Общественные проблемы и их отражение в социальной политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения процессов политической и социальной трансформаций, характерных для России в период с 1991 по 2005 годы. Крупномасштабные преобразования, суть которых заключалась в модернизации политической системы, затронули все сферы и элементы социально-политической системы. Смена общественного строя сопровождалась процессами разрушения, перекомпоновки, трансформации прежних контуров социальной структуры российского общества, усилением социального неравенства, поляризацией населения, негативными процессами маргинализации и аномии.

Содержание

Введение…………………………………………………..стр.2
Понятие социальной политики…………………………………………………стр.3-
Стратегии и приоритеты социальной политики………………………………………………….стр.3-4
Социальная политика в различных политико-экономических системах………………………………………………….стр.5-17
Социальная политика от СССР до Российской Федерации………………………………………………. стр.18-19
Основные общественно-политические проблемы и пути их решения в Российской Федерации………………………………… стр.19-30
Правовое обеспечение в социальной политике………………………………………………….стр.31
Заключение……………………………………………… стр.32-33
Список литературы……………………………………… стр.34

Работа содержит 1 файл

рефер1.docx

— 69.28 Кб (Скачать)

Как мы видим  из вышеприведенных примеров, уровень  социальной политики государства напрямую зависит от благосостояния государства, а так же от тех экономико-политических рычагов, которые данное государство  применяет.

Было бы ошибкой  считать, что политическое устройство  существенно влияет на уровень социального  обеспечения населения. И что  в странах с так называемым демократическим устройством уровень  социальной помощи существенно выше. На первый взгляд так может показаться, но как показывают недавние события  это не совсем так, а точнее совсем не так.

Я уже отмечала выше, что уровень социальной помощи и вовлеченности государства  в решение возникающих общественных проблем зависит так же и от благосостояния государства.

Экономический кризис 2008 года, а так же стагнация  мировой экономики в году 2011 наглядно показывают,  что при  экономических  потрясениях многим ранее благополучным  государствам приходится экономить, в  том числе и на социальной сфере, что вызывает к жизни ранее  не существовавшие проблемы в общественно-политической жизни.

Суть кризиса 2008 года а так же нынешней стагнации  в том, что капитализм не может  существовать без экспансии, без  расширения, он агрессивен по своей  сути. Он пожирает все вокруг себя, и  когда вокруг ничего съедобного не остается, он начинает пожирать самого себя. С одной стороны экспансионистская  суть капитализма -  это есть мощнейший стимул для общественного прогресса. Капитализм спровоцировал научно-техническую революцию, вызвал бум великих географических открытий и т.д. То есть в XV-XIX веках он создавал эффективные стимулы для развития государств Северной Атлантики, то есть тех обществ, где господствовал капиталистический уклад.  
Надо очень четко понимать, что бурное развитие капитализма в Западной Европе и Северной Америке происходило отнюдь не за счет внутренних резервов. В мировом масштабе сложилась глобальная система перераспределения ресурсов от капиталистической периферии к капиталистическому центру.

Так вот, если посмотреть на капиталистическую систему, что  называется, с высоты птичьего полета, то мы увидим, что достижения капитализма  в странах Запада базировались на нескольких китах: 
          Контроль над международной торговлей, то есть монопольное право определять цену товара. Если кто-то еще верит в свободный рынок, то пусть он объяснит, почему булочка в Нью-Йорке стоит 5 долларов, а та же булочка в Саратове 0,3 доллара. Вот вам диспаритет валют в действии. При этом доступ саратовских булочников на американский рынок закрыт в принципе, а вот наш рынок со вступлением в ВТО будет открыт для американского консервированного хлеба. 
       Каким образом рулевые мирового капитала определяют цены на тот товар, который они не производят, ну, скажем нефть? Цену на нефть якобы в основном определяет ОПЕК. Но в ОПЕК доминирующую роль играет Саудовская Аравия - американский сателлит, если не сказать, марионетка. Поэтому когда это нужно было , цена на нефть падала до минимума, даже если объективных причин для этого не было. Скажем, в 1986 г. цены на черное золото обрушились до $8 за баррель, несмотря на затяжную войну в Персидском заливе, в которой погрязли Иран и Ирак - крупные экспортеры углеводородов. 
       Сегодня цена на нефть очень высока - неужели это выгодно Штатам? Разумеется. Во-первых, высокие цены делают рентабельным разработку уже порядком истощенных месторождений в самой Америке. Во-вторых и самое главное, стоимость нефти номинируется в долларах, поэтому чем больше дорогой нефти добывается в мире, тем больше американцы могут печатать свои зеленые фантики. Ведь главный источник американского благосостояния - это эмиссия доллара. В этой связи для них вообще не важно, сколько стоит нефть, они все равно платят за нее бумагой.

Деградация экономик стран периферии. Экономисты либерального толка стараются избегать слова "деградация", заменяя его выражением "структурный дисбалланс" или подобными эвфемизмами. Что это такое? Скажем, Аргентина производит пшеницу и говядину. Ей навязывается такая модель экономики, при которой она производит только пшеницу и говядину. Пока цены на эти продукты высоки, страна как бы процветает - экспорт дает валюту, а на нее можно купить все то, что теперь "невыгодно" производить самим, в результате чего собственная промышленность, не ориентированная на экспорт, в стране отмирает.  
       А потом цены падают. Ну, как бы сами собой - та самая невидимая рука рынка их резко опускает. В итоге экономика страны рушится, ведь иных точек опоры у нее нет. Потом цены вновь поднимаются, но лишь до того уровня, который позволяет Аргентине поддерживать штаны. Весь фокус в том, что производя определенный продукт, страна периферии не контролирует рынок сбыта, и даже не может реально влиять на цены. Чем более монопрофильна экономика стран периферии, тем более они зависят от тех, кто способен манипулировать ценами на мировом рынке. В итоге мы имеем почти в первозданном виде колониальную систему, только туземцы производят для белых людей все необходимое без помощи белых плантаторов, но так же за бесценок.

Непрерывная экспансия. Капитализм устроен так, что если капиталистическая метрополия не расширяет сферу своего контроля, не расширяет рынки, то вся система впадает в кризис. Собственно, кризис, периодически прерываемый ростом - это нормальное состояние капитализма. Просто основная тяжесть кризиса всегда перекладывается на страны периферии. Более того, последние несколько десятилетий Метрополия устраивает на периферии рукотворные кризисы, тем самым избавляя себя от его негативных последствий. 
       Механизм уже описан выше. Скажем, если в кризис резко обваливаются цены на сырье (металл, нефть и т.д.), то страны, экспортно-сырьевой ориентации находятся в заднице, а "высокоразвитые страны", что производят, например, автомобили, получают дешевое сырье и энергию для производства, что позволяет им поддерживать уровень производства и даже увеличивать его, расширяя рынки сбыта за счет снижения конечной цены продукта и за счет тех, кто не пережил кризис. Так что кризис - штука хитрая: богатые становятся еще богаче и сильнее, а бедные издыхают. Поэтому если в каком-нибудь учебнике экономики будет написано, что кризис - явление стихийное, можете смело выкидывать его на помойку. 
      

Кое-что еще  следует уточнить. Слова "высокоразвитые страны", производящие автомобили, я  взяла в кавычки, потому что производят автомобили не страны, а конкретные предприятия. Географически они сегодня могут находиться в самых отсталых колониях. Вопрос в том, кто контролирует эти производства. Их владельцы безусловно извлекают выгоду, а вот для народов тех стран, в которых рассредоточены заводы по производству автомобильных комплектующих, ничего от кризиса не выигрывают, как бы не падали цены на сырье. Тут действует самый коварный инструмент капитализма - рынок труда. То есть труд в период экономического кризиса сильно дешевеет, и для тех же автоконцернов дешевый труд периферийных рабочих становится еще одним фактором "оптимизации" издержек и дает ресурсы для поддержания социального благополучия в странах капиталистического центра. 

4. Социальная политика от СССР до Российской Федерации

   К середине 80-х годов социализм, как  общественно-экономическая система  полностью исчерпала себя, обнаружился  глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская  экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. По основным показателям качества и  уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения  товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических  стран, но и многих развивающихся  государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем  в американской, а в сельском хозяйстве  в 4 раза ниже. Реальное же положение  было гораздо более тяжелым. Обозначился  кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились  в 2,8 раза. Люди оказались отчуждены  от политической власти, от средств  производства, были лишены важнейших  гражданских прав. Все это привело  к социальной апатии в обществе.

   Горбачев  осознал необходимость реформ. В  течение практически всего 1986-го и первой половины 1987 года эти попытки  носили достаточно спорадический характер и отражали, как уже говорилось, тогдашние его надежды запустить  механизм эффективного хозяйствования путем «повышения требовательности, укрепления дисциплины наведения в  стране элементарного порядка».

   В апреле 1985-го Горбачев взял линию на ускорение экономического развития страны. В это же время возникла потребность по-новому взглянуть  на социальную сферу государства. В  советский период социальная сфера  определялась как составная часть  общей политики КПСС. В силу смешения функций партии и государства  и, как следствие, искусственной  политизации сферы социального  развития, социальная составляющая социалистического  государства рассматривалась как  важный инструмент построения бесклассового  общества, а содержание социальной сферы социалистического государства связывалось с улучшением условий жизни и труда советских людей. Социально-экономические преобразования 80-90-х годов имели противоречивые итоги. Наряду с формированием рынка труда, товаров, жилья и т.п., был сделан шаг в сторону реструктуризации народного хозяйства, что привело к тому, что целые отрасли оказались бесперспективными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней конкуренции привело к утрате стоимостных и качественных ориентиров для российских производителей, поэтому в начале 1990-х годов большое количество отечественных товаров перестали пользоваться спросом из-за их низкого качества и несоответствия мировым стандартам. В результате в этот период произошло  сильнейшее падение производства и как следствие многочисленный слой населения имел уровень жизни ниже прожиточного минимума, незащищенными оказались самые беззащитные слои населения. В связи с применением на государственном уровне принципов социального дарвинизма существенно снизились: прожиточный минимум, рождаемость, социальное обеспечение и безопасность граждан, как следствие в обществе возникли протестные настроения.  
 

