Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Сегодня опрос получил широкое распространение в исследованиях, касающихся рассмотрения малых групп и межличностных отношений между их участниками. Это достаточно актуально, поскольку уровень работоспособности коллектива главным образом зависит от той социальной и психологической обстановки, в которой находится каждый из членов этой группы. Опросы, касающиеся таких исследований, помогают выявить аспекты, являющиеся причиной понижения работоспособности в рабочем коллективе или уменьшения уровня успеваемости среди учеников.
Все это говорит о том, что социологический опрос является важным и достаточно распространенным методом исследования актуальных проблем как всего общества в целом, так и отдельных групп людей.
I.Введение
II.1.Становление и развитие опроса как социологического метода
2.Понятие социологического опроса
3.Программа проведения соцопроса в малых группах
4.Разновидности социологических опросов в малых группах
5.Социометрический опрос, как основной метод социологических исследований в малых группах
6.Технические средства опроса
III.Заключение
«Социологический опрос как метод исследования межличностных отношений в малых группах»
План
I.Введение
II.1.Становление и развитие опроса как социологического метода
2.Понятие социологического опроса
3.Программа проведения соцопроса в малых группах
4.Разновидности социологических опросов в малых группах
5.Социометрический опрос, как основной метод социологических исследований в малых группах
6.Технические средства опроса
III.Заключение
I.Введение
Социология – это наука, изучающая общество. Она призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, которые являются актуальными в повседневной жизни людей, и тем самым способствовать улучшению условий социальной жизни каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но и об отдельных группах людей, а самое важное об отдельной личности, как неотъемлемой части общества.
Особенно важна социология в нынешнее нестабильное время, когда никто из нас не может с уверенностью ответить на вопрос: Как изменится наша жизнь завтра? В сложившейся ситуации социология должна помогать правящим структурам поддерживать хоть какую-то стабильность в обществе, которое стало таким хрупким в последнее время. При этом ее главная задача состоит в том, чтобы узнать мнение людей о проблемах социума, а также о возможных их решениях. Это способствует пониманию правящими структурами интересов общества, что поможет им при принятии решений. Зная предпочтения людей, власти смогут добиться лучшего мнения со стороны социума об их действиях, а значит спокойствия и стабильности в обществе.
В арсенале социологии имеется большое количество методов, касающихся исследования мнения людей. Наиболее главным из них является социологический опрос, который используется не только в данной науке, но также и в политике, журналистике, экономике, демографии, психологии и других сферах общественной жизни.
Соцопрос является наиболее распространенным методом социологических исследований. Основное их предназначение – это получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и строениях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таком случае опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
Стоит заметить, что из всего выше сказанного не следует, что исследовательская возможность социологических опросов безгранична. Данные, полученные методом опроса, выражают лишь субъективные мнения респондентов (опрошенных). Для большей эффективности их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которая должна быть получена иными способами. Наибольший исследовательский эффект опрос дает в сочетании, например, с наблюдением или опытом. В таком случае повысится степень истинности социального исследования.
Сегодня опрос получил широкое распространение в исследованиях, касающихся рассмотрения малых групп и межличностных отношений между их участниками. Это достаточно актуально, поскольку уровень работоспособности коллектива главным образом зависит от той социальной и психологической обстановки, в которой находится каждый из членов этой группы. Опросы, касающиеся таких исследований, помогают выявить аспекты, являющиеся причиной понижения работоспособности в рабочем коллективе или уменьшения уровня успеваемости среди учеников.
Все это говорит о том, что социологический опрос является важным и достаточно распространенным методом исследования актуальных проблем как всего общества в целом, так и отдельных групп людей.
II.1.Становление и развитие опроса как социологического метода
Зачатки опроса как способа получения социальной информации можно обнаружить еще в античности. Герадот описывает, как скифский царь Ариантас для установления числа своих подданных приказал каждому из них под страхом смерти принести по наконечнику стрелы. Философ Сократ широко использовал метод интервью. Он утверждал, что того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, мы называем диалектиком. Диалектика же есть способ нахождения истины путем беседы. С помощью диалектики мы можем познать как самих себя, так и других людей.
Опрос как научный метод изучения общественного мнения был известен уже в 17 веке. Усилиями французского математика Б.Паскаля и итальянского ученого И.Бернулли был сформулирован закон больших чисел и вероятностных расчетов, на которые опирается теория выборки и массовых опросов.
Анкетой в 17 веке называли сбор эмпирических данных с помощью набора вопросов или формуляра. Постепенно происходила стандартизация сведений, собираемых методом наблюдения и опроса. Эту работу проводили «сведущие люди», или эксперты. К середине 19 века в городах Европы существовали общества сторонников анкетирования. С ростом грамотности населения метод наблюдения был вытеснен методом опроса, а сам опросный лист стал называться анкетой.
Постепенно совершенствовались методика и техника опросов. Так, бельгийский статистик А.Кетле разработал следующие 4 правила постановки вопросов в переписанных бланках. Первое правило: «Надо ставить такие вопросы, которых необходимы и на которые можно получит ответ». Второе правило: «Не следует ставить такие вопросы, которые могут вызвать у населения опасения и подозрения». Третье: «Вопросы следует формулировать ясно и точно, чтобы они одинаково понимались всей совокупностью опрашиваемых». И четвертое правило: «Вопросы должны обеспечивать взаимный контроль, т.е. ответы на одни вопросы должны позволять проверить достоверность ответов на другие».
Существенный вклад в развитие эмпирических исследований внес М.Вебер. Он участвовал во многих исследованиях. В 1907 году М.Вебер начал обследований промышленных рабочих. В центре его внимания было изучение влияния крупной промышленности на профессиональную судьбу и образ жизни рабочих и воздействие социальных и этнокультурных характеристик рабочей силы на развитие промышленности. Эмпирической базой для М.Вебера служили материалы заводской статистики, наблюдений и интервью рабочих.
С точки зрения М.Вебера именно интервью представляет тот специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, например, такой возможности нет, ибо «скалы не разговаривают».
Наибольшее распространение опрос получил в США. Начало было положено в 19 веке, когда проводились так называемые «соломенные опросы». Их вели газеты и журналы. Вопросы предваряли и сопровождали избирательные компании и являлись неофициальным способом подсчета голосов.
Новые реалии конца 19-начала 20 века требовали применения строгих методик опроса. Они должны были учитывать социальное и профессиональное положение, место жительства, пол, возраст и другие характеристики опрашиваемых. Это обусловило возникновение института опросов, анкетеров и интервьюеров. Исследователи установили, что отсутствует необходимость опрашивать многотысячные совокупности людей, как это делалось при «соломенных опросах». На основании действия закона больших чисел и закона вероятности было сделано предположение о целом на сравнительно небольшой выборке и сделать это с достаточной точностью.
Точность результатов опроса зависит не только от качественной и количественной выборки, но и от поставленных вопросов и способов проведения опроса. В этом плане существенных успехов добился институт Геллапа в Принстоне. Выборка Геллапа колеблется от 1500 до 5000 человек. При выборке в 1500 человек максимальная степень неточности равна 4 %, при 5000 – 2,5%. После того, как в 1948 году на президентских выборах в США результаты Геллапа не подтвердились (предсказывалась победа Т.Дьюи, а президентом стал Г.Трумен), он разработал пятимерный план.
Цель пятимерного плана состояла в дальнейшем совершенствовании методики, процедуры и техники опроса. Изучая отношение к актуальным проблемам, план предусматривал изучение различных аспектов мнения респондентов: информированность респондента о предмете; его общие взгляды; причины, почему он придерживается этих взглядов; его взгляды по специфическим проблемам; интенсивность выраженного мнения. Это достигалось благодаря использованию пяти видов вопросов: фильтрующих, открытых/свободных, специфических, причинных и вопросов об интенсивности.
В России один из первых анкетных опросов был проведен в 1760 году. Опрос был посвящен проблеме промышленного производства. В частности, фабриканты и заводчики отвечали на вопросы о том, какова мощность их предприятия, сколько продукции изготовили за последнее пятилетие, каковы сырье и рынок сбыта продукции, заработная плата рабочих по профессиям, каков социальный состав рабочих.
Большой вклад в развитие опросов в 20-30 годы XX века внесли С.Г.Струмилин, А.Г. Гастев, П.М.Керженцев, В.М.Бехтерев, А.С.Макаренко и другие.
Сейчас социологические опросы в России и за рубежом стали одним из ведущих инструментов изучения различных проблем общественной жизни. На основе результатов опросов из различных сферы были созданы и создаются сейчас многочисленные интересные с теоретической, методологической и методической точки зрения.
2.Понятие социологического опроса
Социологическое знание − многоуровневое. Его высший уровень образуют фундаментальные социологические теории, отличающиеся высокой степенью обобщения различных сторон общественной жизни и абстрагированием от многих конкретностей и деталей. В то же время социология как наука основывается на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах и процессах, то есть на эмпирическом знании.
Составляя первичный (нижний) уровень и будучи неотъемлемой состав-
ной частью науки, эмпирическое социологическое знание имеет не толь-
ко общие с теоретической социологией, но и свои, особенные научные
основания, выполняет относительно самостоятельные функции. Занимая
столь важное место в науке, эмпирические исследования питают общесоциологические теории, придают им соответствующий смысл, ибо «теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В тоже время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений».
Важное значение имеет то обстоятельство, что сегодня подавляющее количество социологических исследований проводится преимущественно методами опроса. Этот факт свидетельствует как об их неоспоримых достоинствах, которые чужды другими методами, так и о некотором увлечении опросами.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. Сегодня форма опроса достигла большого разнообразия. Это способ получения информации предполагает как предложение вопросов в устной форме, так и в письменной, как прямой контакт с опрашиваемым, так опрос на дальнем расстоянии от него с помощью телефона или интернета.
В чем же состоит специфика социологического опроса? Почему именно опрос распространен в практике социологических исследований? Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1. при опросе информацию дает носитель изучаемой проблемы или участник исследуемых социальных процессов;
2. опрос нацелен на те стороны проблемы, которые мало поддаются прямому изучению, наблюдению;
3. опрос служит разновидностью социально-психологического общения интервьюера с респондентом;
4. опрос позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие группы людей и получать разнообразную информацию;
5.опрос может быть использован при изучении различных сфер общества;
Но все же наиболее главной особенностью социологического опроса следует считать его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что для исследования, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Эта черта позволяет охватить большой круг носителей информации, в том числе и тех, кто не стал бы делится ею по собственной инициативе. Массовость соцопроса делает в какой-то степени его результаты более объективными, а также позволяет социологам получить «среднее» мнение по интересующему вопросу.
Следует отметить, что понятие «социологический опрос» является в то же время собирательным для целой совокупности методов сбора первичной социологической информации приемами прямого или опосредованного общения с группами людей (респондентов).
Социологические опросы являются наиболее широко применяемыми методами исследования, поэтому именно с ними чаще всего отождествляются социологические исследования вообще. Это обусловливается такими особенностями методов опроса, которые делают их
более предпочтительными для исследователя: оперативность, дешевизна
проведения, возможность применять названные методы многократно и др. Однако и участники опросов (респонденты) часто видят в методах опроса то, что в большей степени импонирует им. Так, в процессе одного исследования было установлено, что около 60 процентов респондентов относят анкетирование и интервьюирование (наиболее распространенные методы опроса) к методам, обеспечивающим высокую надежность результатов и безопасность для участников. Примерно такое же количество респондентов с доверием относятся к исследованиям, проводимым данными методами, и полагают, что они создают обстановку для более откровенных
ответов на вопросы исследователей. Это говорит об эффективности и высокой степени достоверности данных, полученных с помощью при помощи социологического опроса.