

     решение социально-экономических проблем  студенческой молодежи; оказание помощи во временном трудоустройстве;

     организация летних лагерей отдыха. 

 

      ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С  МОЛОДЕЖЬЮ 

     Количество  молодых людей в возрасте 14 – 30 лет, проживающих в России, составит в ближайшее десятилетие примерно 30 миллионов человек. В соответствии с приоритетами Стратегии до  80% ресурсов должно быть направлено на реализацию проектов, связанных с развитием инновационной активности молодых и созданием условий для интеграции в жизнь общества молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Опыт реализации эффективных государственных и негосударственных программ и проектов для молодежи показывает, что сумма затрат на одного участника в таких проектах составляет от 2400 до 4000 рублей в год.  Причем конкретные затраты безусловно зависят и от содержания проекта и от географии его реализации и от опыта организаторов. Прогнозируется, что доля молодых людей, вовлеченных в инновационные проекты, составит примерно 10%, а доля молодых людей – участников  интеграционных проектов - около 20% от общего числа молодых жителей страны.  Проекты, направленные на информирование и вовлечение в социальные практики, не так затратны и требуют от 100 до 400 рублей в год на одного участника.  Эти цифры получены в результате анализа эффективности реализации широкомасштабных молодежных  проектов, поддержанными как в рамках государственных программ, так и негосударственными донорами. Опираясь на эти экспертные данные, можно будет провести и предварительную оценку эффективности предлагаемых к реализации общенациональных проектов, которые будут представлены федеральной целевой программой «Молодежь России». Успех этой программы обеспечит не только формирование человеческого капитала, необходимого для развития России, но и укрепит отношения между обществом и молодым человеком, в которых будет доминировать не потребительский мотив, а закономерная потребность молодого человека возвратить обществу заботу и участие, вложенные в него. Главным результатом реализации Стратегии должно стать повышение вклада молодых людей в развитие страны и улучшение положения молодежи в обществе.

     Оценку  реализации стратегии государственной  молодежной политики можно будет  проводить по трем основным группам  результатов. Первая группа результатов должна характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое развитие страны. Вторая группа результатов должна характеризовать изменения в положении молодежи в обществе. Третью группу составят результаты комплексной и независимой оценки эффективности реализации общенациональных проектов государственной молодежной политики.

     Для оценки эффективности реализации Стратегии  создана система измерителей, в  состав которой войдут статистические показатели, система прямых и косвенных  индикаторов, а также результаты социологических замеров. В результате будет создана независимая от органов управления система измерения эффективности  реализации молодежной политики.

     Целевые индикаторы и показатели для оценки реализации целей Стратегии будут  разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с международной статистикой и определения на этой основе целевых показателей, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития.

     Поскольку стратегия носит комплексный  характер, ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном  возрастном сегменте, то создание системы  измерителей, несомненно, должно коррелировать  и с общими показателями развития  ситуации. Проблемой в данном случае может быть вычленение эффекта реализации Cтратегии от эффектов, полученных при реализации других социальных программ. Для снятия данной проблемы будет проведена предварительная, предпроектная работа как в системе управления государственной молодежной политикой, органах государственной статистики, так и создание инструментария независимых социологических исследований и оценок.

     Система измерителей даст возможность не только судить о ситуации в молодежной среде, но и давать прогноз ее развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Индикаторы и показатели достижения целей будут построены в иерархической системе: основной общий показатель, показатели достижения цели государственной молодежной политики и, наконец, показатели достижения общенациональных проектов. Общий основной показатель достижения цели и стратегических задач Стратегии – Индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни. При расчете индекса здоровья используются данные о количестве умерших молодых людей по различным причинам смерти, при этом все причины сгруппированы по двум категориям: различные болезни и несчастные случаи.

     Для расчета индекса образования  анализируются данные о доле грамотных  среди молодежи, об охвате населения  в возрасте от 16 до 24 лет образованием различного уровня, а также о качестве полученного ими образования. Оценка качества полученного молодежью образования производится на основании данных о результатах единого государственного экзамена по русскому языку и математике. Единый государственный экзамен является в настоящее время в России единственной массовой независимой оценкой качества знаний выпускников средних школ и его результаты могут использоваться для сравнения качества образования в большинстве субъектов Российской Федерации. Последняя составляющая Индекса развития молодежи - индекс дохода, входящий в состав обобщающего показателя индекса развития человеческого потенциала по субъектам Российской Федерации {33; С. 26}. Он позволяет комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения {48; С. 27}.

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Разработка  и введение в действие Федерального закона №122-ФЗ обусловлены давно назревшей необходимостью совершенствования системы натуральных выплат и льгот на новых принципах бюджетного федерализма и организации системы социальной поддержки населения в условиях изменившегося правового поля, распределения функций и ответственности федерального Центра, субъектов Федерации, муниципалитетов и других субъектов правоотношений в данной сфере.

     К очевидным недостаткам и органическим «порокам» существовавшей системы  натуральных выплат и льгот специалисты относят крайне широкие и неупорядоченные масштабы предоставления льгот, когда их натуральными формами зачастую пользовались не самые нуждающиеся граждане, размытые финансовые обязательства субъектов правоотношений. В конечном итоге это приводило к тому, что многие хозяйствующие субъекты (транспортные организации, организации связи, коммунальные службы и ряд других) необоснованно завышали тарифы на предоставляемые услуги. Они предъявляли к оплате федеральным, региональным органам исполнительной власти и муниципалитетам многократно завышенные платежные поручения, а в случае отказа от их оплаты обращались в судебные органы, которые в большинстве случаев выносили решения в пользу хозяйствующих субъектов.

     Помимо  формирования нездоровых хозяйственных  и правовых отношений данная ситуация приводила к неоправданному росту инфляции, которая «била» в первую очередь как раз по самым незащищенным слоям населения, а во многих случаях была причиной низкого качества предоставляемых услуг.

     Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ формирует новую систему социальных гарантий и мер социальной поддержки в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Однако  сама по себе декларация о социальном государстве не превращает в таковое  Россию автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется  и теоретическое обоснование  концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.

     Социальным  государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, способствующие достижению поставленных целей:

    • поддержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирование организации современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству);
    • проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);
    • улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);
    • совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);
    • охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций);
    • формирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

     Подтверждением  социальной, политической, идеологической и нравственной зрелости социального государства, общества в целом является становление и развитие института социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений.

     Социальная  защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики и представляет собой систему общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, содействию занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

     Социально-экономическая  политика российского правительства  нацелена на повышение уровня жизни населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан. В рамках совершенствования политики доходов населения стратегической задачей государства является восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, размер которой должен быть достаточным не только для удовлетворения текущих нужд в питании, одежде, жилье, но и потребностей в полноценном ежегодном отдыхе, а также для формирования сбережений.

     Принципиальным  вопросом введения в действие Федерального закона №122-ФЗ является сохранение существующего уровня социальной защиты граждан, имеющих право на получение льгот. Безусловно, введение нормативных положений, определенных статьей 153 Федерального закона на этапе второго чтения, значительно улучшило его качество с позиции социальной защиты граждан. Вместе с тем, обращают на себя внимание два момента.

     Во-первых, требование об оценке объема финансирования ранее предоставлявшихся льгот  и сохранении уровня гарантий Федеральный  закон адресует только региональному, но не федеральному законодателю, что является одной из причин того факта, что Правительство Российской Федерации так и не представило Федеральному Собранию детальное обоснование размера ежемесячных денежных выплат для отдельных категорий населения.

     Во-вторых, исходя из возможного содержательного  толкования упомянутой статьи 153 Федерального закона следует, что на региональном уровне объем финансирования выплат и льгот не может быть уменьшен, но не обязательно должен увеличиваться  с учетом темпов инфляции, так как такого требования Федеральный закон не содержит. В перспективе это может привести к снижению уровня социальной защиты граждан.

Информация о работе Особенности социальной работы с молодежью