Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
В работе раскрывается общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, нормативно – правовая база в области социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также раскрываются основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, социальное обеспечение и обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Содержание

Введение
1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
2. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1 Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Задачи организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
3. Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.1 Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
3.2 Анализ организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями Управлением социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району
3.3 Предложения по оптимизации организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

клочкова.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

Значительно затрудняет осуществление  комплексной реабилитации инвалидов  отсутствие в области центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными  возможностями. Хотя в принципе такой  центр у нас предполагается. Его  строительство начато еще в 2004 году в Благовещенске. Сметная стоимость  составляет сегодня более 400 миллионов  рублей, но за все это время было выделено только 5 миллионов рублей. К сожалению, включить этот объект в  федеральную программу не удалось, тем не менее в этом году из областного бюджета планируется выделить 15 миллионов рублей на его строительство.

Из опыта работы с семьями, имеющими детей с ограниченными  возможностями здоровья, неполными  многодетными семьями, родителями инвалидами, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, выявлено, что данные категории  семей нуждаются в оказании социально–бытовых  и медико–социальных услуг на дому (покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг, сопровождение детей в лечебно–профилактические учреждения, помощь в уходе за детьми и т.д.).

 

3.3 Предложения по оптимизации  социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями  здоровья в г. Благовещенске

 

Проведенное исследование показало, что для оптимизации работы необходимо внести изменения в постановлении  губернатора Амурской области от 25.июня 2007 года № 396 "Областной стандарт качества предоставления социальных услуг". Добавить категории граждан, которым  предоставляются социальные услуги на дому:

– Семьям, имеющим детей–инвалидов

– неполным многодетным  семьям

–родителям инвалидам, имеющим  на иждивении несовершеннолетних детей.

Необходимо ввести в штат центра социального работника для  оказания социальных услуг на дому.

Несмотря на эффективность  тренажерного зала, существует проблема в обеспечении техники безопасности в использовании тренажеров. В штате центра необходим специалист, который мог бы обеспечивать своевременный ремонт тренажеров, так как в условиях города существуют организации, которые занимаются только куплей–продажей тренажерного оборудования, но нет специалистов, которые занимались бы ремонтом и обслуживанием тренажеров.

Требует дальнейшего совершенствования  реабилитация, социально–трудовая адаптация  детей с инвалидностью, особенно детей, имеющих сложности в передвижении, лежачие. Необходимо уделить внимание занятости в летний период детей  с ограниченными возможностями. В 2008 году путевки на санаторно–курортное лечение для детей–инвалидов не выделялись.

Ограничение финансирования (отсутствие средств на ГСМ) не позволяло  в течение года своевременно посещать семьи, которые состоят на учете, на патронате в отделении по профилактики безнадзорности несовершеннолетних и  быстро отреагировать по информации или по звонку "Горячей линии". Уменьшилось по сравнению с другими  годами проведение досуговых мероприятий  для детей из неблагополучных  семей (ни разу не проводилась "Социальная гостиная"), в связи с невозможностью доставки детей на эти мероприятия.

Увеличение ставок психологов, позволило более качественно  и эффективнее оказывать населению  психологические услуги. И все таки нагрузка на психологов распределяется не равномерно. Это зависит от отношения сотрудников к работе, завоевание авторитета у клиентов, времени сопровождения клиентов.

Важным моментом в социализации ребенка с ограниченными возможностями  является получение образования  детьми с ограниченными возможностями.

Для повышения эффективности  мероприятий по решению социальных проблем детей с ограниченными  возможностями, их адресной поддержке, необходимо создать электронный  банк данных о детях с ограниченными  возможностями и их семьях, обеспечить согласованную и последовательную деятельность всех региональных органов  власти и муниципального управления для решения социальных проблем  этой группы населения. Опыт передовых  регионов подтверждает, что лишь при  условии активного сотрудничества всех региональных структур возможны улучшение качества жизни и успешная социальная адаптация детей с  ограниченными возможностями.

По-прежнему остро стоит  вопрос о систематическом проведении досуговых мероприятий для детей  с ограниченными возможностями  здоровья, их социально-бытовой и  трудовой реабилитации. Все организации, занимающиеся социальной работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья организуют досуг только в дни больших праздников. Возникла необходимость о систематическом проведении досуговых мероприятий. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья остаются недоступными детские учреждения, соответственно необходима организация социальной работы с детьми-инвалидами, проживающими дома, не находящихся в специализированных учреждениях. Специализированные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны. В Благовещенске есть только две школы для детей с ограниченными возможностями здоровья: школа для детей с нарушениями слуха и коррекционная школа для детей с нарушениями психики.

Для решения задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе необходима реализация следующих мероприятий:

1)   организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;

2)   развитие и актуализация банка данных о детях с ограниченными возможностями;

3)   внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;

4)   социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация детей-инвалидов;

5)   обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;

6)   научно-методическое решение проблем детской инвалидности.

Для обеспечения для детей, в первую очередь нуждающихся  в особой заботе государства, доступности  организованных форм отдыха и оздоровления необходимо:

1)   развитие и качественное улучшение инфраструктуры летнего отдыха и оздоровления детей;

2)   развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;

3)   использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой социальной поддержке;

4)   совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными организациями по вопросам организации отдыха, оздоровления детей.

Описанные рекомендации общего характера могут быть внедрены в  рамках существующей системы СЗН  в г. Благовещенске и Благовещенском районе, а также в деятельности НКО для семей с детьми-инвалидами.

Кроме того, автором предлагаются следующие конкретные рекомендации по оптимизации социальной работы с  детьми с ограниченными возможностями  здоровья:

1. Проложить практику  межведомственного социального  партнерства и сотрудничества  специалистов различного профиля  в решении проблем детей с  ограниченными возможностями здоровья. В частности, возможно привлекать  волонтеров НКО и из числа  лучших учащихся города для  проведения различных мероприятий  на основе договоров о сотрудничестве ( Приложение) .

2. Активно проводить мероприятия  по обеспечиванию инвалидов техническими средствами реабилитации

3. Для повышения квалификации  специалистов НКО, государственных  учреждений СЗН в области социальной  работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья организовать  курсы повышения квалификации. В  качестве примера прилагается  учебный план ФПК по направлению. ( Приложение). ФПК может проводиться  на базе ГОУ ВПО АмГУ, где имеется ФДО и квалификации ППС, а также налаженные связи с базами практики. В качестве слушателей для прохождения ФПК могут быть приглашены специалисты НКО и ГУ, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. В области социального  обеспечения семей с детьми-инвалидами: использовать дифференцированный  подход к пенсионному обеспечению  детей-инвалидов; к размерам компенсационной  выплаты для неработающих родителей;  к содержанию социальных льгот  семьям на основе данных о  социально-демографических ресурсах  семей, возрасте и реабилитационном  потенциале детей-инвалидов; усилить  программы социальной помощи  семьям, вынужденным использовать  платное медицинское лечение  для детей-инвалидов; обеспечить  государственный контроль над  их выполнением;

5. В области занятости  работников, имеющих детей-инвалидов:  разработать законодательные акты, предусматривающие экономические  стимулы и льготы, направленные  на повышение заинтересованности  работодателей в приеме на  работу граждан с семейными  обязанностями, в том числе  на условиях неполного рабочего  времени, по гибкому графику  или на дому; ввести государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о правах работающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение; разработать программу занятости для работников, имеющих детей-инвалидов, с учетом данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов и адаптационном потенциале родителей; создать в муниципальных службах занятости базы данных, предоставляющих сведения о гибких рабочих местах для работников, имеющих детей-инвалидов; разработать программу переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов; ввести альтернативные виды занятости для родителей детей-инвалидов, в том числе использование компьютерных технологий для обеспечения надомной занятости; обеспечивать родителей, нуждающихся в надомном труде, необходимой техникой на условиях временного безвозмездного использования или оплаты через систему кредитов.

6. В области социального  обслуживания: использовать тендерный  подход при оказании социальной  помощи семьям; ввести тарифы  платного социального обслуживания  для обеспеченных семей, нуждающихся  в квалифицированной социально-бытовой  помощи; программы социально-бытового  обслуживания семей проводить  с учетом информации из базы  данных о социально-демографических  ресурсах семей, возрасте и  реабилитационном потенциале детей-инвалидов  и адаптационном потенциале родителей.

7. В области пенсионного  обеспечения: привести в соответствие  с прожиточными стандартами размеры  компенсационных выплат неработающим  лицам, осуществляющим уход за  детьми-инвалидами; предусмотреть социальную  защиту родителей детей-инвалидов,  достигших пенсионного возраста, осуществляющих постоянный уход  за инвалидами, лишенных возможности  сформировать накопительную часть  пенсии;

8. В области образования  детей-инвалидов необходимо: развивать  программы по разработке методик  надомного компьютерного обучения  детей-инвалидов, по оснащению  квартир, где живут дети-инвалиды, необходимой компьютерной техникой; использовать компьютерные технологии  для их самостоятельного обучения  на дому; создать систему социально-педагогической  надомной помощи детям, не посещающим  школу, или часто пропускающим  занятия по болезни.

9. В области содействия взаимодействию родителей детей-инвалидов с социальными учреждениями, медико-реабилитационными центрами и общественными организациями: обеспечить доступность информации по социальным вопросам, включая положения действующего законодательства, сведения о работе служб социального обслуживания, программах занятости для родителей детей-инвалидов, о работе общественных объединений, муниципальных и государственных структур, медико-социально-педагогических центров, образовательных и профессионально-образовательных учреждений для инвалидов.

 

Заключение

 

Дети с ограниченными  возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой  населения. Особенности детского здоровья и развития оказываю существенное влияние  на формирование детской – инвалидности.

Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями  здоровья очень актуальна, потому, что  в г. Благовещенске, как и в  целом по России, не прекращается рост детской инвалидности, что требует  особых мер по профилактике и социальной работе с детьми с ограниченными  возможностями здоровья.

Данная проблема имеет  практическую значимость, которая заключается  в оптимизации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями  здоровья в г. Благовещенске, расширении форм и методов социальной помощи им.

В Благовещенске в последние  годы наметилась тенденция улучшения  социальной поддержки семей с  детьми с ограниченными физическими  и умственными возможностями. Этому  способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей  с детьми-инвалидами (прежде всего  на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском  аспекте, динамичный рост числа центров  реабилитации детей с ограниченными  возможностями.

Особое внимание уделяется  социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. В рамках федеральной целевой  программы "Дети-инвалиды" центры реабилитации детей с ограниченными  возможностями получают необходимое  реабилитационное оборудование и авто транспорт.

В результате написания данной дипломной работы была достигнута цель по выявлению особенностей организации  социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями здоровья в г. Благовещенске.

1. Необходимость учета  индивидуальных характеристик при  осуществлении социально – технологических  процедур, которые влияют на выбор  процедур и методов социальной  работы. В результате чего становится  ясным, что социальная работа  должна учитывать особенности  формирования и развития детской  инвалидности.

Информация о работе Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья