Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.
В связи с поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи:
- определить основные понятия социальной поддержки, обеспечения населения и системы социальной защиты;
- выделить проблемные области в организационно-административной работе органов системы социальной защиты;
- описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты;
- рассмотреть программу социальной поддержки населения г.Тольятти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы
1.1.Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации
1.2. История становления системы социальной защиты
Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы
2.1. Государственные органы социальной защиты населения
2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды
2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации
2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения
2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам
2.1.6. Пенсионный отдел города или района
2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения
2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения
2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения
Глава III. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти
3.1. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти
3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти
3.3. Повышение эффективности системы социальной защиты
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

Курсовая  работа: Опыт организационно административной работы в учреждениях  социальной защиты г. Тольятти 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава I. Теоретические  аспекты организационно-административной работы

1.1.Понятие социальной  зашиты населения Российской  Федерации

1.2. История становления  системы социальной защиты

Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы

2.1. Государственные  органы социальной защиты населения

2.1.1. Источники  финансирования социальной защиты  населения. Негосударственные пенсионные фонды

2.1.2. Министерство  труда и социального развития  Российской Федерации

2.1.3. Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации

2.1.4. Районные (городские)  органы социальной защиты населения

2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам

2.1.6. Пенсионный  отдел города или района

2.2. Организация  работы районных (городских) органов  социальной защиты населения

2.2.1. Основы научной  организации труда в системе  социальной защиты населения

2.2.2. Планирование  работы районных (городских) органов социальной защиты населения

Глава III. Программа  социальной поддержки населения  г.Тольятти

3.1. Муниципальное  законодательство в области социальной  поддержки населения. Программа  социальной поддержки населения  г.Тольятти

3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти

3.3. Повышение  эффективности системы социальной  защиты

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение 

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы  социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Целью деятельности организаций социальной работы в  системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему  социальной защиты населения как  гаранта его благосостояния, нужно  отметить, что фактически все структуры общества, т. е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Целью данной курсовой работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.

В связи с  поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи:

- определить  основные понятия социальной  поддержки, обеспечения населения  и системы социальной защиты;

- выделить проблемные  области в организационно-административной  работе органов системы социальной  защиты;

- описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты;

- рассмотреть  программу социальной поддержки  населения г.Тольятти.

Объектом исследования в данной курсовой работе является опыт организационно-административной работы системы социальной защиты населения и ее нормативно-правовое регулирование.

Предмет – анализ системы социальной защиты населения  государственных и районных органов  социальной защиты.

Глава I. Теоретические  аспекты организационно-административной работы. 

Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации. 

Социальная защита населения в широком смысле этого  понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Социальное обеспечение  — это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности [13, 62].

Изменение модели социальной политики сопровождается формированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой системой социальной защиты населения, основными элементами которой являются:

• государственные  социальные гарантии, включая льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);

• социальная помощь (государственное вспомоществование);

• социальное страхование.

Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-исторический характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы — социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (инвалиды, ветераны войны и т.д.) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.

Социальная  помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности. Смысл системы социальной помощи — обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.

Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, которые формируются на основе принципа солидарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Существует обязательное и добровольное страхование.

Обязательное  социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных социальных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении определенного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества.

Добровольное  социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как альтернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обеспечивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования оказывается недостаточным).

Помимо этого  в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков — разновидности добровольного личного страхования граждан. Добровольное социальное страхование граждан относится к системе некоммерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.

Таким образом, в сфере социального страхования  существует как рынок страховых  услуг, так и система государственного социального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхования, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.

Появление системы  социального страхования в России связано с принятием следующих законов:

• «О государственных  пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);

• «О занятости  населения в Российской Федерации» (1991 г.);

• «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.).

Кроме того, нормативными основаниями формирования системы социального страхования были Указы Президента РФ о Фонде социального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фондах, а также постановления Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:

• Пенсионный фонд Российской Федерации (образован постановлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);

• Фонд социального  страхования РФ;

• Фонды обязательного  медицинского страхования;

• Государственный  фонд занятости населения России. Становление в 1991 — 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов.

Так, в 1994 г. объем  фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.

В течение переходного  периода к рыночной экономике в России значение государственных внебюджетных фондов социального страхования в системе социальной защиты населения возрастает. Политика децентрализации государственных социальных расходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фондов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхования в общем объеме государственных социальных расходов превысила 50%. 

Информация о работе Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти