Особенности социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование основных направлений государственного управления социальной работы с молодежью
В соответствии с поставленной целью курсовой работы определим задачи, необходимые для выполнения в ходе работы:
1. Исследовать особенности института государственного управления социальной работы с молодежью;
2. Проанализировать состояние и основные направления развития государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровне;
3. Определить основные стратегии развития социальной работы с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 5
1.1.Основы государственной молодежной политики 5
1.2.Основные проблемы российской молодежи 7
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 13
2.1.Практика реализации государственной молодежной политики
в ХМАО-Югре 13
2.2.Особенности реализации государственной молодежной
политики на муниципальном уровне в г. Нефтеюганске 19
ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     Это прямые издержки и просчеты социальной политики, оплачиваемые всем российским  обществом. Их цена запредельна и с ней невозможно смириться.

     Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а так же обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие  десятилетия, выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к  молодежной политике.

     Стратегия определяет целью государственной  молодежной политики  развитие потенциала молодежи в интересах России.

     Учитывая  масштаб задач, стоящих перед  страной и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.

     В то же время мировой и отечественный  опыт убедительно доказывает, что  для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей.  В результате,  в обществе объективно формируются определенные группы:

    1. Граждан, отличающихся  повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и  лидерских качеств,  живущих в целом состоятельнее своих сограждан.  Их доля в обществе не превышает 10 – 15%.
    2. Граждан, готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров  и услуг.  Доля таковых  - 65 – 75 % от населения. Как показывают российские исследования {32; С. 11}, именно для этой группы населения характерна заниженная оценка уровня своей жизни и возможностей роста.
    3. Граждан, стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации и живущих беднее своих сограждан. Доля таких людей составляет в среднем  15 – 20 % от общей  численности населения.

     Каждая  из этих групп состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социальная политика эффективна только в том случае, если она действует  в отношении каждой  из названных групп адресно, в  точном соответствии с  их проблемами и потребностями,   но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину.

     В результате такой политики формируются  внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки,  и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем.

     Учитывая  тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна  реализовать три приоритета:

  1. Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную  практику;
  2. Развитие инновационной активности молодежи;
  3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

     Молодежная  политика призвана объединить государственные  и негосударственные ресурсы, адресно  направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить: 

  1. Системное, полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, базирующееся на интерактивных подходах и новейших коммуникационных технологиях, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития и вовлечение молодежи в многообразную социальную практику. Такая система информирования и вовлечения молодого человека, не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и  укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
  2. Выявление, продвижение, поддержку активности молодежи в социально-экономической, общественно-политической и творческой сферах. Это будет способствовать формированию инновационного климата, необходимого для  развития конкурентоспособности, даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
  3. Вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. К ним, прежде всего, относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ- инфицированные и наркозависимые молодые люди. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку неуспешности, сократит базу для развития различных фобий в общественном сознании. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанной с прямой финансовой поддержкой этих категорий жителей страны.

     Такая система приоритетов максимально  увеличит вклад молодежи в успех  и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и  минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

     Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.  
 

 

      ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 

     2.1.Практика реализации государственной молодежной политики в ХМАО-Югре 

     Сегодня Россия находится на важном этапе  своего экономического, политического  и социального развития. Кризис переходного  периода преодолен, и страна начинает работать в режиме стабилизации позитивных завоеваний. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Российская молодежь - главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.

     Все позитивные и  негативные явления, сопровождающие преобразовательные процессы в молодежной среде в масштабах страны, как в капле воды, отражены и в масштабе Ханты-Мансийского автономного округа. Наш регион во многом и выделяется среди соседей именно своим "молодежным" лицом: активно развивающийся промышленный край, с физически ощутимым стремительным темпом жизни, средний возраст жителей которого - около 30 лет.

     Государственная молодежная политика является составной  частью государственной политики в  области социально-экономического, культурного и национального развития Ханты-Мансийского автономного округа уже более 10 лет, и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути.

     Действующая окружная целевая программа "Молодежь Ханты-Мансийского автономного округа. 2003-2005 годы" принята Думой Ханты-Мансийского автономного округа 29 ноября 2002 года как продолжение Программы "Молодежь Ханты-Мансийского автономного округа 2000-2002 годы" Содержание ее направлений, подпрограмм, проектов и мероприятий определяется с учетом их реализации.

     Приоритетными направлениями реализации государственной  молодежной политики признаны:

     повышение уровня гражданско-патриотического  сознания и поведения молодежи;

     укрепление  института молодежной семьи и  решение жилищных проблем молодежи и молодых семей;

     создание  условий для реализации образовательного, творческого, духовно-нравственного потенциала и стимулирования инновационной деятельности молодежи;

     организация свободного времени, летнего молодежного, семейного и детского отдыха, физического  развития молодежи;

     содействие  профессиональной занятости и росту  деловой активности работающей молодежи;

     поддержка деятельности детских, молодежных общественных объединений, развития системы социальных служб и клубов для молодежи и  подростков;

     профилактика  зависимости от наркотиков и психоактивных  веществ, асоциальных явлений в  молодежной среде, правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи.

     Окончательно  сформирована и обрела зримые очертания  система мер и механизмов реализации государственной молодежной политики. На сегодняшний день Комитет по молодежной политике автономного округа четко определил для себя стратегические цели, на решение которых будут направляться концентрированные усилия, а также тактические меры для достижения поставленных задач.

     Цель  Программы Ханты-Мансийского автономного  округа "Молодежь Ханты-Мансийского автономного округа. 2004-2007 годы" - создание правовых, экономических, политических, социальных условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности, воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов, реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений, поддержки и стимулирования семей, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

     В качестве приоритетных направлений  на указанный период выделяются:

     повышение уровня гражданско-патриотического  сознания и поведения молодежи,

     укрепление  института молодежной семьи и  решение жилищных проблем молодежи и молодых семей,

     создание  условий для реализации образовательного, творческого, духовно-нравственного  потенциала и стимулирования инновационной  деятельности молодежи,

     организация свободного времени, летнего молодежного, семейного и детского отдыха, физического  развития молодежи,

     содействие  профессиональной занятости и росту  деловой активности работающей молодежи,

     поддержка деятельности детских, молодежных общественных объединений, развития системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков,

     профилактика  зависимости от наркотиков и психоактивных  веществ, асоциальных явлений в  молодежной среде,

     правовая  защита и сохранение психического здоровья молодежи.

     Реализация  основных направлений государственной  молодежной политики

     Комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры выступил организатором заседания постоянно  действующего совещания территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти социально-экономического блока при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.

     11 марта 2006 года на совещании рассматривался вопрос о ходе реализации государственной молодежной политики в УрФО и сохранении созданной в округе эффективной системы работы с молодежью, в рамках работы секций обсуждались стратегические цели и задачи Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2010 годы. Решение совещания направлено Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.

     По  заказу Комитета по молодежной политике автономного округа Аналитическим  агентством "Новые стратегии" г. Москва, в сентябре проведено аналитическое  совещание "Приоритеты развития молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2006-2008 годы и подготовка рекомендаций по развитию взаимодействия органов власти с молодежными организациями". На совещании присутствовали руководители органов по делам молодежи МО округа, подведомственных окружных учреждений и молодежных общественных организаций. Выработанные в ходе совещания материалы используются разработчиками Программы "Молодежь Югры на 2006-2008 годы".

Информация о работе Особенности социальной работы с молодежью