Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего пилотажного исследования является – изучение гендерных особенностей профессиональной деятельности руководителя.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Провести теоретический анализ по исследуемой проблеме;
Изучить особенности руководства мужчин и женщин;
Подобрать методы и методики, направленные на выявление особенностей руководства;
Провести пилотажное исследование;
Описать количественный и качественный анализ пилотажного исследования.

Содержание

Введение
3
1. Гендерные особенности в профессиональной деятельности руководителя 5
1.1. Гендерные различия в стилях руководства 5
1.2. Гендерные аспекты построения карьеры 7
2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей
профессиональной деятельности руководителя 9

2.1. Гипотеза, цели, задачи исследования
9

2.2. Описание методов и методик
9

2.3. Описание выборки 11

2.4. Процедура исследования 11

2.5 Описание результатов 11
Выводы
23
3. Рекомендации и виды тренингов с руководителями в области совершенствования управления персоналом и построения карьеры 24
3.1. Рекомендации руководителям в области совершенствования управления персоналом 24
3.2. Виды тренингов с руководителями предприятий 28
Заключение 38
Список литературы
39

Работа содержит 1 файл

Курсовой прект Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

     3) отсутствие поддержки и одобрения  своей профессиональной деятельности  со стороны мужа и значимых  других людей;

     4) постоянное ощущение дефицита  времени.

     Таким образом, можно сделать  вывод, что женщина руководитель  активно делающая карьеру, иногда  может демонстрировать необоснованно  жесткое поведение, более жестокое, чем мужчины: усваивая правила  игры «которые придуманы мужчинами  и не являются для нее привычными», она может не почувствовать допустимого предела волевого давления и, стремясь не показаться мужчине слабой, «перегнуть палку». Обратный случай, когда женщина руководитель манипулирует подчиненными, демонстрируя зависимое «женское» поведение, чтобы сгладить остроту конфликта или заставить мужчин работать. Она апеллирует к «мужским» качествам подчиненным, не умея подобрать другие доводы.

     Таким образом, вопрос о  влиянии гендерного аспекта личности руководителя на особенности управления персоналом не столь прост и однозначен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

2.1. Гипотеза, цели, задачи исследования

     Теоретическое изучение особенностей  руководства мужчин и женщин на предприятиях, позволило выдвинуть следующую гипотезу – профессиональные особенности руководителя связаны с их гендерным аспектом.

     Целью нашего пилотажного исследования является – изучение гендерных особенностей профессиональной деятельности руководителя.

     Для достижения цели поставлены  следующие задачи:

  1. Определить стиль руководства мужчин и женщин с помощью методики Тест «Стили руководства» под редакцией Л.Д. Столяренко;
  2. Определить тип руководителей в зависимости от гендерного аспекта, используя методику Тест «Проверьте, какой Вы руководитель» под редакцией Л.Г. Серого;
  3. Выявить основные тенденции поведения руководителя в группе с помощью методики «Q-сортировка тенденций поведения в группе», разработанной В.Стефансоном;
  4. Провести психологический анализ результатов .

     Объектом  является профессиональная деятельность руководителей.

    Предметом  является влияние гендерного аспекта личности руководителя на особенности управления персоналом.

    2.2. Описание методов и методик

     Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминаций, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

     Для исследования гендерных особенностей  профессиональной деятельности  руководителя  были использованы 3 методики:

     Тест «Стили руководства», под редакцией Л.Д. Столяренко (16) представляет собой 40 утверждений, позволяющих определить стиль руководства коллективом. Каждому утверждению соответствует пять возможных варианта ответа на них. Испытуемому предлагается внимательно прочитать утверждение и выбрать один из вариантов ответа.

      При выбранном руководителем  варианте ответа (нет, так совсем  не бывает; нет, как правило,  так не бывает; неопределенная  оценка; да, как правило, так бывает; да, так бывает всегда) начисляется определенное количество баллов

( 1; 2; 3; 4; 5;). Далее подсчитывается суммарный  балл по всем ответам. 

     По сумме полученных баллов  следующим образом определяется  стиль управления коллективом

    Тест  «Проверьте, какой  Вы руководитель», по редакцией Серого Л.Г.

(14), состоит из 14 утверждений, на каждое из которых предлагается два варианта ответа: да; нет. С данными утверждениями руководители либо соглашаются, либо опровергают. Данный тест характеризует, обладает ли руководитель необходимыми управленческими способности для работы с коллективом. За каждое соответствие с ключом руководители получают от 0 до 2 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.

     По сумме полученных баллов оцениваются возможности руководителя.

     Тест «Q- сортировка тенденций поведения в группе», разработанный В. Стефансоном (16). Опросник представляет собой 60 утверждений. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: да; нет; сомневаюсь. Руководителю предлагается внимательно прочитать утверждения и если оно соответствует его представлению о себе как о члене данной конкретной группы, то он отмечает ответ «да», или «нет», если оно противоречит его представлению и только в исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Данная методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы». 

      За каждое соответствие с ключом руководители получают 1 балл. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.  В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций.

    Нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают, говорит об источнике внутреннего конфликта личности.

    2.3. Описание выборки

  В  нашем исследовании приняло участие  10 руководителей  мужчин в возрасте  от 27 до 57 лет  и 10 руководителей  женщин в возрасте от 31  до 58 лет. Все  руководители имеют высшее образование и работают в государственных учреждениях.

    2.4. Процедура исследования

    На первом этапе нашего пилотажного  исследования целью являлось  сформировать выборку и подобрать  необходимые  методики.

     На втором этапе были проведены 3 методики: « Стили руководства» под редакцией Л.Д.Столяренко, « Проверьте, какой Вы руководитель» под редакцией Л.Г.Серова, «Q- сортировка тенденций поведения в группе» разработанная В.Стефансоном.

     Заключительным этапом являлась  обработка и проведение психологического анализа полученных результатов.

    2.5. Описание результатов

     Была применена первичная статистическая  обработка данных, выборочное среднее  значение, представляющего собой  среднюю оценку изучаемого в  эксперименте психологического  качества.

     Выборочное среднее значение  определяется при помощи следующей  формулы:

   

 где х- выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке; n- количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей,  на основе  которых вычисляется средняя величина;  х  - частные значения показателей у отдельных испытуемых.  Всего таких показателей  n, поэтому индекс k данной переменной принимает значение от 1 до n;     - принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение

соответственно  означает сумму всех  х с индексом k  от 1 до n.     

     Был проведен количественный  и качественный анализ по определению  стиля руководства коллективом,  определения типа руководителя и выявления основных тенденций поведения  руководителя в группе.

     Рассмотрим детально полученные  показатели по методике «Стили  руководства».

     Руководителям предприятий предлагалось  внимательно прочитать каждое  утверждение  и выбрать один  из пяти возможных варианта ответа: 1балл - нет, так совсем не бывает; 2балла - нет, как правило, так не бывает; 3 балла – неопределенная оценка; 4 балла - да, как правило, так бывает; 5баллов - да, так бывает всегда.

      Далее подсчитывается суммарный  балл по всем ответам.

     По сумме полученных   баллов  определяется стиль управления  коллективом.

     «Сырые баллы» по определению  стиля управления коллективом  в зависимости от гендерных  различий представлены в следующих  таблицах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.  «Сырые баллы» по определению стиля управления коллективом в зависимости от гендерных особенностей (мужчины) 

 
 
Мужчины
Стили управления
Авторитарный Демократический Непоследовательный Попустительский
А В А В А В А В
1. 61 75            
2. 63 91              
3. 66 75            
4. 61 75            
5. 65 89            
6.     73 66        
7.         74 71    
8.         71 70    
9.         76 73    
10.         80 72    
 
 

Таблица 2. Средний показатель  по определению стиля  управления коллективом  в зависимости  от гендерных особенностей (мужчины) 

     Мужчины
Стили управления
Авторитарный Демократический Непоследовательный Попустительский
50% 10% 40% -
 
 
 
 

Таблица 3.  «Сырые баллы» по определению стиля  управления коллективом  в зависимости  от гендерных особенностей (женщины) 

 
 
Женщины
Стили управления
Авторитарный Демократический Попустительский Непоследовательный
А В А В А В А В
1. 74 94            
2.     81 69        
3.     73 66        
4.         86 83    
5.             83 86
6.             77 73
7.             74 76
8.             82 83
9.             79 82
10.             74 71

Информация о работе Особенности руководства и построения карьеры мужчин и женщин