Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование», на примере Новосибирской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение основных проблем и перспектив реализации национального проекта «Образование» на территории Новосибирской области и разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области.

Задачи работы:

•раскрыть сущность образования в Российской Федерации;
•проанализивароть современное состояние образования в Российской Федерации;
•проанализировать реализацию национального проекта «Образование» в Новосибирской области и выявить проблемы и перспективы реализации;
•разработать рекомендации по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения состояния образования в Российской Федерации 5

1.1. Система образования в Российской Федерации 5

1.2. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации 13

1.3. Сущность Национального проекта «Образование» 15

Глава II. Анализ реализации Национального проекта «Образование» в Новосибирской области 19

2.1. Нормативно - правовая база совершенствования образования 19

2.2. Основные результаты реализация Национального проекта «Образование» 21

2.3. Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование» 25

Глава III. Совершенствование управления образованием в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» 31

3.1. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» на федеральном уровне 31

3.2. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» в Новосибирской области 33

Заключение 38

Список литературы: 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Образование.docx

— 103.02 Кб (Скачать)
 

     Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс  модернизации образования удовлетворяет общество. В данном направлении выявились некоторые проблемы. Среди насущных проблем Новосибирской области в сфере образования можно выделить следующие:

  • Во - первых,   можно обозначить слабую заинтересованность преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс. Таким образом, основной проблемой является отсутствие информационной культуры у педагогов и управленцев.

     Помимо  объективных трудностей проблема в  том, что ни руководители школ, ни педагоги по-прежнему не понимают смысла и структуры  процесса внедрения. Прежний отрицательный  опыт вызывает равнодушное отношение  к нововведениям со стороны большинства  педагогов. Опросы показывают, что учителя  сельских школ не могут даже назвать  ни одной новой образовательной  технологии. Единственно массово  применяемыми методами обучения по-прежнему являются иллюстративно — репродуктивные.

  • Во – вторых, выявлены проблемы, связанные с развитием экономической самостоятельности образовательных учреждений в области таких как:
 

     1)   недостаточность научно-методического обеспечения и сопровождения процессов нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений и реструктуризации сети ОУ;

    2) ограниченность ресурсов, необходимых для осуществления полноценной оптимизации сети образовательных учреждений;

   3)   неготовность  административно-управленческого персонала к работе в условиях нормативного бюджетного финансирования и хозяйственной самостоятельности учреждений и, как следствие, неготовность изменять подведомственную образовательную сеть;

    4) межмуниципальные барьеры, ведущие к отказу от рациональных структурных решений, связанных с перевозкой учащихся к ОУ;

     5)   консервативность взглядов населения в оценке цели нормативного бюджетного финансирования и реструктуризации сети ОУ.

  • Следующая проблема заключается в том, что в направлении перехода к новым финансово-экономическим механизмам возникла проблема в проведения бюджетных средств с уровня муниципалитетов на уровень образовательных учреждений. Новосибирская область столкнулась со следующей ситуацией: каждый месяц направляются деньги муниципалитетам в качестве субсидий, а там в свою очередь начинаются проблемы связанные с перерасходом денежных средств, также муниципалитеты начинали в первую очередь ориентироваться на нужды директоров школ, не связанные с модернизацией.
  • Еще одна проблема, которую можно отметить,  связана с необходимостью систематизации опыта работы региона по модернизации системы оценки качества образования. В части повышения качества образования система остается достаточно ригидной, урочная нагрузка учителя по-прежнему остается главным показателем, влияющим на оплату труда. В новой школе часовая нагрузка учителя не может быть основным измерителем качества его работы, необходимо ориентироваться на другие формы работы учителя.
  • Существует проблема связанная и   с обеспечением материальной базы школ. Нельзя построить «новую школу» в ветхом здании. Сейчас возникла проблема, связанная с тем, что отдельные кабинеты оснащены по последнему слову техники, вплоть до ноутбука на каждой парте, однако здание школ в целом находится в ветхом неудовлетворительном состоянии.
  • Также острой проблемой на сегодняшний день, является тот, факт, что система образования недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Количество учебных мест в вузах и ссузах планируется в зависимости от социального спроса на данную услугу и не учитывается востребованность будущих специалистов по многим специальностям на рынке труда. Отсутствует  система общественно-государственных служб, содействующих трудоустройству и занятости выпускников образовательных учреждений, неразвита региональная сеть аналитико-информационных образовательных центров прогнозирования, мониторинга и маркетинга образовательных услуг.
  • Проблемной остается ситуация в сельской местности: высокие темпы «старения» квалифицированных педагогических кадров, слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения, ниже процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.

     Таким образом, данные проблемы свидетельствуют  о недоработке некоторых моментов программы модернизации образования, а также  и о не учете некоторых  особенностей старой сложившейся системы  образования.

Перспективы реализации Национального проекта «Образование»

 

     Стратегией  социально-экономического развития Новосибирской  области на период до 2025 года предусматривается  переход на инновационный путь развития и обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности и социальной привлекательности области. Одним из условий роста конкурентоспособности в настоящее время признается инновационное развитие на основе наиболее полной реализации человеческого капитала, преимуществ в образовании, науке и высоких технологиях. Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций.

     Участие Новосибирской области в приоритетном национально проекте «Образование»  и реализация в течение последних лет комплексного проекта модернизации образования позволили создать условия для дальнейшего развития системы образования и перехода к решению задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Главная задача современной школы, определенной в данном направлении является — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

     Также в рамках дальнейших перспектив развития образования реализуется целевая программа развития образования Новосибирской области на 2008 – 2012 годы.9  Образование Новосибирской области к 2012 году качественно изменяет свои характеристики. 

     Качество  образовательных процессов  определяется следующими критериями: 

  • уровнем успешности прохождения обучающимися государственной (итоговой) аттестации по сравнению с предшествующими периодами и результатами в других субъектах Российской Федерации;   
  • уровнем сбережения здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогических  работников;  
  • субъективной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями;        
  • соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения;     
  • технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.);    
  • соответствием содержания образования консолидированному заказу      на оказание образовательных  услуг.   
    Эффективность образования обеспечивается за счет:   
  • его доступности и равенства образовательного старта вне зависимости от социальных факторов и психофизиологических особенностей развития  детей;  
  • создания системы непрерывности образовательного процесса от дошкольного образования до профессионального образования;       
  • форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированных на личностные потребности обучающихся;        
  • внедрения в образовательный процесс развивающих педагогических технологий, ориентированных на формирование компетенций,    
  • создания системы поиска и отбора содержания, адекватного консолидированному заказу на оказание образовательных услуг;       
  • психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;       
  • соблюдения стандартных условий безопасности образовательной среды;      
  • открытости для общественного участия в определении приоритетов развития образования и управлении образовательными учреждениями;        
  • обеспеченности в соответствии с потребностями профессиональными кадрами;       
  • управления, ориентированного на результат и основанного на прогнозировании, проектировании и программировании;       
  • повышения инвестиционной привлекательности. 

     Также определяющим для перспективного дальнейшего развития образования становится формирование единого банка данных, объединяющего в себе программный и ресурсный потенциал инновационных школ и педагогов, работающих по инновационным программам. Таким образом, с учетом интеграции образовательных ресурсов будут заложены основы для формирования единого инновационного образовательного пространства.

     Перспективным является и развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее объединение ресурсов и реализацию индивидуальных образовательных программ. Это – действенный механизм для выявления одаренности у детей и поддержки талантливой молодежи.

     Также в перспективном направлении  продолжится переход на новые экономические и управленческие механизмы, что позволит установить зависимость величины зарплаты педагогов, руководителей от результатов и качества труда; сбалансировать штатные расписания образовательных учреждений, сократить избыточный персонал, расширить самостоятельность учреждения образования в расходовании бюджетных средств, повысить статус учителя в  обществе. 
Глава III. Совершенствование управления образованием в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование»

3.1. Рекомендации по  совершенствованию   Приоритетного  проекта «Образование»  на федеральном  уровне

 

     Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано  много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального  проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Однако с момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации:

  1. Во-первых, Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.
  2. Во-вторых, восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут. Например, ускоренная компьютеризация школ – шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении. Уже сейчас из 64 тысяч с небольшим, российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Это означает, что компьютером из Национального проекта крышу не залатаешь. Нужна государственная программа, которая решала бы одну задачу в связке с другой.
  3. Существенный недостаток нынешнего Приоритетного Национального проекта «Образование» – его избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ начала работать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Возить детей плохими дорогами в соседние сёла и в район - тоже не выход, к тому же опасно и дорого. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались. Также избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта – всенародности положительного эффекта.