5. Основные общественно-политические проблемы и пути их решения в Российской Федерации

В России за социальную защиту населения отвечает Министерство здравоохранения и социального  развития России.

Гражданам России гарантированы следующая социальная защита:

  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пособие по уходу за ребёнком;
  • материнский капитал;
  • льготы на приобретения жилья малоимущим;
  • пособие по безработице;
  • детские пособия;
  • образование (дошкольное, школьное, специальное, высшее);
  • неотложная медицинская помощь;
  • лечение ряда заболеваний;
  • бесплатные лекарства от ряда болезней;
  • защита (МВД);
  • помощь в чрезвычайной ситуации (МЧС).

Образование

Уровень грамотности  в России для лиц в возрасте от 9 до 49 лет составляет 99,8 %. На 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше высшее профессиональное образование имеют 133 человека, незаконченное высшее — 18, среднее профессиональное образование — 219, среднее общее образование — 285, неполное среднее — 202, начальное — 100, не имеют начального образования — 43 человека. (2002 год).

Система образования  в России включает дошкольное, общее  и профессиональное образование. Общее  образование имеет уровни: начальный, основной и средний, а также включает специальное (коррекционное) и дополнительное образование детей. Профессиональное образование также делится на уровни: начальный, средний и высший, а также включает послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Основными типами образовательных учреждений в России являются:

  • Дошкольное образование (до 6—7 лет): ясли, детский сад;
  • Начальное образование (6—10 лет, 1—4 класс): школа, лицей, гимназия, интернат;
  • Основное общее образование (5—9 класс): школа, лицей, гимназия, училище, интернат;
  • Среднее полное (общее) образование (10—11 класс): школа, лицей, гимназия, училище, интернат;
  • Начальное профессиональное образование: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат (пункт, центр);
  • Среднее профессиональное образование (после 9-го класса): техникум, колледж;
  • Высшее и послевузовское профессиональное образование: институт, академия, университет.

В России в 2009—2010 учебном году функционировало 60,5 тыс. общеобразовательных учреждений (начальных, основных и полных средних школ, интернатов, гимназий, лицеев и др.). В них обучается свыше 19 млн учащихся. При этом около 2 тыс. учебных заведений, в которых обучается 0,3 млн человек, являются специальными, то есть предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и развития. Около 3,5 тыс. учебных заведений являются учреждениями начального профессионального образования, в которых обучается свыше 1,5 млн человек. Около 300 таких учебных заведений созданы при исправительно-трудовых учреждениях Министерства юстиции. В связи с демографическим спадом численность учащихся последние годы уменьшается.

Получение основного  общего образования согласно Конституции  РФ является обязательным. Родители или  лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

В стране около 7 млн студентов (в том числе 3,5 млн на дневных отделениях) и 1068 вузов, в том числе 413 негосударственных (2005 год). Кроме того, имеется 2,9 тыс. учреждений среднего профессионального образования (в том числе 217 негосударственных), в которых обучается около 2,5 млн человек. Учреждения профессионального образования в соответствии с законодательством должны проходить периодическую аттестацию, лицензирование и государственную аккредитацию. Учебные заведения, не имеющие государственной аккредитации, не имеют права выдавать документы об образовании (дипломы, свидетельства) государственного образца, а не имеющие лицензии — вообще не вправе вести образовательную деятельность. Понятие «аттестации» относится не к учреждениям, а к образовательным программам, а также к выпускникам вузов и средних учебных заведений.

С 2008 года производится массовый перевод высшего образования  на двухуровневую систему: бакалавр — магистр . Одноуровневая система (с получением квалификации «специалист») остаётся для некоторых профессий и направлений образования, например, медицинских или имеющих оборонное значение.

Здравоохранение

Охрана  здоровья граждан  в России — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Число больничных учреждений в конце 2007 года составляло около 6,8 тыс., больничных коек — 1522 тыс. (107,2 на 10 000 человек населения). Доля частных клиник в России не превышает 5-10 % от их общего количества. В России 707 тыс. врачей различных специальностей (на конец 2007 года). Средняя оплата труда врачей, среднего и младшего медперсонала в России ниже, чем в развитых странах. Доля ошибочных и заведомо ложных диагнозов остаётся высокой.

Информация о работе Общественные проблемы и их отражение в социальной политике