Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 04:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение возникшей теории семейного воспитания.

Объект - теория семейного воспитания.

Предмет - личность и идеи П.Ф.Лесгафта.

Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие.

Задачи:

1.Изучить факторы, влияющие на формирование взглядов ученого в процессе его взросления.

2. Рассмотреть время в которое жил П.Ф.Лесгафт.

3.Определить взаимосвязь времени и общественно-педагогической деятельности ученого.

4. Рассмотреть динамику развития точки зрения ученого на вопрос среды воспитания

5. Обосновать актуальность данного вопроса в то время.

6. Изучить основные положения его теории.

7. Выяснить актуальность теории в наше время

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4

I часть - жизненный путь П.Ф.Лесгафта………………………………………

1.1 Рождение и детство…………………………………………………….6

1.2 Начало самостоятельной жизни…………………………………….……8

1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта……...9

1.4 Общественно-педагогическая деятельность………………….12

1.5 Столкновения с властями…………………………………….….12

1.6 Возвращение в Петербург……………………………………….14

1.7 Конец жизненного пути……………………………...…………..16

Выводы…………………………………………………………………… 17


II часть – идеи личности и теория семейного воспитания…………..………..

Личность и идеи…………………………………………………..18
Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта……………..………..20
Проблема значения среды в воспитании человека…………………… 22
Методика изучения личности………………………………………..….23
Необходимые условия нормального воспитания………………………26
Воспитание ребёнка в семье…………………………….……………….29


III часть - актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время……........34

Заключение………………………………………………………………………..36

Библиография……………………………………………………………..………39

Работа содержит 1 файл

Реферат. П.Ф.Лесгафт.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

   Влияние педагогических  сочинений   Н.   И.   Пирогова («Вопросы жизни», «Быть и казаться», «Школа и жизнь», «Взгляд на общий устав наших университетов» и др.) на П. Ф. Лесгафта сказывается в оптимистическом взгляде последнего на природу человека и на силу воспитания, в высокой  оценке  реального  образования   против   узкого утилитаризма в воспитании, в гуманном отношении к детям, понимании ведущего значения нравственного воспитания, в требованиях для своего времени свободы науки и университетского образования и др. Любознательный студент зачитывался научными и педагогическими сочинениями Пирогова. Они учили Лесгафта оптимистическому взгляду на природу человека и на силу воспитания и образования.

    П. Ф. Лесгафт выступал с речами на торжественных заседаниях, посвященных памяти Николая Ивановича Пирогова1. В речи, сказанной им 23 ноября 1883 г. в память  Н. И. Пирогова «О наказаниях в семье и их влияний на развитие типа ребенка», П. Ф. Лесгафт, будучи сам ярым противником телесного наказания детей, пытался даже реабилитировать Пирогова от заслуженных последним упреков и обвинений2 за половинчатость в этом вопросе.

    В 1856 году после отъезда Пирогова в Севастополь, за коим последовал его выход в отставку, заведовать анатомическим   институтом  стал  Грубер.

    Многие студенты побаивались этого пожилого полного человека с высоким чубом и длинными редкими бакенбардами на розовом лице. Может быть, эта боязнь объяснялась тем, что Венцеслав Леопольдович вел замкнутый образ жизни, отличался необыкновенной   суровостью   и   фанатичностю   в   работе. Его мудреные вопросы (между собой слушатели называли их «груберистикой») даже бывалых студентов сбивали с толку, а если отвечающий путался, был не точен в определениях, Грубер ставил ему без лишних слов «ноль в квадрате». Однако Грубер, как скоро заметил Лесгафт, был справедлив. Если видел, что студент занимается анатомией прилежно, не чурается препаровочных работ, то не ставил ему плохих отметок даже тогда, когда студент не усвоил материала. Он отсылал слушателя заниматься еще, а если и потом тот отвечал неудовлетворительно, отсылал снова.

   Любознательный юноша любил смотреть, как «выборгский император» ловко работал крепкими белыми руками. Часы, проведенные в тесном деревянном бараке у стола, пролетали как одно мгновение.

    Грубер, в свою очередь, тоже не мог не заметить среди студентов такого прилежного и добросовестного ученика, как Лесгафт, который оставался даже на патологоанатомические и судебно-медицинские вскрытия, а также на различные операции над трупами,  всегда  готов   был   сам  взяться  за  скальпель.

    Грубер познакомил Лесгафта со своим ассистентом молодым врачом Ландцертом и фельдшером Андроновским — искусным препаратором, частенько помогавшим студентам. Помощники Грубера стали поручать Лесгафту некоторые работы. Петр выполнял поручения с удивительной добросовестностью, обнаруживая   при   этом   прозорливость   и   смекалку.

   Академию  Лесгафт окончил в 1861 году также с серебряной медалью и был оставлен ассистентом, а потом проректором у профессора В. Л. Грубера.

    Работая в Медико-хирургической академии в продолжение восьми лет, П. Ф. Лесгафт защитил две диссертации: одну в 1865 г. на степень доктора медицины, другую через три года (в 1868 г.) — на степень доктора хирургии. Осень 1868 года была для Петра Францевича Лесгафта весьма знаменательной. Ученый совет Казанского университета признал его работы. 27 сентября Лесгафта избрали экстраординарным профессором.

   Целые тридцать лет кафедру физиологической анатомии занимал там известный ученый, профессор Евгений Филиппович Аристов, неизменно пользуясь любовью и уважением студенчества. И вот теперь его место предложили Лесгафту.

     К тому времени под влиянием идей передовых общественных деятелей Герцена и Чернышевского, под влиянием работ Пирогова, Сеченова, Ушинского, Ламарка и других ученых у Лесгафта начало складываться   научно-философское   мировоззрение.

    Рассказы  выходцев из Казанского университета могли только укрепить решение Лесгафта работать в этом учебном заведении, где его уже ждали.

      В январе 1869 года Петр Францевич приехал в Казань. Теперь он был профессором.

      Своими лекциями, организацией практических занятий для студентов и преданностью делу П. Ф. Лесгафт быстро завоевал симпатии студентов, передовой профессуры и стал одним из популярных и любимых профессоров Казанского университета. 

  1.4 Общественно-педагогическая деятельность.

    Общественно-педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта, начавшись под знаменем передовых демократических идей 60-х годов, продолжалась под усиливающимся гнетом мрачной реакции 70-х и 80-х годов3.

  Он был решительным, непримиримым противником схоластики и бездушного, грамматического классицизма, насаждавшихся по прусским образцам в гимназиях реакционнейшим министром народного образования Д. А. Толстым и сменившим его в 80-х годах его верным соратником Деляновым; последний еще больше ограничил доступ в гимназии детей недворянского происхождения.

  Мрачная политика царского самодержавия в области  народного просвещения оставалась при жизни П. Ф. Лесгафта, в основном, неизменной, несмотря на некоторые слабые и кратковременные просветления в ней под давлением прогрессивных общественных движений 90-х и 1900-х годов и, особенно, революции 1905 г. 

  1.5 Столкновения с властями

  Непосредственное  столкновение П. Ф. Лесгафта с властями началось с Казанского университета.

  Профессура  Казанского университета, как и профессура других университетов того времени, делилась на прогрессивное меньшинство, к которому принадлежал П. Ф. Лесгафт, и на консервативное и реакционное большинство, которое господствовало в университете и вместе с ректором университета, при попустительстве со стороны попечителя Казанского учебного округа, вело себя совершенно произвольно и относилось с явным пренебрежением к интересам, заявлениям и протестам представителей меньшинства.

  П. Ф. Лесгафт, будучи глубоко возмущен очередным произволом властей Казанского университета, выразившимся в келейном проведении лекарских экзаменов по предмету П. Ф. Лесгафта без его ведома, выступил в одой из петербургских газет со статьей «Что творится в Казанском университете», в которой разоблачил беззаконные действия университетской администрации.

  За  эту статью П.Ф.Лесгафт царским повелением, воспоследовавшим в результате ходатайства министра народного просвещения Д. А. Толстого, был в 1871 г. уволен из Казанского университета без права заниматься впредь, педагогической деятельностью.

  Увольнение  П. Ф. Лесгафта вызвало среди студенчества медицинского факультета, которое высоко ценило его волнение: студенты долго не допускали нового преподавателя на кафедру анатомии; они освистали первого, поднявшегося на кафедру после П. Ф. Лесгафта4.

    Со времени увольнения П. Ф. Лесгафта из Казанского университета он был признан неблагонадежным и над ним был установлен (как свидетельствуют архивные материалы) негласный надзор, под которым он находился всю свою жизнь5. 
 
 
 

  1.6  Возвращение в Петербург

  После увольнения из Казанского университета, осенью того же, 1871 г., П. Ф. Лесгафт вернулся вновь в Петербург, к своему старому учителю проф. В. Л. Груберу, который принял живое участие в судьбе своего талантливого ученика и дал ему возможность частным образом вести научные занятия по анатомии и руководить кружком женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии.

  С этих пор научно-педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта проходит, в основном, в Петербурге. Осенью 1874 г. по ходатайству  проф. В. Л. Грубера и, по всей вероятности, не без содействия либерально настроенного военного министра Д. А. Милютина, в ведении которого находилась Медико-хирургическая академия, П. Ф. Лесгафту было опять разрешено заниматься педагогической деятельностью.

      Работал П. Ф. Лесгафт в Главном управлении военно-учебных заведений,   в Петербургском   университете,   на Рождественских курсах лекарских  помощников;  организовывал различные курсы по подготовке руководителей физического   воспитания    и   образования;   организовал «С.-Петербургскую     биологическую    лабораторию»; проводил научно-исследовательскую работу и опубликовывал свои многочисленные научные труды.

  Но  над П. Ф. Лесгафтом тяготел негласный полицейский надзор, всячески тормозилась его научно-педагогическая деятельность, ему запрещали чтение лекции, закрывали организованные им курсы.

  4 марта 1901 г. П. Ф. Лесгафт  был свидетелем жестокого избиения полицией и жандармами студентов-демонстрантов на Казанской площади. Он организовал сбор подписей под протестом против этого зверства, за что его в том же году выслали из Петербурга, как неблагонадежного. Разрешили ему вернуться обратно в Петербург только через год.

         На свои курсы П. Ф. Лесгафт привлекал в качестве преподавателей наиболее передовых и выдающихся академиков и профессоров, например В. Л. Комарова, Е. В. Тарле, Н. А. Морозова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, М. М. Ковалевского и многих других крупных ученых и прогрессивных общественных деятелей.

          Курсы П. Ф. Лесгафта не без основания пользовались особым вниманием царских охранников. В 1906—1907 гг. последние доносили по начальству:

    «...являются постоянным местом для противозаконных собраний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах..., произносятся речи с призывом к насильственному ниспровержению всего ныне существующего строя» (1906 г.).

  «...в  ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пудов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для отправки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания».

  В 1905 г. лесгафтовские «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» при С.-Петербургской биологической лаборатории, существовавшие с 1896 г., были закрыты за участие слушателей курсов в событиях 9 января.

  В 1905 г. вместо закрытых курсов П. Ф. Лесгафту удаётся создать при Биологической же лаборатории Вольную высшую школу с отделением вечерних курсов для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге.

    Но так как и в Вольной высшей школе наряду с учебыми занятиями организовывались революционно-настроенной молодежью рабочие митинги, произносились революционные речи, производились сборы для революционных организаций и так как в помещении школы вел свою работу Совет рабочих депутатов, то в конце 1907 г. Вольная высшая школа также была закрыта, хотя нелегально она продолжала функционировать еще некоторое время. 

  1.7 Конец жизненного пути

  В 1909 г. было получено разрешение на открытие в здании С.-Петербургской Биологической лаборатории Естественно-исторических курсов Общества народных университетов, но П. Ф. Лесгафт был уже тяжело болен.

  По  настоянию врачей он был отправлен на лечение в Египет, близ Каира где и скончался 11 декабря 1909 г. на 73-м году своей большой и благородной жизни.

  Похороны  П. Ф. Лесгафта состоялись зимою в  Петербурге на литературных мостках Волкова кладбища (при мобилизации больших полицейских сил) и имели ярко выраженный характер политической демонстрации против глубоко ненавистного П. Ф. Лесгафту самодержавно-полицейского режима. В похоронной процессии участвовало свыше 5 тыс. человек. Было возложено на могильный холм около 200 одних лишь металлических венков.

  Исключительное  внимание, с которым отнеслась  общественность к похоронам П. Ф. Лесгафта, высокая оценка его личности и научно-педагогической деятельности со стороны различных организаций и учреждений, передовой профессуры, студенчества, учащихся средних школ, многочисленных его учеников и почитателей свидетельствовали о глубоком осуждении общественно-политического строя, который неотступно преследовал П. Ф. Лесгафта при его жизни и даже после его смерти.

  Категорически было запрещено полицией произнесение Речей на могиле. Лишь Н. А. Морозов, Приблизившись к могиле сказал: «Прощай, дорогой Пётр Францевич! Да будет нам примером твоя честная, бескорыстная трудовая жизнь!» 
 
 

Информация о работе Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта