Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, социальное обеспечение и обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение
1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
2. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.2 Анализ организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Управлением социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району
3.3 Предложения по оптимизации организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

клочкова.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

2. Принцип профилактической  направленности является одним  из ведущих принципов работы  с данной категорией.

3. Создание условий жизни  и развития, самореализации детей  с ограниченными возможностями  здоровья, независимо в какой  семье они родились и живут,  иметь наилучшие возможности  для сохранения и укрепления  здоровья, социализации и реабилитации, материального благополучия, свободного  доступного образования, воспитания, реализации своих способностей.

Исследование выявило, что  во – первых: общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя: такие особенности, как:

1. Нарушение жизнедеятельности,  ограничение возможностей, несоответствие  возрастным нормативам и возможностей  адекватного преодоления пограничных  и патологических процессов, в  результате чего нарушается процесс  адекватной адаптации к условиям  среды, социализация и реабилитация  ребенка, приводящие к ограничению  жизнедеятельности и вызывающие  необходимость его социальной  защиты.

2. Высокую мобильность  детского здоровья от нормы  к патологии и обратно.

3. Влияние различных постнатальных  событий или условий жизни  на конечные результаты развития, степень сохранности или утраты  здоровья. Качество процессов развития  ребенка, реализация или не  реализация генетически детерминированных  потенциалов тесно связаны со  степенью оптимальности среды  развития.

4. Еще одной важной  особенностью детской инвалидности  является ее рост.

5. В структуре причин  детской инвалидности по обусловившему  ее заболеванию первое место  принадлежит болезням нервной  системы и органов чувств, второе  место занимают психические расстройства, среди которых одна треть приходится  на долю умственно отсталых, третье - врожденные аномалии развития.

Во вторых, исследование выявились следующие проблемы детей  с ограниченными возможностями  здоровья:

1.Проблема качества и  доступности медицинской помощи, средств и методов реабилитации, качества информационной и просветительской  работы медперсонала. Определяющее  значение на здоровье населения  оказывает продолжающийся рост  цен на разного рода медицинские услуги и медикаменты. Для малоимущих и низкооплачиваемых слоев населения, пенсионеров расходы на эти цели являются труднодоступными.

2. Социально – психологические  проблемы (полноценной социализации, социально – психологической  депривации, адаптации, реабилитации)

3. Социально – педагогическая, проблема воспитания и обучения, выбора форм и видов обучения.

4. Социально - экономическая  проблема (доступности материальных  ресурсов, уровень и качество  жизни, проблемы организации занятости  членов семьи и т.п.)

1. Эмоционально – психологические.

В – третьих, были выявлены особенности социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями  здоровья, которые состоят в оказании содействия ребенку – инвалиду и  членам его семьи, предоставлении индивидуальной помощи через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную  или финансовую помощь, педагогическую и психологическую поддержку, помощь в адекватной адаптации к условиям среды, социализации и реабилитации, с целью обеспечения культурного, социального и материального  уровня жизни.

В – четвертых, изучение нормативно – правовой базы организации  социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья показало ее несовершенство, неполноту, в особенности  на региональном и местном уровнях, дублирование региональными нормативными документами аналогичных федеральных  законов, непроработанность нормативной базы по реабилитации инвалидов на региональном и местном уровнях.

В – пятых, были подробно изучены основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья, такие как  социальное обслуживание и обеспечение, профилактика и реабилитация детей  с ограниченными возможностями  здоровья .

В шестых, была проанализирована организация социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями  здоровья в г. Благовещенске на основе Центра социальной помощи семье и  детям и ряда некомерческих благотворительных организаций.

В – шестых, были подробно изложены предложения по оптимизации  социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями в г. Благовещенске.

Выводы:

В настоящее детей с  ограниченными возможностями здоровья целесообразно рассматривать как  социальную проблему, связанную с  наличием структурных нарушений, обусловленных  внешними и внутренними факторами, недугов или повреждений, которые  могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для  некоторых видов деятельности, а  в итоге к социальной дезадаптации или замедленной социализации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.

Статусная позиция детей  с ограниченными возможностями  определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих  процесс их социализации и включения  в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.

2. Рост численности детей  с ограниченными возможностями  в России сопровождается поиском  путей решения основных проблем  этой группы населения, создания  для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации. Вместе с тем, ожидания этой группы населения не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями и семьи, в которой он проживает.

3. Содержание и приоритетность  мер государственной социальной  политики в отношении детей  с ограниченными возможностями  находятся в прямой связи с  общей стратегией социально-экономического  развития страны и финансовыми  возможностями государства. Следует  признать, что Федеральный закон  "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" не  всегда выполняется, а детей  с ограниченными возможностями  неохотно обслуживают многие  учреждения, в том числе и здравоохранения.  Из-за отсутствия специальных  приспособлений учебные заведения  не в состоянии принять на  обучение детей с ограниченными  возможностями, что затрудняет  их дальнейшую социализацию как  субъектов общественного взаимодействия.

Ресурсная недообеспеченность социальной политики и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России и в Благовещенские, в частности, в сочетании с социокультурной дифференциацией этой группы населения осложняют разработку и реализацию оптимальной социальной политики. Поэтому основные стратегии и формы государственной политики по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями в настоящее время обеспечивают лишь удовлетворение элементарных жизненно важных потребностей. Полная же адаптация детей с ограниченными возможностями в общество требует дополнительного финансирования для их обучения, получения профессии и трудоустройства.

4. При разработке стратегии  и форм решения социальных  проблем детей с ограниченными  возможностями важно учитывать  региональные особенности и социально-демографические  изменения в Благовещенске, которые  требуют нестандартного подхода  к реализации социальной политики, направленной на использование  трудового потенциала социально  адаптированных и включенных  в общество детей с ограниченными  возможностями.

5. Успешной адаптации  детей с ограниченными возможностями  препятствуют не в полной мере  реализованные мероприятия по  охране здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая информированность таких детей о возможных методах реабилитации, приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством. Для наиболее эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями необходима разработка социально - дифференцированной федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.

6. Реализация инноваций  в социальной политике по охране  здоровья и реабилитации с  учетом роста численности детей-инвалидов,  может способствовать смягчению  социально-демографической обстановки  в Благовещенске, содействовать  ускорению его социально-экономического  развития.

 

Библиографический список

 

Источники

1 Акатов Л. И. Психологические  основы социальной реабилитации  детей с ограниченными возможностями  жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.

2 Акатов Л. И. Социальная  реабилитация детей с ограниченными  возможностями здоровья: психологические  основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

3 Боровая Л. П. Социально-психологическая  помощь семьям, имеющих тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа / Л. П. Боровая . - 2003. №6. – С. 59-63.

4 Дмитриев А. В. Проблемы  инвалидов / А. В. Дмитриев. –  СПб.: Питер, 2004. – 245с.

5 Гембаренко В. – Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение – 2002. - №3. – с38 – 42.

6 Гришина Л. Г., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 - 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Л. Г Гришина, Н. Д. Таламаева, Э. К. Амирова. – М., 2001. – 244 с.

7 Коновалова М. П. Социокультурная  реабилитация детей с ограниченными  возможностями в процессе информационно-библиотечного  обслуживания // Вестник Московского  государственного университета  культуры и искусств / М. П. Коновалова. – 2003. - N 2. – С. 103-107. – (Технологии  социально-культурной реабилитации)

8 Кулагина Е. В. Семьи  с детьми инвалидами: социально  – экономическое положение // Народонаселение / Е. В. Кулагина. – 2002. – № 1. – С. 20 – 32.

9 Ляпидиевская Г. В. – О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы / Г. В. Ляпидиевская. – 1997 - №2 – С. 42 – 48.

10 Малофеева Т., Васин С. – Инвалиды в России // Pro et contra / Т. Малофеева, С. Васин. – 2001 - №3 –С.. 80 – 105.

11 Настольная книга специалиста  - Социальная работа с инвалидами. - М: ВЛАДОС, 2000. – 153с.

12 Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая  поддержка детей группы риска  / Л. Я. Олиференко, Т. И.Шульга, И. Ф. Дементьева. – М: ВЛАДОС, 2002. – 345с.

13 Пособие по технологии  работы с детьми с ограниченными  возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – М.: – Социальное здоровье России, 1997. – 210с.

14 Постановление Правительства  РФ от 18.08.2008 № 617 "О внесении  изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации  об образовательных учреждениях,  в которых обучаются (воспитываются)  дети с ограниченными возможностями  здоровья".

15 Постановление губернатора  Амурской области от 29.12.2006 №738 "Об  утверждении комплексного плана  мероприятий по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, защите их прав  и законных интересов на территории  Амурской области на 2007-2009 годы".

16 Романов М. Р. Реабилитация  инвалидов / М. Р. Романов. - М.: Вагриус, 2000. – 175с.

17 Российская энциклопедия  социальной работы / Под ред. А. И. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 2001. – 364 с.

18 Российский статистический  ежегодник. 2007: Стат.сб. /Госкомстат России. – М., 2009. – 568 с.

19 Словарь основных понятий  по социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями  / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 – 63с.

20 Социальная реабилитация  детей с ограниченными возможностями  / под ред. Поликова А. – М, - КТМУ – 1996 – 207с.

21 Социально – экономическое  положение Амурской области: Доклад. – Благовещенск: Амуроблкомстат, 2008. – 173 с.

22 Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации" (в редакции Федерального  закона от 30.06.2007 №120-ФЗ), изд. "Собрание  законодательства РФ", № 31, ст. 3802.

23 Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской федерации по  вопросу о ражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823

Литература

24 Букатова Л. "Добро по кругу" // Библиотека / Л. Букатова . – 2007. – № 6. – С.59-64

25 Быков А. В. – Психологическая  служба в учреждениях социально-педагогической  поддержки детей и подростков / А.В. Быков – М., – УРАО –  2001 – 100с.

26 Быков Д. А. Опыт  создания реабилитационного комплекса  для детей с ограниченными  возможностями / Д. А. Быков  // Педагогика. – 2007. – № 6. –  С. 27–31.

27 Василькова Ю. В. Социальная  педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 321с.

28 Григорьев А. Д. Очерки  истории социальной работы / А.Д.  Григорьев. – М.: Просвещение, 1998. – 223 с

29 Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /И. Г. Зайнышев . – М.: Гуманитарное издательство Владос, 2000. – 240 с.

30 Закон Амурской области  от 14.12.2005 №103-ОЗ "О комиссиях по  делам несовершеннолетних и защите  их прав" (в ред. Закона Амурской  области от 12.10.2007 №400-ОЗ) изд. "Амурская правда", №2, 11.01.200

31 Закон Амурской области  от 21.01.2005 №424-ОЗ "О перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей,  детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных  школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных  и иных детских учреждений, по  территории Амурской области"  изд. "Амурская правда" №17-18,25.11.2005

Информация о работе Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья