Опрос в социологическом исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:34, реферат

Описание работы

Объектом исследования, является сам метод опроса.
Предметом исследования, его отличие от всех остальных методов получения информации, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Цель исследования состоит в том, что бы изучить и понять метод социологического опроса, как способ сбора информации.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА,
КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 4
ГЛАВА 1: Социальный опрос 4
1.1 Анкетирование, как метод социального опроса 5
1.2 Интервью, как метод социального опроса 9
1.3 Почтовый опрос 13
1.4 Прессовый опрос 14
1.5 Телефонный опрос 15
1.6 Квартирный опрос……………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2: Анализ особенностей социального опроса, как метода сбора информации. 19
2.1 Типы вопросов при составлении социального опроса 19
2.2 Виды шкал для социального опроса 20
2.3 Ошибки, допускаемые при составлении и проведении социального опроса 22
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 2

Работа содержит 1 файл

Опрос в социологическом исследование.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

оказываются в  центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

      4) Так  называемые  ненаправленные  интервью  носят  “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь  самому  респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.

      5) По способу организации интервью  делятся  на  групповые  и

индивидуальные. Первые  применяются  относительно  редко,  это  планируемая беседа, в процессе которой исследователь  стремиться  вызвать  дискуссию  в группе. Методика  проведения  читательских  конференций  напоминает  данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.

      При интервьюировании к интервьюеру предъявляются определенные требования:

     1) Учитывается влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с респондентами-мужчинами, то женщины-интервьюеры - с представителями обоего пола. Не способствует контакту большая разница в возрасте интервьюера и респондента.

     2) Имеет значение внешний вид  интервьюера. Одежда должна соответствовать  обстановке опроса, не служить  отвлекающим, настораживающим моментом (фактором). Темп интервью зависит  от его длительности, места и  обстановки проведения опроса, содержания затрагиваемых вопросов, тем, проблем.

     3) Важны индивидуальные качества  интервьюера. Это должен быть  социально активный человек, имеющий  определенный уровень знаний  и культуры, честный, добросовестный, дисциплинированный, общительный, физически выносливый. Ему должны быть присущи такие качества, как терпение, умение говорить понятно, внятно, неторопливо, стремясь донести до респондента адекватный смысл вопроса. Он должен уметь слушать, уметь молчать. С его стороны не допустимы жесткость, требовательность, властность, отталкивающие респондента. Интервьюер должен избегать внушения, влияния на опрашиваемого интонацией, жестами, своими манерами и т.д.

     4) Интервьюеры должны иметь не  одну и ту же точку зрения (тем более крайние взгляды), а  разное отношение к исследуемой проблеме.

     5) Избегать влияния интервьюера  на респондента, а так же  и респондента на интервьюера. 

     6) Необходимо овладевать навыками  регистрации ответов респондентов. Это могут быть записи с применением стенографии, сокращенные записи (с немедленной их расшифровкой после опроса), механические звукозаписи; запись по памяти, запись с использованием двух интервьюеров. Каждый вид записи имеет свои плюсы и минусы. Их применение зависит от навыков интервьюера, обстановки, наличия аппаратуры. 

         Особенности интервьюирования:

    1)Непосредственная  связь с объектом.

    2)Данные представляют  участники изучаемых явлений.

    3)Содержание  информации зависит от респондента, его установок и компетентности.

    4)Данные определяются  формой и содержанием вопроса,  процедурой .

    5)Влияние респондента  на интервьюера. 

     Достоинства интервьюирования:

     1)Универсальность  применения, многообразие информации  об объективных и субъективных характеристиках о прошлом, настоящем, будущем, о сферах, в которые включен респондента.

     2)Данные  об объективных процессах, об  отношении к ним их участников; исследуются мотивы, ценностные  ориентации, механизмы общения людей;  анализ с разных позиций.

     3)Направление хода опроса на более ценную информацию. коррекция задач, использование опыта интервьюера.

     4)Участие  респондента в уточнении задач. 

     Недостатки  интервьюирования:

     1)Затруднительно  оценить объективность содержания информации.

     2)Вероятная  ложная, малоценная информация ввиду некомпетентности респондента, случайных обстоятельств.

     3)Навязывание  репонденту суждений: неумелые действия  интервьюера, резко снижающие  качество информации, привнесение  в информацию его установок.

     4)Отклонение  от исходных задач под влиянием  респондента.

1.3 Почтовый опрос

     Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.6

     Преимуществами  почтового опроса перед всеми остальными методами являются:  
 1)Относительно низкая стоимость (почтовый опрос является одним из самых дешевых методов сбора информации);  
 2) Возможность использовать наглядные материалы;  
 3) Возможность получить ответы на сензитивные вопросы;  
 4) Легкость организации опроса (нет необходимости в подготовке большого штата интервьюеров, упрощенная схема контроля над их работой);  
 5) Почтовый опрос позволяет опросить жителей самых отдаленных регионов, недоступных для проведения телефонных и личных опросов.  
 6) Только с помощью почтового опроса можно изучить некоторые сложнодоступные аудитории. Например, такой аудитории может являться высокодоходная группа населения, проживающая в элитных жилых комплексах.  
 К недостаткам почтового опроса можно отнести:  
 1) Отсутствие у респондента возможности уточнить у интервьюера вопросы;  
 2) Низкий процент возврата анкет. Однако существуют исследовательские приемы, нивелирующие данный недостаток;  
 3)Смещение выборки – проблема «самовыборки», т.е. в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса (молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки и т.п.). Оценить смещение, ориентируясь на тему опроса, часто невозможно;  
 4)Значительные временные затраты.

1.4 Прессовый опрос

 

  •      Прессовый опрос- разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.

         Прессовый опрос имеет свои  преимущества:

         1) Оперативность. 

         2) Массовость.

         3) Экономичность.

         4) Откровенность респондентов, объясняемая  тем, что они  добровольно  участвуют в опросе. 
     
     Главные его недостатки это метода получения информации в том что:

         1) Низкая репрезентативность.

         2) Невысокие показатели возврата  заполненных анкет ( усугубляемые большой их выбраковкой).

         3) Малочисленность вопросов (преобладание  закрытых вопросов).

         При этом прессовый опрос имеет обязательные требования:

              1)  Предельная простота формулировок  вопросов и инструкции к заполнению.  
             2) Использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты).  
             3) Повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации.  
            4) Оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.  
            Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии
    общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

    1.5 Телефонный опрос

         Телефонный  опрос — метод, применяемый при  проведении количественных маркетинговых  исследований, заключающийся в телефонном опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанной  анкеты. 7

         Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару или рекламе и т.д.

         Телефонный  опрос проводится по заранее выбранным  или случайно отобранным телефонным номерам специально проинструктированными  интервьюерами. Во время телефонного  опроса с респондентом интервьюер заполняет  специальную анкету, которая содержит не только ответы респондента, но и его контактную информацию. Эта информация используется для проверки работы интервьюеров. после проведения телефонного опроса осуществляется квотирование анкет для того, что бы отразить в выборке структуру целевой группы.

         Предметом телефонного опроса могут выступать  потребительские предпочтения, отдельные  характеристики потребительского поведения, социально-демографические характеристики потребителей, особенности общественного  мнения, запоминаемость рекламных кампаний, известность торговых марок и производителей и пр.

       Телефонные  опросы могут применяться для  решения следующих задач:

        1) Описание  предпочтений целевой группы  товара или услуги .

        2) Исследования  общественного мнения .

        3) Оценка  емкости рынка продуктов или  услуг .

        4) Описание  механизма принятия решения о  покупке того или иного товара  или услуги .

        5) Описание  социально-демографических и других  характеристик целевой группы  потребителей товара или услуги .

    1. Оценка эффективности проведенной рекламной кампании или отдельного рекламного канала и др.

    1.6 Квартирный опрос

         Квартирный  опрос - это личное интервью по месту  проживания респондента. Данный метод маркетинговых исследований наиболее выгоден с точки зрения полноты получения информации и подходит для решения большинства задач, связанных с изучением информации о потребителях.

         При проведении квартирных опросов имеется возможность применения различных визуальных стимулов: респонденту демонстрируются карточки, рекламные модули, логотипы, этикетки, кадры из рекламных видеороликов и т.п.

    По выборке  проведения квартирный опрос может  строится следующими способами:

      1) Маршрутный – выбирается несколько начальных точек в разных районах населенного пункта, опрос проводится в домохозяйствах, дислоцированных в соответствии с выбранным шагом. В зависимости от характера зданий (этажность, удаленность друг от друга) шаг выбирается разной длины

      2) Точечный – при наличии базы домохозяйств выбираются точки опроса равномерно распределенные по населенному пункту.

      3) Снежный ком.

       Главные достоинства метода квартирного опоса:

    1. Отсутствие  жестких временных ограничений  на проведение интервью с респондентом (интервью может длиться до 1 часа)
    2. При проведении квартирного опроса нередко применяется различная стимульная продукция (карточки, упаковочные материалы и т.д, а также, что немаловажно, сам продукт);
    3. Легкость организации контроля за качеством проведения сотрудниками интервью с респондентом

       Главные недостатки метода квартирного:

       1) Высокая стоимость одного интервью при проведении квартирного опроса в сравнении с другими методами маркетинговых исследований.

       2)Сравнительно высокие затраты на рекрут и подготовку высококвалифицированных интервьюеров.

       3) Криминогенная ситуация вызывает недоверчивое и подозрительное отношение респондентов к интервьюерам, проводящим квартирный опрос. 

     

    ГЛАВА 2: Анализ особенностей социального опроса, как метода сбора  информации.

    2.1 Типы вопросов при составлении социального опроса

         При составлении социального опроса, социологи используют такие типы вопросов:

        1) Открытый тип вопросов: "Ваш возраст?"

        2) Закрытый тип вопросов: "Ваш пол?" а) мужской, б) женский

        3) Полузакрытые тип вопросов: "Ваша профессия?"

        А) столяр

        Б) слесарь

        В) социолог

        Г)предприниматель

        Д) что еще, напишите________________.

        4) Прямые типы вопросов: "Нравится ли Вам работа?"

        А) да

        Б) нет

        5) Косвенные типы вопросов: "Нравится ли работа Вашим коллегам?"

        6) Прожективные типы вопросов: "Если бы Вы уехали в командировку за рубеж на 2-3 года, по возвращении вернулись бы на нынешнюю Вашу работу?"

    Информация о работе Опрос в социологическом исследовании