Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 04:50, курсовая работа
Цель: рассмотрение возникшей теории семейного воспитания.
Объект - теория семейного воспитания.
Предмет - личность и идеи П.Ф.Лесгафта.
Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие.
Задачи:
1.Изучить факторы, влияющие на формирование взглядов ученого в процессе его взросления.
2. Рассмотреть время в которое жил П.Ф.Лесгафт.
3.Определить взаимосвязь времени и общественно-педагогической деятельности ученого.
4. Рассмотреть динамику развития точки зрения ученого на вопрос среды воспитания
5. Обосновать актуальность данного вопроса в то время.
6. Изучить основные положения его теории.
7. Выяснить актуальность теории в наше время
Введение…………………………………………………………………………. 4
I часть - жизненный путь П.Ф.Лесгафта………………………………………
1.1 Рождение и детство…………………………………………………….6
1.2 Начало самостоятельной жизни…………………………………….……8
1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта……...9
1.4 Общественно-педагогическая деятельность………………….12
1.5 Столкновения с властями…………………………………….….12
1.6 Возвращение в Петербург……………………………………….14
1.7 Конец жизненного пути……………………………...…………..16
Выводы…………………………………………………………………… 17
II часть – идеи личности и теория семейного воспитания…………..………..
Личность и идеи…………………………………………………..18
Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта……………..………..20
Проблема значения среды в воспитании человека…………………… 22
Методика изучения личности………………………………………..….23
Необходимые условия нормального воспитания………………………26
Воспитание ребёнка в семье…………………………….……………….29
III часть - актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время……........34
Заключение………………………………………………………………………..36
Библиография……………………………………………………………..………39
В «Семейном воспитании...» дано подробное объяснение, как можно анализировать по поведению человека степень развития у него нравственного характера (литература №6 - с. 147).
Классификация нравственных типов
Особый интерес в педагогике П.Ф. Лесгафта имеет его учение о типах. Его типы — это не типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлова), а типы личности человека. Различные типы описаны им столь ярко, так критически разобраны и рассмотрены на разных примерах из жизни и художественной литературы, что представляли для родителей и учителей значительно больший интерес и давали гораздо больше, чем многие надуманные, абстрактные, искусственные и безжизненные классификации характеров и личностей, даваемые в изобилии в педагогической и психологической литературе.
К сожалению, типы П.Ф. Лесгафта в настоящее время почти забыты. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам — родителям, воспитателям и учителям — разобраться в индивидуальных особенностях ребенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования.
Типы описаны П.Ф. Лесгафтом в одном из главных его трудов «Семейное воспитание ребенка и его значение». Он разделил все многообразие детской психики на 6 типов. В их названиях очень образно, емко и четко отражено главное, самое характерное качество в сложной картине индивидуальных особенностей ребенка. Вот эти названия: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. Типы составляют основную часть его представления об идеально-нормальной личности, которую следует формировать всей психолого-педагогической системе воспитания, образования. Пересказать характеристики типов невозможно и бесполезно. О них нужно читать у самого П.Ф. Лесгафта. Каждому типу посвящено много страниц текста, можно сказать, это целые брошюры, объединенные в единую книгу. Каждый тип имеет свои черты как положительные, так и отрицательные. Тип влияет на развитие психических процессов, особенно на память, мышление и внимание. Преобладание в развитии того или иного процесса определяется поведением ребенка, которое в свою очередь также зависит от типа. Тип сказывается в большой мере на отношениях ребенка с окружающими его людьми, родителями, родственниками, воспитателями, учителями, товарищами и к самому себе. Склад психики ребенка определенного типа может повлиять на выбор профессии. Он сказывается даже на внешнем виде ребенка.
П.Ф.
Лесгафт подробнейшим образом описывает,
при каких условиях он формируется, и подсказывает,
по какому пути следует идти матери, воспитателю,
чтобы вырастить ребенка определенного
типа.
|
В
реальной жизни условия и характер
воспитания могут многократно меняться,
поэтому человек может иметь проявления
одного или нескольких из указанных шести
нравственных типов.
2.5 Необходимые условия нормального воспитания
Одно из центральных мест в педагогических трудах П.Ф.Лесгафта занимает его учение об «идеально нормальной личности», которую должна формировать вся система воспитания и образования. Наиболее яркое выражение оно находит в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». Долгие годы работая над этой книгой, Лесгафт стремился ответить на волнующие человека вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие? Почему так много в жизни отклонений от идеального образа красивого, органично развитого человеческого организма? Он старался определить причины, мешающие каждому человеку достичь духовного совершенствования. Так он приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?
Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
Второе. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт).
Третье. Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Четвертое. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.
Пятое. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. И «медвежью услугу» оказывают своему ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.
Шестое. Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.
Седьмое. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Только в конце периода семейного воспитания, т. е. примерно в 7 лет, ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Поступление
в школу — чрезвычайно сложный
и ответственный перелом в жизни растущего
человека. Меняется ритм жизни, окружающая
среда, метод изучения мира. Период начальной
школы знаменует завершение формирования
нравственного типа ребенка. Здесь решается
задача: быть или не быть творческой личности.
По словам Лесгафта, школа должна дать
наиболее полное развитие разуму ребенка,
научить его абстрактно мыслить, проверять
полученные результаты математическими
методами, развить его трудолюбие, волевые
качества и воспитать человеком, живущим
по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание,
самоконтроль и самоанализ помогут человеку
управлять своим поведением и поступками,
чтобы всегда приближаться к своему идеалу.
2.6 Воспитание ребенка в семье
Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т.е. он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т.е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т.е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года; в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т.е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества.
Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится: точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания.
Необходимы, однако же, определенные условия для достижения приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.
1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения.
2. Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. При таких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды он будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.
Информация о работе Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта