Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование», на примере Новосибирской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение основных проблем и перспектив реализации национального проекта «Образование» на территории Новосибирской области и разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области.

Задачи работы:

•раскрыть сущность образования в Российской Федерации;
•проанализивароть современное состояние образования в Российской Федерации;
•проанализировать реализацию национального проекта «Образование» в Новосибирской области и выявить проблемы и перспективы реализации;
•разработать рекомендации по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения состояния образования в Российской Федерации 5

1.1. Система образования в Российской Федерации 5

1.2. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации 13

1.3. Сущность Национального проекта «Образование» 15

Глава II. Анализ реализации Национального проекта «Образование» в Новосибирской области 19

2.1. Нормативно - правовая база совершенствования образования 19

2.2. Основные результаты реализация Национального проекта «Образование» 21

2.3. Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование» 25

Глава III. Совершенствование управления образованием в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» 31

3.1. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» на федеральном уровне 31

3.2. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» в Новосибирской области 33

Заключение 38

Список литературы: 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Образование.docx

— 103.02 Кб (Скачать)

     14) установление федеральных компонентов  государственных образовательных  стандартов и эквивалентности  документов об образовании на  территории Российской Федерации,  нострификации на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании иностранных государств;

     15) ежегодное установление доли  федерального дохода, направляемого  на финансирование образования.  Формирование федерального бюджета  в части расходов на образование,  федеральных фондов развития  образования;

     16) установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников; порядка финансирования образовательных учреждений; обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием; льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита; образовательного ценза педагогических работников; федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

     17) прямое финансирование образовательных  учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен  Типовым положением о данном  типе и виде образовательного  учреждения;

     18) информационное и научно-методическое  обеспечение системы образования,  разработка в пределах своей  компетенции примерных учебных  планов и программ курсов, дисциплин,  организация издания учебной  литературы и производства учебных  пособий. Создание единой для  Российской Федерации системы  информации в образовании;

     19) организация федеральной системы  подготовки и переподготовки  педагогических работников и  работников государственных органов  управления образованием;

     20) контроль исполнения законодательства  Российской Федерации в области  образования и федеральных компонентов  государственных образовательных  стандартов;

     21) установление и присвоение государственных  наград и почетных званий работникам  образования;

     22) издание нормативных документов  в рамках своей компетенции.

     23) лицензирование образовательных  учреждений по программам высшего  профессионального образования  и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

     Также определим основную компетенцию в сфере управления образованием субъектов Российской Федерации в области образования:

     В ведении субъектов Российской Федерации  в области образования находятся:

     1) определение и осуществление  политики в области образования,  не противоречащей политике Российской  Федерации в области образования;

     2) законодательство субъектов Российской  Федерации в области образования;

     3) определение особенностей порядка  создания, реорганизации, ликвидации  и финансирования образовательных  учреждений;

     4) осуществление федеральной политики  в области образования, финансовое  подкрепление государственных гарантий  доступности и обязательности  основного общего образования  путем выделения субвенций местным  бюджетам;

     5) разработка и реализация республиканских,  региональных программ развития  образования, в том числе международных,  с учетом национальных и региональных  социально-экономических, экологических,  культурных, демографических и других  особенностей;

     6) формирование государственных органов  управления образованием и руководство  ими, назначение руководителей  этих органов (по согласованию  с федеральными органами управления  образованием);

     7) создание, реорганизация и ликвидация  образовательных учреждений соответствующего  подчинения, лицензирование образовательных  учреждений, за исключением лицензирования  на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

     8) формирование бюджетов субъектов российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

     9) установление местных налогов и сборов на цели образования;

     10) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;

     11) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений в части их материально-технического обеспечения;

     13) установление дополнительных к  федеральным требований к образовательным  учреждениям в части строительных  норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся,  воспитанников, оснащенности учебного  процесса и оборудования учебных  помещений;

     14) установление дополнительных к  федеральным льгот обучающихся,  воспитанникам и педагогическим  работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального  обеспечения указанных обучающихся,  воспитанников и педагогических  работников;

     15) информационное обеспечение в  пределах своей компетенции образовательных  учреждений, организация издания  учебной литературы, разработка  примерных учебных планов и  программ курсов, дисциплин;

     16) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

     К компетенции органов местного самоуправления в области образования:

     1) органы местного самоуправления ответственны за: реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

     2) К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

     а) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

     б) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

     в) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

     г) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

     д) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, регистрация образовательных учреждений;

     е) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

     ж) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

     з) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории;

     и) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

     к) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

     л) Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

     3) Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием. 
 

1.2. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

 

     Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали  существенное влияние на российское образование, позволив реализовать  академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности  образовательных программ, развитие многонациональной российской школы  и негосударственного сектора образования.3 Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании»  и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

     Таким образом,  главной  задачей современной  российской образовательной политики на сегодняшний момент   является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  

1.3. Сущность Национального проекта «Образование»

 

     Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Одним из средств достижения поставленных целей является Приоритетный Национальный проект «Образование».

     Национальный  проект «Образование» — это программа по повышению качества образования, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.4

     Данный  Приоритетный Национальный проект  призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и  подходов, а именно создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование», на примере Новосибирской области