Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.
В связи с поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи:
- определить основные понятия социальной поддержки, обеспечения населения и системы социальной защиты;
- выделить проблемные области в организационно-административной работе органов системы социальной защиты;
- описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты;
- рассмотреть программу социальной поддержки населения г.Тольятти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы
1.1.Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации
1.2. История становления системы социальной защиты
Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы
2.1. Государственные органы социальной защиты населения
2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды
2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации
2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения
2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам
2.1.6. Пенсионный отдел города или района
2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения
2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения
2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения
Глава III. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти
3.1. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти
3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти
3.3. Повышение эффективности системы социальной защиты
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

поскольку для  организации такой работы требуются огромные ресурсы.

Реструктуризация  и ревизия социального законодательства может быть реализована:

- путем перевода всех социальных выплат в единое пособие по нуждаемости, ликвидировав многообразные компенсации (например, субсидии на жилье и коммунальные платежи, транспорт, связь и на прочие услуги ветеранам и другим бенефициарам);

- посредством  перевода непрофильных финансовых обязательств (например, расходов по Закону «О статусе военнослужащих») в соответствующие статьи госбюджета.

Не менее важно  провести ревизию Трудового кодекса. Сегодня он содержит ряд норм, относящихся к системе социальной защиты (в частности, обязательства работодателей выплачивать зарплату работникам с учетом районных коэффициентов, в том числе и по обязательствам в отношении менеджмента). Это увеличивает экономическую нагрузку на предприятия, снижая в конечном счете конкурентоспособность их продукции.

Развитие адресной системы предоставления социальной помощи предполагает переход на заявительный принцип. Для предотвращения возможности получения пособий по разным основаниям необходимо:

- создать единые  для всех субъектов Федерации формы учета по получателям социальной помощи;

- законодательно  установить, что единственным основанием  получения социальной помощи (в  том числе, всех видов льгот  по проезду на транспорте, оплате  коммунальных услуг и т.п.) является низкий уровень жизни, т.е. бедность;

- сформировать  систему оперативного обмена административными данными между органами социальной защиты населения.

Объективные оценки эффективности социальной политики, осуществляемой на федеральном уровне и в регионах, способствовали бы повышению гибкости управления социальными программами. Имея набор соответствующих показателей, федеральный центр мог бы целенаправленно регулировать размеры социальных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ на социальную защиту. В рамках трехлетнего бюджетного периода это позволило бы проводить дифференцированную политику финансирования различных программ (в случае снижения эффективности одних сокращать соответствующие расходы в пользу других).

Объем нынешних обязательств государства в области социальной защиты превышает размеры консолидированного бюджета РФ. Построение современной системы соцзащиты невозможно без использования технологии управления социальными рисками

Построение современной  системы социальной защиты невозможно без использования технологии управления социальными рисками. При этом следует принимать во внимание не только собственно социальные (инвалидность, недостаток образования, слабое здоровье и т.п.), экономические (кризис, безработица), финансовые (обесценивание банковских вкладов, финансовый крах) риски, но и политические (этнические конфликты, боевые действия) и даже риски «окружающей среды» (загрязнение почвы, природные катаклизмы и т.д.).

Управление социальными  рисками подразумевает выработку  определенных стратегий в зависимости от источников риска, т.е. комплекс мер по социальной защите уязвимых групп.

Усиление адресности социальных программ, постановка новых  задач и изменение принципов  социальной защиты резко повышают административную нагрузку, снижая эффективность функционирования системы. Сегодня на одного сотрудника местного органа соцзащиты в среднем приходится несколько тысяч обращений за помощью. При этом количество клиентов социальных служб имеет тенденцию к росту. Сотрудники, непосредственно занятые оформлением различных видов пособий, субсидий и компенсаций, работают с большими перегрузками. Среди населения растет недовольство, поскольку за разными видами социальной помощи им приходится обращаться во многие подразделения и службы, зачастую никак между собой несвязанные.

На муниципальном, районном и местном уровне, на наш  взгляд, должен быть введен институт кейз-менеджмента: гражданину необходим персональный администратор, который бы комплексно вел его дела, решая вопросы социальной и трудовой реинтеграции. Цель кейз-менеджмента – оказание реальной помощи нуждающимся домохозяйствам в выборе оптимальных средств управления социальными рисками, их экономическая и социальная реинтеграция в продуктивные общественные отношения, из которых они временно «выпали». Средство реализация этой цели – конкурентный рынок социальных услуг специализированных негосударственных организаций, который можно стимулировать путем создания государственного (федерального и субфедерального) спроса (через государственные и муниципальные заказы-тендеры на закупку услуг).

Ключевой компонент  социального администрирования, который  необходимо ввести на местах на первом этапе, - институт персонального менеджета (case-manager). Вокруг него следует постепенно наращивать другие элементы инфраструктуры социального управления.

Основная задача кейз-менеджера – оказание помощи населению в управлении социальными  рисками. На основании личной беседы с заявителем на социальную помощь менеджер обязан составить максимально полную картину его бедственного положения, понять причины, приведшие к такой ситуации, выявить, что могут члены домохозяйства, чем занимались раньше, какие у них планы.

В круг обязанностей кейз-менеджера включается не только ведение дела нуждающегося, но и  составление совместно с ним персонального плана его реинтеграции в социально-трудовые отношения. Для этого менеджер консультируется со своими коллегами из профильных служб муниципалитета в области рынка труда, профобучения, медэкспертизы, финансов и т.д. Он должен помочь заявителю правильно заполнить требуемую форму декларации, выяснить, насколько правомерно в каждом конкретном случае назначение социальных пособий и на какой срок, с какой периодичностью, что реципиент должен сделать для получения пособий, какую программу профессиональной подготовки или переподготовки либо курс лечения требуется пройти, если необходимо, и т.д.

Кейз-менеджер является интегратором, административно и информационно связывающим все остальные функциональные подразделения органов социальной защиты населения. Именно на основе информации, которую он готовит совместно с коллегами из других отделов, должны формироваться и корректироваться все социальные программы – социальной помощи, занятости, профобучения, социальной реабилитации инвалидов и т.п. Суть новой идеологии социальной защиты, основанной на управлении социальными рисками, - переход от пассивного перераспределения ресурсов к социально и экономически эффективным формам активизации и наращивания потенциала домохозяйств и граждан.

Единый социальный идентификатор

Создание современного механизма социальной защиты невозможно без серьезной информационной поддержки. Важнейшее ее звено – организация персонального учета участников системы соцзащиты.

В настоящее  время в Российской Федерации действуют множество обособленных идентификационных систем: фискальные органы ведут учет декларированных доходов налогоплательщиков, на основании которого устанавливается уровень доходов граждан; пенсиив службы осуществляют учет взносов по пенсионному социальному страхованию и объем пенсионных выплат гражданам; паспортные столы МВД проводят регистрацию по месту жительства и т.д.

Наличие значительного  числа адресатов социальной помощи, огромной по объему информации об участии граждан в социальных программах, оформленной на бумажных носителях или в локальных базах данных (разобщенных между собой по административной подчиненности), делает эту систему сложной и затрудняет работу органов, принимающих решение о праве гражданина на социальную помощь.

Система унифицированной  паспортной идентификации граждан, существовавшая еще с советских времен, за годы реформ была дополнена другими идентификаторами обязательного и необязательного характера – индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), индивидуальный номер пенсионного страхования, номер обязательного медицинского страхования и т.д. Данные системы являются по-прежнему независимыми и не обеспечивают одну из важнейших задач – информирования органов социальной защиты о реальном праве граждан на получение социальных пособий.

Создание национальной концепции Единой унифицированной  системы социального идентификационного номеи представляется чрезвычайно актуальным. Эта система позволила бы повысить эффективность взаимодействия различных органов власти, снизив транзакционные издержки по обмену идентификационной информацией между службами.

Суть новой  идеологии социальной защиты –переход от пассивного перераспределения ресурсов к социально и экономически эффективным  формам активизации и наращивания потенциала домохозяйств и граждан

Заключение 

Из рассмотренной  темы можно сделать вывод, что  для повышения эффективности  системы социальной защиты населения  необходима принципиально новая схема предоставления социальных пособий и субсидий, учитывающая встречные обязательства граждан, связанные с их готовностью повышать свои доходы через занятость.

Другой важной задачей в области совершенствования  политики доходов является реструктуризация социальных обязательств и создание прозрачного механизма оказания социальной помощи, который бы позволял четко выделять целевые группы, в ней нуждающиеся, и контролировать уровень бюджетной помощи им.

Так же построение современной системы социальной защиты невозможно без использования  технологии управления социальными рисками и усиления адресности социальных программ.

Создание современного механизма социальной защиты невозможно без серьезной информационной поддержки. Важнейшее ее звено – организация персонального учета участников систем. На муниципальном, районном и местном уровне, на мой взгляд, должен быть введен институт кейз-менеджмента.

На муниципальном, районном и местном уровне, на мой  взгляд, должен быть введен институт кейз-менеджмента: гражданину необходим персональный администратор, который бы комплексно вел его дела, решая вопросы социальной и трудовой реинтеграции. Цель кейз-менеджмента – оказание реальной помощи нуждающимся домохозяйствам в выборе оптимальных средств управления социальными рисками, их экономическая и социальная реинтеграция в продуктивные общественные отношения, из которых они временно «выпали»

. Средство реализация этой цели – конкурентный рынок социальных услуг специализированных негосударственных организаций, который можно стимулировать путем создания государственного (федерального и субфедерального) спроса (через государственные и муниципальные заказы-тендеры на закупку услуг).

Список используемой литературы. 

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480

Постановление мэра г.Тольятти №131-1/п. «Программа обеспечения  доступности городской среды  жизнедеятельности и сохранения ранее достигнутого уровня жизни  для отдельных категорий населения  Тольятти » от 14.09.2005г

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г.

ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации» от 10.12.95г.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24.11.95г.

Говоренкова Т., Жуков А. - СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: от «социальной защиты» к общественному призрению/ Муниципальная власть 4/2006

Лебедева Н. – 122-й закон: правовые и социальные последствия / Человек и труд 4/2005

Савинов А.Н., Зарембо  Т.Ф. Организация работы органов  социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001

Савинов А.Н. Организация  работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИФРА-М, 2003

Сафонов А., Байгереев  М. – Политика доходов и борьба с бедностью / Человек и труд 4/2004

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003

Судас Л.Г., Юрасова  М.В. Маркетинговые исследования в  социальной сфере: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004 

Информация о работе Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти