Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:34, реферат
Объектом исследования, является сам метод опроса.
Предметом исследования, его отличие от всех остальных методов получения информации, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Цель исследования состоит в том, что бы изучить и понять метод социологического опроса, как способ сбора информации.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА,
КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 4
ГЛАВА 1: Социальный опрос 4
1.1 Анкетирование, как метод социального опроса 5
1.2 Интервью, как метод социального опроса 9
1.3 Почтовый опрос 13
1.4 Прессовый опрос 14
1.5 Телефонный опрос 15
1.6 Квартирный опрос……………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2: Анализ особенностей социального опроса, как метода сбора информации. 19
2.1 Типы вопросов при составлении социального опроса 19
2.2 Виды шкал для социального опроса 20
2.3 Ошибки, допускаемые при составлении и проведении социального опроса 22
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 2
оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
5)
По способу организации
индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.
При интервьюировании к интервьюеру предъявляются определенные требования:
1) Учитывается влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с респондентами-мужчинами, то женщины-интервьюеры - с представителями обоего пола. Не способствует контакту большая разница в возрасте интервьюера и респондента.
2)
Имеет значение внешний вид
интервьюера. Одежда должна
3)
Важны индивидуальные качества
интервьюера. Это должен быть
социально активный человек,
4) Интервьюеры должны иметь не одну и ту же точку зрения (тем более крайние взгляды), а разное отношение к исследуемой проблеме.
5) Избегать влияния интервьюера на респондента, а так же и респондента на интервьюера.
6)
Необходимо овладевать
Особенности интервьюирования:
1)Непосредственная связь с объектом.
2)Данные представляют участники изучаемых явлений.
3)Содержание
информации зависит от
4)Данные определяются формой и содержанием вопроса, процедурой .
5)Влияние респондента
на интервьюера.
Достоинства интервьюирования:
1)Универсальность применения, многообразие информации об объективных и субъективных характеристиках о прошлом, настоящем, будущем, о сферах, в которые включен респондента.
2)Данные об объективных процессах, об отношении к ним их участников; исследуются мотивы, ценностные ориентации, механизмы общения людей; анализ с разных позиций.
3)Направление хода опроса на более ценную информацию. коррекция задач, использование опыта интервьюера.
4)Участие
респондента в уточнении задач.
Недостатки интервьюирования:
1)Затруднительно оценить объективность содержания информации.
2)Вероятная ложная, малоценная информация ввиду некомпетентности респондента, случайных обстоятельств.
3)Навязывание репонденту суждений: неумелые действия интервьюера, резко снижающие качество информации, привнесение в информацию его установок.
4)Отклонение
от исходных задач под
Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.6
Преимуществами
почтового опроса перед всеми остальными
методами являются:
1)Относительно низкая стоимость (почтовый
опрос является одним из самых дешевых
методов сбора информации);
2) Возможность использовать наглядные
материалы;
3) Возможность получить ответы на сензитивные
вопросы;
4) Легкость организации опроса (нет необходимости
в подготовке большого штата интервьюеров,
упрощенная схема контроля над их работой);
5) Почтовый опрос позволяет опросить
жителей самых отдаленных регионов, недоступных
для проведения телефонных и личных опросов.
6) Только с помощью почтового опроса можно
изучить некоторые сложнодоступные аудитории.
Например, такой аудитории может являться
высокодоходная группа населения, проживающая
в элитных жилых комплексах.
К недостаткам почтового опроса можно
отнести:
1) Отсутствие у респондента возможности
уточнить у интервьюера вопросы;
2) Низкий процент возврата анкет. Однако
существуют исследовательские приемы,
нивелирующие данный недостаток;
3)Смещение выборки – проблема «самовыборки»,
т.е. в почтовых опросах чаще участвуют
лица, располагающие свободным временем
и заинтересованные в теме опроса (молодежь,
либо пенсионеры, либо домохозяйки и т.п.).
Оценить смещение, ориентируясь на тему
опроса, часто невозможно;
4)Значительные временные затраты.
Прессовый опрос- разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.
Прессовый опрос имеет свои преимущества:
1) Оперативность.
2) Массовость.
3) Экономичность.
4)
Откровенность респондентов, объясняемая
тем, что они добровольно
участвуют в опросе.
Главные его недостатки это метода получения
информации в том что:
1) Низкая репрезентативность.
2) Невысокие показатели возврата заполненных анкет ( усугубляемые большой их выбраковкой).
3) Малочисленность вопросов (преобладание закрытых вопросов).
При
этом прессовый опрос имеет
1) Предельная простота
2) Использование
разных шрифтов при публикации (для выделения
смысловой структуры анкеты).
3) Повторная
перепечатка анкеты в той же газете через
неделю-полторы после первой публикации.
4) Оглашение результатов
опроса на страницах этого же издания.
Поскольку каждая
газета имеет своих постоянных читателей,
отличающихся от прочих людей рядом социальных
характеристик (уровнем материального
достатка, местом жительства, идеологическими,
политическими и другими пристрастиями),
постольку по результатам прессового
опроса, проведенного одной газетой, нельзя
судить о состоянии
Телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в телефонном опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанной анкеты. 7
Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару или рекламе и т.д.
Телефонный опрос проводится по заранее выбранным или случайно отобранным телефонным номерам специально проинструктированными интервьюерами. Во время телефонного опроса с респондентом интервьюер заполняет специальную анкету, которая содержит не только ответы респондента, но и его контактную информацию. Эта информация используется для проверки работы интервьюеров. после проведения телефонного опроса осуществляется квотирование анкет для того, что бы отразить в выборке структуру целевой группы.
Предметом
телефонного опроса могут выступать
потребительские предпочтения, отдельные
характеристики потребительского поведения,
социально-демографические
Телефонные опросы могут применяться для решения следующих задач:
1) Описание предпочтений целевой группы товара или услуги .
2) Исследования общественного мнения .
3) Оценка емкости рынка продуктов или услуг .
4) Описание механизма принятия решения о покупке того или иного товара или услуги .
5) Описание
социально-демографических и
1.6 Квартирный опрос
Квартирный опрос - это личное интервью по месту проживания респондента. Данный метод маркетинговых исследований наиболее выгоден с точки зрения полноты получения информации и подходит для решения большинства задач, связанных с изучением информации о потребителях.
При проведении квартирных опросов имеется возможность применения различных визуальных стимулов: респонденту демонстрируются карточки, рекламные модули, логотипы, этикетки, кадры из рекламных видеороликов и т.п.
По выборке проведения квартирный опрос может строится следующими способами:
1) Маршрутный – выбирается несколько начальных точек в разных районах населенного пункта, опрос проводится в домохозяйствах, дислоцированных в соответствии с выбранным шагом. В зависимости от характера зданий (этажность, удаленность друг от друга) шаг выбирается разной длины
2) Точечный – при наличии базы домохозяйств выбираются точки опроса равномерно распределенные по населенному пункту.
3) Снежный ком.
1) Высокая стоимость одного интервью при проведении квартирного опроса в сравнении с другими методами маркетинговых исследований.
2)Сравнительно высокие затраты на рекрут и подготовку высококвалифицированных интервьюеров.
3) Криминогенная
ситуация вызывает недоверчивое и подозрительное
отношение респондентов к интервьюерам,
проводящим квартирный опрос.
При составлении социального опроса, социологи используют такие типы вопросов:
1) Открытый тип вопросов: "Ваш возраст?"
2) Закрытый тип вопросов: "Ваш пол?" а) мужской, б) женский
3) Полузакрытые тип вопросов: "Ваша профессия?"
А) столяр
Б) слесарь
В) социолог
Г)предприниматель
Д) что еще, напишите________________.
4) Прямые типы вопросов: "Нравится ли Вам работа?"
А) да
Б) нет
5) Косвенные типы вопросов: "Нравится ли работа Вашим коллегам?"
6) Прожективные типы вопросов: "Если бы Вы уехали в командировку за рубеж на 2-3 года, по возвращении вернулись бы на нынешнюю Вашу работу?"