Опрос как метод сбора информации в социологическом исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть опрос как метод социологического исследования: его особенности и проблемы, которые могут возникнуть при организации и проведеннии опроса.

Содержание

Введение 3

1. Опрос как метод социологического исследования 4

2. Трудности и «опасности» при организации и проведении социаологического опроса 9

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

социолог исследование -.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

    Тема 7: Опрос как метод сбора информации в социологическом исследовании

 

     Содержание 

Введение 3

1. Опрос как метод социологического исследования 4

2.   Трудности и «опасности»  при организации  и проведении социаологического  опроса 9

Заключение 19

Список  литературы 20 

 

    Введение

 

     Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получения  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет  дело с различными модификациями  этого метода. Например, врачи, выясняя  течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя  у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические  аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

     Специфика метода состоит прежде всего в  том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых  социальных процессов и явлений.

     Существует  две разновидности опроса, связанные  с письменной или устной формой общения  с респондентами - анкетирование  и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

     Актуальность  исследования обусловлена популярностью  применения данного метода сегодня  с одной стороны, и недостаточным  вниманием к процедуре организации  и проведения опроса с другой.

     Цель  работы – рассмотреть опрос как  метод социологического исследования: его особенности и проблемы, которые  могут возникнуть при организации  и проведеннии опроса. 

 

  1. Опрос как метод социологического исследования
 

     Опрос - метод  непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования1. В настоящее время метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого опрос порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов).

     Такая популярность метода во многом обусловлена  тем, что опрос  является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках,  ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода – массовость, репрезентативность  и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль  и значение  тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению.

     Виды  опроса можно выделять по различным основаниям:

     По  способу получения информации и  ее интерпретации – 1) анкетный опрос (когда опросный лист  напечатан и непосредственно социологом или опосредованно – через почту, прессу – вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный опрос (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

     По  степени охвата генеральной совокупности – 1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность) ; 2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).

     По  процедуре проведения опросы – 1) индивидуальные опросы (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые опросы (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.

     По  форме проведения опроса – 1) устные опросы (разные виды интервью); 2) письменные опросы (анкетный опрос). По способу коммуникации социолога и респондента – 1) контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе  проведения опроса.); 2) бесконтактные опросы (почтовые или прессовые опросы, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса.). По частоте проведения – 1) разовые опросы населения по определенным проблемам;  2) повторные (мониторинг,  лонгитюд). Е.Е. Кучко.

     Анкетный  опрос – один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут – в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса – наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента – это недостатки анкетного опроса. Преимущество его – минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование – наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми. Почтовый опрос – распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки и т.д. Преимущества почтового опроса:

     1) прост в организации и проведении;

     2) позволяет провести опрос одновременно  на большой территории;

     3) позволяет выбрать респонденту  удобное для него время заполнения;

     4) отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при  прямом контакте с анкетером.

     Недостатки  почтового опроса:

     1) низкий процент возврата анкет,

     2) возможность группового заполнения  анкеты.

     3) искажается выборочная совокупность.

     Прессовый опрос – разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса:

     1) экономичность исследования,

     2) оперативный зондаж общественного  мнения. Недостатки:

     Г) невозможно определить репрезентативность данных,

     2) процент возврата не превышает  5%,

     3) ограниченность размера анкеты.

     Интервью  – другой вид опроса, использующий непосредственное социально – психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью:

     а) получение информации;

     б) воздействие на респондента.

     Преимущества  интервью:

     1) позволяет получить информацию  о мнениях, мотивах, представлениях  респондента;

     2) возможность следить за степенью  искренности при ответах;

     3) личный контакт интервьюера с  респондентом обеспечивает максимальную  полноту реализации вопросника.

     Недостатки  интервьюирования:

     1) значительные временные затраты;

     2) обстановка интервью может не  располагать к откровенности;

     3) трудность подготовки интервьюеров.

     Длится  интервью в среднем от 10 минут  до полутора часов, структура его  напоминает структуру анкеты. В зависимости  от типа общения респондента и  интервьюера различают свободное, формализованное и фокусированное интервью.2

     Телефонное  интервью – одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства – оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью – 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными.

     При проведении любых опросов главную  роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты. Вопрос анкеты (интервью) – это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.

     Операция  контроля и апробации анкеты включает три этапа:

     1) логический контроль за соответствием  вопросов анкеты критериям качества;

     2) выяснение соответствия анкеты  методическим требованиям;

     3) апробация анкеты (проведение пилотажного  исследования).

     Далее исправляются все обнаруженные погрешности  и анкета размножается

     Опpос позволяет получить инфоpмацию о  мнениях и оценках pеспондента тех  или иных стоpон действительности, о  мотивах его поведения.

     Специфика социологического опроса:

     • при опросе информацию дает непосредственно  носитель изучаемой проблемы или  участник изучаемых событий;

     • опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому  наблюдению;

     • опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

     • опрос может быть использован  при изучении самых разных сфер общества;

     • опрос позволяет в короткие сроки  опрашивать большие группы людей;

     • при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

     • вербальная информация, полученная методом  опроса, дешевле и легче поддается  количественной обработке, чем невербальная.

     Широко  распространено мнение, что информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью, и необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. Данное мнение во многом обусловлено тем, что исследователь при разработке и проведении опроса уделяет недостаточно внимания сложностям, которые возникают на том или ином этапе исследования.

    2.Трудности и «опасности» при организации и проведении социаологического опроса

 

     Несмотря на то, что опрос - это наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных,  существует ряд проблем при организации и проведении его,  которым стоит уделить внимание.

Информация о работе Опрос как метод сбора информации в социологическом исследовании