Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование», на примере Новосибирской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение основных проблем и перспектив реализации национального проекта «Образование» на территории Новосибирской области и разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области.

Задачи работы:

•раскрыть сущность образования в Российской Федерации;
•проанализивароть современное состояние образования в Российской Федерации;
•проанализировать реализацию национального проекта «Образование» в Новосибирской области и выявить проблемы и перспективы реализации;
•разработать рекомендации по совершенствованию образовательной политики в Новосибирской области

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения состояния образования в Российской Федерации 5

1.1. Система образования в Российской Федерации 5

1.2. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации 13

1.3. Сущность Национального проекта «Образование» 15

Глава II. Анализ реализации Национального проекта «Образование» в Новосибирской области 19

2.1. Нормативно - правовая база совершенствования образования 19

2.2. Основные результаты реализация Национального проекта «Образование» 21

2.3. Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование» 25

Глава III. Совершенствование управления образованием в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» 31

3.1. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» на федеральном уровне 31

3.2. Рекомендации по совершенствованию Приоритетного проекта «Образование» в Новосибирской области 33

Заключение 38

Список литературы: 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Образование.docx

— 103.02 Кб (Скачать)

     Также  ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих. 

     Основные  направления проекта:

  • Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, данное направление будет способствовать повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества.
  • Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.
  • Вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.  
  • Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.
  • Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.        
  • Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.
  • учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.
  • модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
  • Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, в рамках данного направления,  военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании.

 

Глава II. Анализ реализации Национального проекта «Образование» в Новосибирской области

2.1. Нормативно - правовая база совершенствования образования

 

     В рамках Национального проекта «Образование», в Новосибирской области была разработана Концепция инновационного развития образования.5 Концепция инновационного развития образования Новосибирской области основывается на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», а также на положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и направлениях деятельности, представленных в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы.

       Данная Концепция определяет приоритеты развития образования региона в целом, а также муниципальных образований и городских округов Новосибирской области.

     Основные  направления и  задачи инновационного развития

     образования

     Круг  проблем, стоящих на пути развития образования  Новосибирской области в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер, поэтому   поставленные для преодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, на основе которых определяются следующие направления инновационного развития образования Новосибирской области:   

      -  развитие единой образовательной среды Новосибирской области; 

      -  обеспечение доступности и качества образования; 

      -  развитие общественно-гражданских форм управления процессами в образовании Новосибирской области; 

     -  внедрение в систему образования Новосибирской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.

     Также для совершенствования системы  образования Новосибирской области  была разработана  комплексная целевая программа «Инновационное развитие системы образования Новосибирской области на 2008-2012 гг.». Особенность программы состоит в том, что она учитывает все средства, направляемые на образование, в том числе, средства из областного бюджета в виде гарантированных, рассчитанных по НПФ субвенций, целевых средств. В данном проекте обозначено 5 направлений модернизации:

    1. «Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО).
    2. «Расширение общественного участия в управлении образованием».
    3. «Развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства».
    4. «Переход на нормативное подушевое финансирование ООУ (НПФ)».
    5. «Введение отраслевой оплаты труда».

     Главным ключевым понятием, придающим всем направлениям проекта комплексность, является качество образования.

     Также стоит отметить, что для совершенствования системы образования в Новосибирской области принят ряд нормативно - правовых актов, таких как закон Новосибирской области от 16.07.2005г. № 308-ОЗ (ред. От 17.11.2006г.) «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области»; «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», и «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области». Областная целевая межведомственная программа развития образования Новосибирской области на 2008-2012 гг., разработана Региональная Концепция развития системы управления качеством образования; подготовлен проект постановления администрации Новосибирской области «О системе оценки качества образования в Новосибирской области» и проект Положения об общественной экспертизе качества образования.6

     Таким образом, в результате  всех принятых мер в Новосибирской области реализуется комплексный проект модернизации образования Российской Федерации. 

2.2. Основные результаты реализация Национального проекта «Образование»

 

     Новосибирская область вот уже несколько лет  участвует в реализации Приоритетного Национального проекта образования (ПНПО), и сегодня можно говорить об устойчивых положительных изменениях в региональной системе образования. Эти изменения затронули практически все основные структурные элементы сферы общего образования (образовательные, социальные, финансово-экономические), а значит уже сегодня можно говорить о наличии системных эффектов.

     Важным  фактором в запуске инновационных  процессов в образовании стало  проведенное в рамках федеральных  и областных целевых программ обновление материально-технического и учебного оборудования образовательных учреждений при одновременном внедрении в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИТК) и обеспечении доступа к сети Интернет всех школ.

     Для стимулирования инновационной деятельности ежегодно проводятся областные конкурсы «Начальная школа - территория здоровья», «Лучшая школа Новосибирской области», «Школьная модель оценки качества образования», «Итоговое родительское собрание», «Мои инновации в образовании».7

     На  базе экспериментальных площадок отрабатываются технологии, связанные с введением  новых систем оплаты труда и обеспечением экономической и хозяйственной  самостоятельности образовательных  учреждений, созданием систем управления и оценки качества образования, развитием  участия общественности в управлении образованием, а также укрепления здоровья обучающихся, безопасности образовательного пространства, нравственного и патриотического воспитания, социализации и адаптации личности.

     В 2007 гг. в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений Новосибирской области приняли участие 402 педагога. 180 учителей стали победителями конкурса. Премией Губернатора Новосибирской области награждены сто лучших педагогических  работников Новосибирской области. Денежное поощрение лучших учителей в размере 100 тысяч рублей с 2006 года выплачивалось к профессиональному празднику – Дню Учителя. Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 года, денежное поощрение составит 200 тысяч рублей.

     Для стимулирования инновационной деятельности ежегодно проводятся областные конкурсы  «Учитель года», «Лучший директор года», «Лучший психолог года» и другие. В рамках реализации Приоритетного Национального проекта «Образование» дополнительные выплаты за классное руководство с 2007 г. получают 16 776 педагогов Новосибирской области. Анализ основных показателей социально-экономического развития области за последние четыре года позволяет констатировать, что наблюдается устойчивая тенденция к выравниванию заработной платы учителей к средней по экономике области:

     В августе 2006 она составляла 73 % от средней заработной платы в экономике; на конец 2009 года среднемесячная заработная плата педагогических работников в области составила — 89 % от среднемесячной заработной платы в экономике. За 3 года реализации комплексного проекта модернизации образования увеличение доли произошло на 16 %. В настоящее время средняя номинальная заработная плата педагогических работников составляет 14,5 тыс. руб. 

     

       

     С начала реализации Приоритетного Национального проекта «Образование» в Новосибирской области на подключение школ к сети Интернет из областного бюджета направлено более 38 миллионов рублей.

     На  сегодняшний день из запланированных 1171 школ все обеспечены качественной широкополосной связью.

     Оснащение школьных кабинетов учебными материалами является частью программы «Ресурсное обеспечение модернизации образования Новосибирской области на 2009-2011 годы».8 По данной программе выделено 18 миллионов рублей на оснащение школ современным оборудованием (компьютерами, проекторами и т.д.). Доля таких школ к концу 2010 достигнет 80% от общего числа образовательных учреждений области.

     В области реализуется план обеспечения  школ современными школьными автобусами. Только за последние 3 года школами получено 272 автобуса на сумму более 170 млн. рублей. Переоборудованы 134 единицы автотранспортных средств с учетом требований государственного стандарта, заменяются автобусы, выработавшие свой ресурс.

     Также в области осуществляется постоянный мониторинг состояния школьных зданий, оценивается соответствие зданий санитарным и пожарным требованиям, выявляется ветхое и аварийное состояние зданий.

     По  инициативе Губернатора области  в 2010 году будет реализована программа  «Школьное окно», что позволит не только улучшить внешний вид зданий и повысить освещенность помещений, но, прежде всего, улучшит температурный  режим школ и будет способствовать более эффективному использованию энергоресурсов.

     Системная работа, направленная на улучшение  условий обучения детей позволила  за последние три года увеличить  долю школьников, обучающихся в школах имеющих все виды благоустройства, от 65 до 84 %. За годы реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) во всех школах заменена школьная мебель, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора,  проведено обновление технологического оборудования  и мебели в школьных столовых. Модернизированы или построены спортивные площадки в 435 школах, сооружено 186 новых хоккейных коробок. В результате целенаправленной деятельности во всех крупных школах модернизированы медицинские кабинеты, принята программа мониторинга здоровья обучаемых.

2.3. Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование»

Информация о работе Основные проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование», на примере Новосибирской области