Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 04:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение возникшей теории семейного воспитания.

Объект - теория семейного воспитания.

Предмет - личность и идеи П.Ф.Лесгафта.

Исходя из цели работы, автором были поставлены следующие.

Задачи:

1.Изучить факторы, влияющие на формирование взглядов ученого в процессе его взросления.

2. Рассмотреть время в которое жил П.Ф.Лесгафт.

3.Определить взаимосвязь времени и общественно-педагогической деятельности ученого.

4. Рассмотреть динамику развития точки зрения ученого на вопрос среды воспитания

5. Обосновать актуальность данного вопроса в то время.

6. Изучить основные положения его теории.

7. Выяснить актуальность теории в наше время

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4

I часть - жизненный путь П.Ф.Лесгафта………………………………………

1.1 Рождение и детство…………………………………………………….6

1.2 Начало самостоятельной жизни…………………………………….……8

1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта……...9

1.4 Общественно-педагогическая деятельность………………….12

1.5 Столкновения с властями…………………………………….….12

1.6 Возвращение в Петербург……………………………………….14

1.7 Конец жизненного пути……………………………...…………..16

Выводы…………………………………………………………………… 17


II часть – идеи личности и теория семейного воспитания…………..………..

Личность и идеи…………………………………………………..18
Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта……………..………..20
Проблема значения среды в воспитании человека…………………… 22
Методика изучения личности………………………………………..….23
Необходимые условия нормального воспитания………………………26
Воспитание ребёнка в семье…………………………….……………….29


III часть - актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время……........34

Заключение………………………………………………………………………..36

Библиография……………………………………………………………..………39

Работа содержит 1 файл

Реферат. П.Ф.Лесгафт.doc

— 232.00 Кб (Скачать)
 

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Смысл жизни – труд,

                                                    работа не для себя, а для других;

                                                только эта работа человека,

                                               совершаясь целыми поколениями,

                                               ведёт к бесконечному совершенствованию

                                              человеческой личности.

                                                                                                 П.Ф.Лесгафт. 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………. 4

I часть - жизненный путь П.Ф.Лесгафта………………………………………

   1.1 Рождение и детство…………………………………………………….6

   1.2 Начало самостоятельной жизни…………………………………….……8

  1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта……...9

    1.4 Общественно-педагогическая деятельность………………….12

    1.5 Столкновения с властями…………………………………….….12

  1.6 Возвращение в Петербург……………………………………….14

    1.7 Конец жизненного пути……………………………...…………..16

Выводы……………………………………………………………………  17 

II часть – идеи личности и теория семейного воспитания…………..………..

    1. Личность и идеи…………………………………………………..18
    2. Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта……………..………..20
    3. Проблема значения среды в воспитании человека…………………… 22
    4. Методика изучения личности………………………………………..….23
    5. Необходимые условия нормального воспитания………………………26
    6. Воспитание ребёнка в семье…………………………….……………….29
 

III часть - актуальность теории П.Ф.Лесгафта в настоящее время……........34

Заключение………………………………………………………………………..36

Библиография……………………………………………………………..………39 

ВВЕДЕНИЕ

     Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов  ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

       П.Ф.Лесгафт отдавал должное семье  как социальной ячейке. Значение среды в воспитании человека сознавали многие - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Пирогов, В.Н.Сорока-Росинский. В первой трети ХХ столетия идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды: А.Г.Калашников, Н.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, и в практике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой подход активно разрабатывают Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской.

       П.Ф.Лесгафт обогатил русскую и мировую педагогическую науку двумя капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (в трёх частях) и «Руководство   по   физическому   образованию   детей   школьного возраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокого обоснования семейному воспитанию.

     Книга «Семейное воспитание…» необычайно актуальна сегодня. Знакомство с ней поможет родителям в воспитании детей от самого рождения до их зрелости, поможет изучить возрастные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать. «Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности...».

          Эта книга может быть также  использована и в со временной практике воспитания детей и подростков в школе. В работе «Семейное воспитание» блестяще описаны задачи, методы и условия воспитания. Его основополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.

      Цель: рассмотрение возникшей теории семейного воспитания.

      Объект  - теория семейного воспитания.

      Предмет - личность и идеи П.Ф.Лесгафта.

      Исходя  из цели работы, автором были поставлены следующие.

    Задачи:

    1.Изучить факторы, влияющие на формирование взглядов ученого в процессе его взросления.

    2. Рассмотреть время в которое жил П.Ф.Лесгафт.

    3.Определить  взаимосвязь времени и общественно-педагогической деятельности ученого.

