Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:34, реферат
Объектом исследования, является сам метод опроса.
Предметом исследования, его отличие от всех остальных методов получения информации, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Цель исследования состоит в том, что бы изучить и понять метод социологического опроса, как способ сбора информации.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА,
КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 4
ГЛАВА 1: Социальный опрос 4
1.1 Анкетирование, как метод социального опроса 5
1.2 Интервью, как метод социального опроса 9
1.3 Почтовый опрос 13
1.4 Прессовый опрос 14
1.5 Телефонный опрос 15
1.6 Квартирный опрос……………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2: Анализ особенностей социального опроса, как метода сбора информации. 19
2.1 Типы вопросов при составлении социального опроса 19
2.2 Виды шкал для социального опроса 20
2.3 Ошибки, допускаемые при составлении и проведении социального опроса 22
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 2
7) Личные типы вопросов: "Вы удовлетворены оплатой труда?"
8) Безличные типы вопросов: "Ваши коллеги удовлетворены оплатой труда?"
9) Вопросы-диалоги:"В газетах пишут, что темпы инфляции снижаются. Вы согласны с этим высказыванием?"
1)Обыкновенную шкалу:
"Нравится ли Вам работа?"
А) 1.Да; 2.Нет;
Б) 1.Да; 2. Не очень; 3.Нет;
В) 1. Очень нравится; 2. Скорее нравится, чем не нравится; 3.Трудно сказать; 4. Скорее не нравится, чем нравится; 5. Очень не нравится.
2) Шкалу наименований:
"Назовите причины, по которым не нравится работа?"
А) Низкая оплата труда;
Б) Несвоевременная оплата труда;
В) Плохие взаимоотношения в коллективе;
Г) Что еще________
3)Порядковую шкалу:
"Ваше воинское звание?"
А) Лейтенант;
Б) Капитан;
В) Майор;
Г) Полковник;
Д) Другое_________
4)Интервальную шкалу:
А)"Сколько Вам лет?"
Б)"Ваша зарплата?"
5) Шкалу отношений:
"
Сколько квадратных метров
1.
Нет программы опроса; не выделены
категории анализа. В качестве
вопросов анкеты респондентам
предлагаются проблемы
2.
По результатам пробного
2.1.
Вопрос содержит термины,
2.2. Перед респондентом при ответе на вопрос ставятся задачи, к решению которых он не подготовлен (установить сложные зависимости, провести ранжирование, классификацию, выявить критерий).
2.3.
Респонденту задается вопрос
об оценке фактов без
2.4.
Получено слишком много
2.5. Большое количество ответов на вопрос типа "не знаю", "затрудняюсь ответить".
2.6.
Много неуместных замечаний
2.7. После изменения порядка вопросов(вариантов ответов) про-изошли существенные отклонения в ответах респондентов.
2.8. Ответы на вопросы занимают слишком много времени.
2.9.
Остается незаполненной
3. В качестве интервьюеров, анкетеров привлекаются лица, не прошедшие специальной подготовки.
3.1. Интервьюер приступил к опросу без пробного интервью.
3.2.
Очень схожи ответы
3.3.
Продолжительность беседы у
3.4.
Респондент в резкой форме
отказывается принять участие
в опросе. Респондент мотивирует
свой отказ различными
3.5. Респондент выражает опасения участвовать в опросе (в связи с ответом на отдельный вопрос).
3.6. Респондент участвует в опросе неохотно, с видимым безразличием.
3.7.
Респондент слишком
3.8. Респондент выражает сомнение относительно качества вопросника (отдельных вопросов).
4.
Анкеты заполнены неаккуратно,
в них много пропусков,
5. В интерпретации данных опроса происходит замена индикатора смысла вопроса. Например: самооценка респондентом поведения интерпретируется как фактическое поведение ("выполняю работы 5-го квалификационного разряда").
6.
В ходе опроса собран большой
объем статистической
Из всего выше сказанного, можно сделать выводы, что идеального метода социологического опроса не существует. Каждый опрос имеет свои положительные и отрицательные стороны, как финансовые, так и теоретические.
Главное необходимо правильно оценить проблемы программы исследования и ее задачи, которые были поставлены пред социологом.
Оценить социальный, интеллектуальный, возрастной уровни опрашиваемых респондентов, для правильного подбора вопросов. Подобрать оптимальный метод опроса для данной прослойки общества. Исследовать мотивы и ценности информации необходимую добыть из респондента. Уметь пропускать мало ценную информацию, научиться ставить вопросы таким образом, чтоб у респондента не появлялось чувство навязанного суждения.
Исследование,
к которому должен, стремится социолог,
предполагает опрос определенных лиц
и групп, и необходимо, чтобы эти респонденты
по возможности: участвовали в опросе,
отвечали искренне, внимательно, самостоятельно,
подробно. В этой связи западногерманская
исследовательница Н. Ноэль говорит об
особой «драматургии опроса», включающей,
в частности, раскрытие возможностей социолога
произвести на респондентов хорошее впечатление,
пробудить их интерес, завоевать доверие,
подтвердить уверенность в собственных
силах, не дать им заскучать и тем самым
заставить отвечать искренне и с удовольствием.
Проблема эта является не только методическая,
но и этическая. Социологу приходится
думать как о собственной исследовательской
программе, так и о том, какие темы респонденты
будут обсуждать более охотно, что может
их больше заинтересовать. Поэтому анкета,
по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой,
а не эгоистичной. А это означает, что анкета
должна осуществлять не только научно-познавательные,
но и коммуникативные функции.
Также необходимо не забывать при прямом контакте с респондентом, о внешнем виде социолога. Его уравновешенности, доброжелательности и толерантности, такие на вид простые критерии могут повлиять на объективность, точность и честность респондента. Всегда не забывать благодарить за сотрудничество в провидении опроса.
Итак, вооружившись всеми выше изложенными качествами и знаниями, а так же обаятельной улыбкой, можно смело отправляться, на социологическое исследование...