Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение основных проблем и перспектив реализации национального проекта «Образование» на территории Новосибирской области и разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области.
Задачи работы:
•раскрыть сущность образования в Российской Федерации;
•проанализивароть современное состояние образования в Российской Федерации;
•проанализировать реализацию национального проекта «Образование» в Новосибирской области и выявить проблемы и перспективы реализации;
•разработать рекомендации по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения состояния образования в Российской Федерации 5
1.1. Система образования в Российской Федерации 5
1.2. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации 13
1.3. Сущность Национального проекта «Образование» 15
Глава II. Анализ реализации Национального проекта «Образование» в Новосибирской области 19
2.1. Нормативно - правовая база совершенствования образования 19
2.2. Основные результаты реализация Национального проекта «Образование» 21
2.3. Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование» 25
Глава III. Совершенствование управления образованием в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» 31
3.1. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» на федеральном уровне 31
3.2. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» в Новосибирской области 33
Заключение 38
Список литературы: 40
14)
установление федеральных
15)
ежегодное установление доли
федерального дохода, направляемого
на финансирование образования.
16)
установление: налоговых льгот, стимулирующих
развитие образования; федеральных нормативов
финансирования образования обучающихся,
воспитанников; порядка финансирования
образовательных учреждений; обязательных
на территории Российской Федерации минимальных
размеров ставок заработной платы и должностных
окладов работников образовательных учреждений,
соответствующих профессионально-
17)
прямое финансирование
18)
информационное и научно-
19)
организация федеральной
20)
контроль исполнения
21)
установление и присвоение
22)
издание нормативных
23)
лицензирование
Также определим основную компетенцию в сфере управления образованием субъектов Российской Федерации в области образования:
В
ведении субъектов Российской Федерации
в области образования
1)
определение и осуществление
политики в области
2)
законодательство субъектов
3)
определение особенностей
4)
осуществление федеральной
5)
разработка и реализация
6)
формирование государственных
7)
создание, реорганизация и ликвидация
образовательных учреждений
8) формирование бюджетов субъектов российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
9) установление местных налогов и сборов на цели образования;
10) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
11) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений в части их материально-технического обеспечения;
13)
установление дополнительных к
федеральным требований к
14)
установление дополнительных к
федеральным льгот обучающихся,
15)
информационное обеспечение в
пределах своей компетенции
16) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
К компетенции органов местного самоуправления в области образования:
1) органы местного самоуправления ответственны за: реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
2) К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:
а) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
б) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
в) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
г) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
д) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, регистрация образовательных учреждений;
е) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
ж) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
з) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории;
и) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
к) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
л) Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
3)
Местные (муниципальные) органы управления
образованием не вправе самостоятельно
принимать к своему рассмотрению вопросы,
отнесенные к компетенции государственных
органов управления образованием.
Государственно-
Таким
образом, главной задачей современной
российской образовательной политики
на сегодняшний момент является обеспечение
современного качества образования на
основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства.
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Одним из средств достижения поставленных целей является Приоритетный Национальный проект «Образование».
Национальный проект «Образование» — это программа по повышению качества образования, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.4
Данный Приоритетный Национальный проект призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов, а именно создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.