    4. Рассмотреть динамику развития точки зрения ученого на вопрос среды воспитания

    5. Обосновать актуальность данного вопроса в то время.

    6. Изучить основные положения его теории.

    7. Выяснить актуальность теории в наше время

    Задачи  решались с помощью следующих  методов исследования:

  1. Анализ трудов ученого.
  2. Анализ литературы написанной о Лесгафте

    Исходя  из поставленных задач, мы построили  следующую структуру работы. Первая глава  - биография Петра Францевича..

    Вторая глава посвящена его личности и идеям. Рассматриваются труды, написанные великим ученым связанные с воспитанием ребёнка в семье.

    Заключение  содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов и мысли о значении в настоящее время трудов П.Ф.Лесгафта.

    I часть  Жизненный путь П.Ф.Лесгафта

  Петр  Францевич Лесгафт — русский анатом, педагог и психолог, один из ярких представителей передовой педагогической теории и практики в России второй половины XIX и начала XX столетия — является вместе с тем крупным разносторонним русским ученым, выдающимся анатомом и биологом-материалистом.

    1.1 Рождение и детство.

      Родился Лесгафт (8)20 сентября 1837 г. в Петербурге, в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта. Это был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов. Изучая биографию Петра Францевича Лесгафта встречаешь загадку, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич».

        Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

        С детства у Петра Францевич  Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей  матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.

        В январе 1848 г., после получения домашнего  первоначального образования, Петр  Францевич  Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешколе - Главном народном училище.

        Учился  Лесгафт  неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю (отец считал, что у сына слабое здоровье, и хотел дать ему «хлебное» ремесло).

        Мы  не знаем, как складывались отношения  у строптивого подростка с  аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Потом с помощью своего старшего брата Александра (в семье было три брата и сестра) Петр снова поступил в гимназию – уже в один из старших классов. Заканчивал обучение в мужском отделение училища святой Анны, носившем название «Анненшуле». По окончании училища с серебряной медалью он поступил летом 1856 г. в Медико-хирургическую академию. Для поступления в неё явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр  Францевич  Лесгафт. Его зачислили на медицинское отделение. Родители, как положено, сшили ему новый мундир с двумя рядами светлых пуговиц. Он очень шел к его стройной, подобранной фигуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Начало самостоятельной жизни

      Это произошло еще до того, как в академии начались занятия. Новые товарищи пригласили Лесгафта на студенческую народническую вечеринку. За разговорами о грядущей свободе народа время пролетело незаметно. Когда стали расходиться по домам, было около четырех утра. Никогда Петр так долго не задерживался. Дома у него произошло столкновение с родителями. Обиженный и возмущенный их упреками, Петр решил уйти из дома отца, уйти немедленно.

    Подвернулась  по дешевке крохотная комнатка рядом с академией, и он снял ее. Теперь Лесгафт вынужден был сам искать средства к существованию.

    Когда заводились деньжата, Лесгафт питался  в дешевых кухмистерских. Если же в кармане гулял ветер, то обходился, как и многие его однокашники, черным хлебом с солью и рыбьим жиром, который при некоторой изворотливости студенты иногда получали  бесплатно  в  академической  аптеке.

    Вскоре  Лесгафт помирился с родителями, однако в отчий дом не вернулся. Ведь надо когда-то было начинать самостоятельную жизнь.

        Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую  академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.

        Под руководством ученого секретаря  конференции Николая Николаевича  Зинина Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. 

1.3   Влияние  профессоров  на  формирование  взглядов П.Ф.Лесгафта

   Многие  профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Петра Францевича существенное влияние. Своим главным учителем Лесгафт называл Н.И.Пирогова. Во время перемен длинные коридоры академии заполнялись студентами с разных курсов. Там и тут возникали споры и горячие обсуждения лекций профессоров или поступков студентов. Говоря об анатомии, старшекурсники упоминали фамилию Пирогова. Он для всех был непререкаемым авторитетом. Его пригласили в академию в 1839 году, когда Лесгафту было всего два года от роду. А через год по мысли великого хирурга уже была создана кафедра госпитальной хирургии, хирургической и патологической анатомии.

    Таким образом, Пирогову удалось, как говорили, «вырвать анатомию из состояния оцепенения». В 1846 в помощники себе Пирогов взял уже тогда довольно искусного анатома Венцеслава Леопольдовича Грубера, до этого работавшего проректором анатомии в Вене у всемирно известного профессора Гиртля. В академии Груберу поручили читать курсы описательной и хирургической анатомии, а также вести практические занятия. Этому делу он отдался весь без остатка и вскоре заслужил всеобщее уважение. Россия стала для Грубера вторым отечеством.

Информация о работе Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта