Образование как фактор трансляции культуры в современном обществе

Автор: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 7
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 14
РАЗДЕЛ III. КРИЗИС СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

КР_Социология культуры.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

      Образование выходит в центр осмысления и  перспектив российского общества, так  как именно оно призвано обеспечить необходимый «культурный сдвиг» − условие обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности в России. В то же время в создавшихся условиях образование тоже должно, в свою очередь, претерпеть системные трансформации в духе времени − в целеполагании и методологии, содержании и технологии. Таким образом, кризисность российского общества с особой остротой выдвигает на передний план вопросы развития образования в его новой парадигмальной форме23.

      В наше время заканчивается индустриальный этап, где производственные взаимодействия между людьми опосредовались материальным изделием, при этом разделение труда, специализацию кадров и структуры системы образования диктовала серийная технология его производства. Последующий, постиндустриальный этап характеризуется возрастающей ролью организационных и информационных технологий, причем первичным фактором при этом становятся знания, ценностные ориентиры и опыт человека. Взаимодействие в системе «человек-человек» требует, соответственно, новой парадигмы и реформы образования, генеральную цель которой,можно сформулировать следующим образом: «Обеспечить любому гражданину возможность максимальной деятельностной реализации его стремлений и способностей путем предоставления равноправного доступа к образованию, стимулирования поиска каждым человеком в процессе повышения его образовательного уровня той сферы и формы деятельности, которая принесет максимальное удовлетворение ему самому и максимальную пользу обществу»24.

      Такой парадигмой,  является непрерывное образование, главный смысл которого − постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание общества. Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества.

      Общество  переходит от сравнительно демократической  системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование − такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность − таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

      Особое  место в обогащении интеллектуального  потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре  ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

      Школа сейчас стоит перед непростым выбором − найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

      И если в заключение этой темы упомянуть  некоторые проблемы материально-технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

      В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще  нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

      По-прежнему остро стоит вопрос о концепции  народного образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное − общественному, политическое − нравственному, профессиональное − человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

      Успех здесь определяется прежде всего  сдвигами в социально-экономических  условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями. Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

      Сегодня развитие общества характеризуется  вниманием к миру личности, персоналистическими  тенденциями в культуре в целом  и в образовании в частности. В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается преемственность звеньев его системы. Однако при центрированности на личность акценты смещаются: подчеркивается непрерывность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные ее устремления. Происходит некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики непрерывного образования. Выделим его некоторые особенности:

      • персонализация ориентация на личность, а не на саму систему как средоточие непрерывно-образовательной деятельности;

      •инновационность исследований непрерывного образования, их направленность на создание нового личностно и социально значимого продукта;

      • социокультурная ориентация  подход к непрерывному образованию как созданию личностью собственного профессионального и тем самым социокультурного опыта25.

      Две последние особенности тесно взаимосвязаны: в ориентации образования на личность отчетливо просматривается социальный аспект. В связи с все более возрастающими личностно-образовательными   требованиями   возникает   необходимость новых подходов к организации обучения.

      Однако  все перечисленные объективные  обстоятельства не только не отменяют, а, напротив, усиливают необходимость выполнения школой защитных, человекообразующих и культуросозидающих функций по отношению к детям. Все вышеизложенное явилось побуждающим мотивом поворота к личностно-ориентированному образованию, важнейшими функциями которого являются культуросозидательная (культурообразующая), гуманитарная функция и функция социализации.

      Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей26.

      Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и одновременно культуры − в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм «культурной идентификации». В понятие «культурная идентификация» вкладывают следующий смысл: установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.

      Таким образом, происходит осмысление сущностных функций образования, что и способствует выявлению системы его антропологических  ценностей. Эта система и является основой личностно-ориентированного образования, главные базовые ценности которого − самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и др. подтверждают тот факт, что истинной целью образования является его творческое развитие как субъекта культуры, социума.

      Необходимым условием претворения в жизнь  личностно-ориентированного образования  является ценностное отношение к  детской личности, умение увидеть ее самобытность, уникальность, неповторимость.

      Цель  личностно-ориентированного образования  связана с ценностным отношением к ребенку, как к человеку, обладающему свойством субъективности: развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для становления самобытного образа личности, для диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией.

      Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

  1. Выход российского образования из кризиса − в смене образовательной парадигмы; такой парадигмой является непрерывное образование, т.к. ее становление и развитие санкционированы ментальностью и культурно-образовательными традициями России, отвечают запросам социума.
  2. Персоналистические тенденции в культуре, в целом, и в образовании, в частности, обусловили создание личностно-ориентированного образования, как неотъемлемого компонента непрерывного образования.

 

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Уровень культуры, достигнутый человеческим сообществом, служит одним из важнейших  параметров, определяющих сущность и  перспективы развития цивилизации. Однако в задачи общества входит не только достижение определенного культурного  уровня, но и эффективная передача его следующим поколениям. Различные  способы этого процесса обусловлены  сложностью строения самого общества. Вместе с тем, существуют социальные образования, наиболее качественно  передающие культурные ценности. Основным из них является институт образования. Его функционирование позволяет  новым поколениям усвоить опыт прошлого, закрепленный в знаниях, умениях, нормах и ценностях. Именно благодаря этому  образование предстает в качестве стратегически приоритетной сферы  социальной жизни.

      Коренные  изменения, которые в настоящее  время происходят в самих основаниях современной цивилизации, предъявляют  новые требования к целям, содержанию и формам образовательного процесса. Для того чтобы выполнять свои функции по отношению к человеку и обществу, образование должно соответствовать  социокультурной ситуации, способствовать формированию творческого социального  субъекта. В наибольшей степени эти  проблемы актуальны для нынешнего  российского общества, переживающего  период радикальных политических и  социально-экономических трансформаций. В этих условиях образование становится одним из важнейших факторов эффективных  общественных преобразований.

      Социологический анализ роли образования в социокультурном  воспроизводстве современного общества требует выработки соответствующих  исследовательских ориентиров. Представляется, что наиболее адекватной методологической основой изучения взаимосвязи культуры и образования является виталистская концепция социологии. Образовательная  деятельность в ней понимается как  существенная характеристика развития жизненных сил человека, становления  его социальных и культурных качеств. Сочетая достоинства классических и неклассических подходов в социологии образования и дополняя их междисциплинарными методиками, эта концепция позволяет  совмещать рассмотрение образования  на институциональном уровне с раскрытием его индивидуально-личностных смыслов.

      Изменения характера экономики и трансформация  культуры в современном российском обществе выдвигает новые требования к образованному человеку. Востребуются не только квалифицированные специалисты, но люди, умеющие творчески мыслить, применять полученные знания в условиях быстро изменяющейся реальности, готовые  к принятию ответственных решений. Для успешного решения этих задач  нужна корректировка форм, методов  и содержания образования с целью  приведения их в соответствие с тенденциями  общественного развития.

Информация о работе Образование как фактор трансляции культуры в современном обществе