     Естественным  образом возникает вечный российский вопрос – что делать?

     Выделим пути решения возникших проблем:

  1. Как видится многим экстпертам, посредством одного национального проекта в любой социальной сфере, все вопросы не решить, поэтому многими экспертами предлагается  заменить Национальные проекты государственными программами сбалансированного развития образования и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.
  2. Также предлагается  повышение  бюджетного финансирования образования. Достаточно посмотреть на пример Финляндии и Тайваня, имеющих отличные средние школы и не жалеющих средств на их развитие. Сейчас расходы государственного бюджета на душу населения в России в 43 раза меньше, чем в Финляндии.
  3. Необходимо принять Федеральный Закон о противодействии коррупции. Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. Внутри страны по уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. Этот отрицательный процесс надо останавливать Законом и системой известных, но не применяемых пока антикоррупционных мер. В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа, потому что подлинные образовательные реформы без учащихся, родителей, граждан невозможны.

     Также необходимо наладить независимую от государства общественно–профессиональную экспертизу качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.

    1. Рекомендации  по  совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» в Новосибирской области
 

     Для того чтобы преодолеть проблемы, препятствующие нормальному функционированию образования, а также его успешному развитию, необходим системный поиск комплексных решений, затрагивающих различные аспекты образовательной политики.

     В целях преодоления проблем в области востребованности будущих специалистов на рынке труда, образовательным учреждениям необходимо моделировать образовательную деятельность с учётом социального заказа. В связи с этим,   необходимо создание специальной службы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Основной задачей данной службы будет являться сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям. В результате чего, данная служба позволит выпускникам  ориентироваться на рынке труда, а также обеспечит максимальную возможность их трудоустройства.

     В направлении преодоления слабой заинтересованности преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс, необходима реализация следующих мер: обучение Интернет технологиям в региональных центрах учителей общеобразовательных учреждений, а также важно, обеспечивая высокий уровень обучения учителей в региональном центре, организовать совместную деятельность по обеспечению внедрения Интернет технологий, как педагогических технологий, со всеми заинтересованными образовательными структурами. Новосибирский региональный центр тесно сотрудничает в этом плане с Управлением образования администрации области, Сибирским центром инновационных педагогических технологий и Отделом мониторинга инновационных технологий Центра мониторинга образования.

     Подобный  комплексный подход к решению  проблемы внедрения инновационных  технологий способен значительно повысить результативность обучения педагогов  на курсах регионального центра, обеспечивая  эффективное использование учителями  полученных знаний и навыков в практической деятельности в своих образовательных учреждениях.

     Для решения проблемы в области развития экономической  самостоятельности образовательных учреждений Новосибирской области, целесообразно:

  • обеспечить разработку недостающей нормативно-правовой и научно-методической базы в регионе по переходу на нормативное бюджетное финансирование и реструктуризации сети ОУ;
  • учесть при разработке законодательных инициатив на всех уровнях необходимость внесения в региональное и муниципальное законодательство изменений и дополнений, способствующих переходу на нормативное бюджетное финансирование;
  • реализовать систему мер по подготовке управленческих кадров образования для работы в условиях новых финансовых отношений;
  • создать в каждом муниципальном образовании экспериментальные площадки по отработке механизмов нормативного финансирования общеобразовательных учреждений;
  • обеспечить постоянное информирование работников образования, общественности о ходе реализации мер по реформированию финансовых отношений в области образования;
  • включить в Программу инновационного развития образования Новосибирской области направления деятельности, связанные с переходом образовательных учреждений на нормативное бюджетное финансирование и реструктуризацию сетей ОУ;
  • рекомендовать Департаменту образования Новосибирской области проведение ежегодных конференций по экономике общего образования.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование», на примере Новосибирской области