Опека и попечительство над несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотрение института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.

Задачи исследования:

1) рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

2) охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;

3) рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства.

Содержание

Введение

1 Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………………..6

1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………………..6

1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми...11

2 Субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми………………………………………………………………………….…15

2.1 Органы опеки и попечительства……………………………….…15

2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..21

2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..29

3 Изменение и прекращение опеки и попечительства………………….38

3.1 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей…………………………………………..38

3.2 Прекращение опеки и попечительства……………………….…..46

Заключение

Список использованных источников

Список используемых терминов

Работа содержит 10 файлов

1 Титульный.docx

— 11.04 Кб (Открыть, Скачать)

2 содержание.docx

— 11.80 Кб (Открыть, Скачать)

3 реферат.docx

— 11.40 Кб (Открыть, Скачать)

4 введение.docx

— 12.42 Кб (Открыть, Скачать)

5 глава 1.docx

— 29.14 Кб (Открыть, Скачать)

6 глава 2.docx

— 45.00 Кб (Скачать)

     2 Субъекты семейно-правовых отношений  опеки (попечительства) над детьми

     2.1 Органы опеки и попечительства 

      Защита  личных и имущественных прав и  интересов детей, оставшихся без  родительского попечения, возлагается  СК РФ на органы опеки и попечительства. Согласно п.2 ст.121 СК РФ, а также п.4 ст.56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления им полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК РФ. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования [14; С.141].

      К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей  относятся:

    1) защита прав и законных интересов  граждан, нуждающихся в установлении  над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под  опекой или попечительством;

    2) надзор за деятельностью опекунов  и попечителей, а также организаций,  в которые помещены недееспособные  или не полностью дееспособные  граждане;

    3) контроль за сохранностью имущества  и управлением имуществом граждан,  находящихся под опекой или  попечительством либо помещенных  под надзор в образовательные  организации, медицинские организации,  организации, оказывающие социальные  услуги, или иные организации,  в том числе для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей [5].

    На  органы опеки и попечительства возлагаются  также иные задачи:

      1) выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

      2) учет детей, оставшихся без родительского попечения;

      3) выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

      4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

      Данная  деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и  попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в  частности, учреждений, в которых  находятся дети, оставшиеся без попечения  родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких  детей [21; С.37].

      Ст.122 СК РФ устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов РФ) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ) уровнях [18; С.34].

      Своевременное выявление детей, оставшихся без  попечения родителей  является важной предпосылкой для принятия органами опеки и попечительства мер по защите их прав и интересов. Это непосредственная функциональная обязанность должностных  лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

      Сообщать  органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие  родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

      Данная  обязанность не обеспечена прямыми  юридическими санкциями, и ее следует  рассматривать как закрепление  должного поведения в интересах  защиты прав ребенка.

      Органы  опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто  может располагать информацией  о неблагополучном положении  в семье, о безнадзорных детях. В  ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать  своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться в органы опеки и попечительства [14; С.132].

      Семейный  кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о  детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

      На  основании первичного обследования составляются два документа: акт  обследования и основанное на нем  заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме  возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты  меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

      Все данные о ребенке заносятся в  журнал первичного учета установленной  формы, и затем принимаются меры по его устройству.

      Устанавливается правовая обязанность руководителей  учреждений (независимо от их ведомственной  принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который  может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких  сведений, нарушении установленных  законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало  об этом известно, т.е. появились установленные  законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а  также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности  в порядке, установленном законом [26; С.72]. Так, Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее по тексту КоАП РФ) устанавливает ответственность за данное правонарушение в статье 5.36 [1].

      Кодекс  в интересах детей, обеспечения  скорейшего их устройства в семью  вносит существенные коррективы в порядок  учета детей, оставшихся без попечения  родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его  фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает  ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет, в государственный банк данных.

      Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка  данных о детях, оставшихся без попечения родителей) – оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ.

      Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве ребенка  в специализированном учреждении для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без  попечения родителей). Здесь ребенку  предоставляется не только проживание, питание, одежда, обувь, но и оказывается  содействие в преодолении трудной  жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь.

        За неисполнение обязанностей  по выявлению и устройству  детей в установленные сроки  должностные лица органов местного  самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.

      Орган опеки и попечительства подбирает  лиц, которых можно назначить  опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и  попечителей, в необходимых случаях  оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает  соответствующие, меры в случае обнаружения  обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д.

      Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью  опекунов (попечителей) с помощью  контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием  ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и  т.д. Опекуны и попечители обязаны  предъявлять ежегодные отчеты о  своей деятельности.

      Действия  опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под  жесткий контроль органов опеки  и попечительства. Сюда относится  и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в  которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Особенно важным представляется вопрос об отчуждении жилой площади, на которой прописаны или которой владеют несовершеннолетние [7; С.59].

      Иногда  опекуны совершают сделки с имуществом, сознательно не получая согласия на совершение сделки со стороны органов  опеки и попечительства, когда такое согласие необходимо (ст.37 ГК РФ) [23; С.220].  

      Обобщая сказанное выше, можно сделать  следующие выводы:

      1) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Они выполняют функцию защиты личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения. Это особая их функция, возложенная на них СК РФ;

      2) Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи:

          а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

          б) выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

          в) защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;

          г) государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;

          д) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей [14; С.148].  
 

     2.2 Опекуны и попечители как субъекты  института опеки и попечительства 

      Опекун (попечитель) назначается органом  опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств (например, в случае, если подопечный уже проживает в семье лица, желающего стать его опекуном) опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства. В случае проживания лица, подлежащего опеке (попечительству) и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [19; С.65]. Согласно п.4 ст.33 Конвенции «опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство» [2; С.123].

7 глава 3.docx

— 24.09 Кб (Открыть, Скачать)

8 заключение.docx

— 14.37 Кб (Открыть, Скачать)

9 список использовных источников.docx

— 15.32 Кб (Открыть, Скачать)

10 термины.docx

— 12.40 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними