Общественные проблемы и их отражение в социальной политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения процессов политической и социальной трансформаций, характерных для России в период с 1991 по 2005 годы. Крупномасштабные преобразования, суть которых заключалась в модернизации политической системы, затронули все сферы и элементы социально-политической системы. Смена общественного строя сопровождалась процессами разрушения, перекомпоновки, трансформации прежних контуров социальной структуры российского общества, усилением социального неравенства, поляризацией населения, негативными процессами маргинализации и аномии.

Содержание

Введение…………………………………………………..стр.2
Понятие социальной политики…………………………………………………стр.3-
Стратегии и приоритеты социальной политики………………………………………………….стр.3-4
Социальная политика в различных политико-экономических системах………………………………………………….стр.5-17
Социальная политика от СССР до Российской Федерации………………………………………………. стр.18-19
Основные общественно-политические проблемы и пути их решения в Российской Федерации………………………………… стр.19-30
Правовое обеспечение в социальной политике………………………………………………….стр.31
Заключение……………………………………………… стр.32-33
Список литературы……………………………………… стр.34

Работа содержит 1 файл

рефер1.docx

— 69.28 Кб (Скачать)
 
 

План :

        Введение…………………………………………………..стр.2

  1. Понятие социальной политики…………………………………………………стр.3-
  2. Стратегии и приоритеты социальной политики………………………………………………….стр.3-4
  3. Социальная политика в различных политико-экономических  системах………………………………………………….стр.5-17
  4. Социальная политика от СССР до Российской Федерации………………………………………………. стр.18-19
  5. Основные общественно-политические проблемы и пути их решения в Российской Федерации………………………………… стр.19-30
  6. Правовое обеспечение в социальной политике………………………………………………….стр.31

       Заключение………………………………………………   стр.32-33

        Список литературы………………………………………  стр.34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью изучения процессов политической и  социальной трансформаций, характерных  для России в период с 1991 по 2005 годы. Крупномасштабные преобразования, суть которых заключалась в модернизации политической системы, затронули все  сферы и элементы социально-политической системы. Смена общественного строя  сопровождалась процессами разрушения, перекомпоновки, трансформации прежних  контуров социальной структуры российского  общества, усилением социального  неравенства, поляризацией населения, негативными процессами маргинализации и аномии.

В 90-е годы XX века российское общество развивалось в рамках принципиально иной стратификационной структуры. Все более четко проявлялась тенденция к самоустранению государства из сферы социального регулирования: со стороны государственных институтов не проводилось адекватных мероприятий стратифицирующего порядка, реформа институтов социальной защиты проводилась замедленными темпами или не успевала за изменениями в составе социальных групп. В этих условиях возникло противоречие между существующей социальной структурой российского общества и государственной социальной политикой, ее сущностью, механизмами, формами и основными направлениями.

В связи с  этим изучение проблем трансформации  старых и формирования новых социальных групп в период модернизации политической системы российского общества приобретает  особую актуальность, так как дает возможность анализировать тенденции  развития социальной структуры и  разрабатывать инструментарий государственной  социальной политики на основе новых  демократических принципов.

Актуальность  исследования проблем социальной структуры  современного российского общества также обусловлена высокой потребностью в прикладном, операциональном знании и дефицитностью предложений  со стороны социально-политической теории. Без исследования постоянно  трансформирующейся социальной структуры  общества, без знания характеристик  составляющих ее элементов, социальных групп, слоев, страт невозможно формирование адекватной их потребностям социальной политики, реализация на практике идей социального государства. 

1.Социальная политика

Политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов . Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

     

2.Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

При разработке и реализации социальной политики с  необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Принципы социальной политики:

  • социальной справедливости,
  • социальной ответственности,
  • социального партнерства,
  • социальных гарантий,
  • преемственности.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает  такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства  государств мира подтверждает: при  всей объективной зависимости решения  социальных проблем от экономического и политического положения в  стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению  уровня благосостояния населения, оказывать  стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для  властных структур любого государства.  
 

3.Социальная политика в различных Странах

ЕВРОПА

Социальная  политика ЕС на примере  Франции.

 Система социальной  защиты в Европе сформировалась в первые послевоенные десятилетия при непосредственном участии государства и профсоюзов и является одним из вариантов модели социального страхования Бисмарка, которая доминирует на Европейском континенте. Первоначально её предполагалось строить на принципах единообразия, универсальности и всеобщности, по модели, предложенной английским экономистом У. Бевериджем. Однако часть схем социального страхования, действовавших до 1945 г., с особыми условиями страхования была сохранена из-за отказа их участников присоединиться к общей системе. В итоге с начала своего возникновения французская система социальной защиты имела характер компромисса между концепцией Бевериджа и немецким методом социального обеспечения.

Последние два  десятилетия во Франции были связаны  с процессом пересмотра масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины были обусловлены изменениями макроэкономических, демографических и социальных условий: низкими темпами экономического развития, старением населения, увеличением  нагрузки на трудоспособное население, а также значительной долей государственных  расходов в ВВП на социальные программы.

Неуклонный рост дефицита бюджета социального обеспечения  выявил настоятельную необходимость  реформирования системы социальной защиты. Поэтому с 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. Новая социальная политика предусматривала прежде всего снижение социальных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорганизацию социального обеспечения на страховых принципах и изменение приоритетов в политике занятости. Помимо общей для Европы проблемы кризиса «государства всеобщего благосостояния», дополнительным импульсом для частичного сокращения широкомасштабных социальных программ стала необходимость соответствия Маастрихтским критериям интеграции. Следует отметить, что в отличие от других экономически развитых стран Евросоюза, где в этот период доминировали идеи сокращения регулирующей роли государства в экономике, реформирование социальных структур во Франции сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении системой социальной защиты 

В основе французской  модели социальной политики лежит принцип  профессиональной солидарности, предусматривающий  существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах  наёмными работниками и предпринимателями.

Особенность французской  системы социальной защиты — очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности.

  • Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования.
  • Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий.
  • В-третьих, большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Наряду с общими (базовыми) схемами социального страхования в стране функционирует множество дополнительных профессионально-отраслевых систем.
  • В-четвертых, существенным отличием французской системы социальной защиты (например, от шведской или английской) является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования.
  • В-пятых — существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения.

Пенсионное страхование

В основной базовой  схеме пенсионного обеспечения  возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и  супругу, на иждивении которого находится  другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность  наследования пенсионных прав, а также  возможность трудоустройства после  выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение  пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования  по безработице, 10-15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.

 Финансирование

Финансирование  основной системы пенсионного страхования  осуществляется за счёт взносов работодателей (8,2 % фонда заработной платы) и наёмных работников (6,55 % заработной платы). Кроме того, часть средств, направляемых на финансирование пенсионного обеспечения, составляют дотации из специального фонда солидарности, а также в случае необходимости бюджетные ассигнования. Пенсионные выплаты как в рамках базовых схем, так и других режимов за вычетом необлагаемого налогом минимума подлежат подоходному налогообложению.

 Дополнительные системы

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального  страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования  по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов  дополнительных пенсий — ARRCO) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы. Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений — AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников. Если в основных системах пенсионного обеспечения размер пенсионных выплат, как правило, не превышает 50 %, то в рамках дополнительных пенсионных систем он составляет около 20 % заработка, что существенно повышает общий доход пенсионеров.

Информация о работе Общественные проблемы и их отражение в социальной политике