Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:56, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть опрос как метод социологического исследования: его особенности и проблемы, которые могут возникнуть при организации и проведеннии опроса.
Введение 3
1. Опрос как метод социологического исследования 4
2. Трудности и «опасности» при организации и проведении социаологического опроса 9
Заключение 19
Список литературы 20
Тема
7: Опрос как метод сбора
Содержание
Введение 3
1. Опрос как метод социологического исследования 4
2.
Трудности и «опасности»
при организации
и проведении
Заключение 19
Список
литературы 20
Метод
опроса - это не изобретение социологов.
Во всех отраслях науки, где для получения
информации исследователь обращается
к человеку с вопросами, он имеет
дело с различными модификациями
этого метода. Например, врачи, выясняя
течение болезни и
Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Актуальность
исследования обусловлена популярностью
применения данного метода сегодня
с одной стороны, и недостаточным
вниманием к процедуре
Цель
работы – рассмотреть опрос как
метод социологического исследования:
его особенности и проблемы, которые
могут возникнуть при организации
и проведеннии опроса.
Опрос - метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования1. В настоящее время метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого опрос порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов).
Такая популярность метода во многом обусловлена тем, что опрос является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода – массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению.
Виды опроса можно выделять по различным основаниям:
По способу получения информации и ее интерпретации – 1) анкетный опрос (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно – через почту, прессу – вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный опрос (когда в качестве респондентов выступают эксперты).
По степени охвата генеральной совокупности – 1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность) ; 2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).
По процедуре проведения опросы – 1) индивидуальные опросы (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые опросы (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.
По форме проведения опроса – 1) устные опросы (разные виды интервью); 2) письменные опросы (анкетный опрос). По способу коммуникации социолога и респондента – 1) контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса.); 2) бесконтактные опросы (почтовые или прессовые опросы, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса.). По частоте проведения – 1) разовые опросы населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг, лонгитюд). Е.Е. Кучко.
Анкетный опрос – один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут – в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса – наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента – это недостатки анкетного опроса. Преимущество его – минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование – наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми. Почтовый опрос – распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки и т.д. Преимущества почтового опроса:
1)
прост в организации и
2)
позволяет провести опрос
3)
позволяет выбрать респонденту
удобное для него время
4)
отсутствует психологический
Недостатки почтового опроса:
1) низкий процент возврата анкет,
2)
возможность группового
3)
искажается выборочная
Прессовый опрос – разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса:
1) экономичность исследования,
2)
оперативный зондаж
Г) невозможно определить репрезентативность данных,
2) процент возврата не превышает 5%,
3) ограниченность размера анкеты.
Интервью – другой вид опроса, использующий непосредственное социально – психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Преимущества интервью:
1)
позволяет получить информацию
о мнениях, мотивах,
2)
возможность следить за
3)
личный контакт интервьюера с
респондентом обеспечивает
Недостатки интервьюирования:
1)
значительные временные
2) обстановка интервью может не располагать к откровенности;
3)
трудность подготовки
Длится
интервью в среднем от 10 минут
до полутора часов, структура его
напоминает структуру анкеты. В зависимости
от типа общения респондента и
интервьюера различают
Телефонное интервью – одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства – оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью – 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными.
При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты. Вопрос анкеты (интервью) – это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.
Операция контроля и апробации анкеты включает три этапа:
1)
логический контроль за
2) выяснение соответствия анкеты методическим требованиям;
3) апробация анкеты (проведение пилотажного исследования).
Далее исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается
Опpос позволяет получить инфоpмацию о мнениях и оценках pеспондента тех или иных стоpон действительности, о мотивах его поведения.
Специфика социологического опроса:
• при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;
• опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;
• опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;
• опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;
• опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;
• при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;
• вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Широко распространено мнение, что информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью, и необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. Данное мнение во многом обусловлено тем, что исследователь при разработке и проведении опроса уделяет недостаточно внимания сложностям, которые возникают на том или ином этапе исследования.
Несмотря на то, что опрос - это наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных, существует ряд проблем при организации и проведении его, которым стоит уделить внимание.
Информация о работе Опрос как метод сбора информации в социологическом исследовании