Автор: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа
Актуальность темы курсового исследования Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 7
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 14
РАЗДЕЛ III. КРИЗИС СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Образование выходит в центр осмысления и перспектив российского общества, так как именно оно призвано обеспечить необходимый «культурный сдвиг» − условие обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности в России. В то же время в создавшихся условиях образование тоже должно, в свою очередь, претерпеть системные трансформации в духе времени − в целеполагании и методологии, содержании и технологии. Таким образом, кризисность российского общества с особой остротой выдвигает на передний план вопросы развития образования в его новой парадигмальной форме23.
В наше время заканчивается индустриальный этап, где производственные взаимодействия между людьми опосредовались материальным изделием, при этом разделение труда, специализацию кадров и структуры системы образования диктовала серийная технология его производства. Последующий, постиндустриальный этап характеризуется возрастающей ролью организационных и информационных технологий, причем первичным фактором при этом становятся знания, ценностные ориентиры и опыт человека. Взаимодействие в системе «человек-человек» требует, соответственно, новой парадигмы и реформы образования, генеральную цель которой,можно сформулировать следующим образом: «Обеспечить любому гражданину возможность максимальной деятельностной реализации его стремлений и способностей путем предоставления равноправного доступа к образованию, стимулирования поиска каждым человеком в процессе повышения его образовательного уровня той сферы и формы деятельности, которая принесет максимальное удовлетворение ему самому и максимальную пользу обществу»24.
Такой парадигмой, является непрерывное образование, главный смысл которого − постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание общества. Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества.
Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование − такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность − таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором − найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.
И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.
В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.
По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное − общественному, политическое − нравственному, профессиональное − человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.
Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями. Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.
Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается преемственность звеньев его системы. Однако при центрированности на личность акценты смещаются: подчеркивается непрерывность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные ее устремления. Происходит некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики непрерывного образования. Выделим его некоторые особенности:
• персонализация ориентация на личность, а не на саму систему как средоточие непрерывно-образовательной деятельности;
•инновационность исследований непрерывного образования, их направленность на создание нового личностно и социально значимого продукта;
• социокультурная ориентация подход к непрерывному образованию как созданию личностью собственного профессионального и тем самым социокультурного опыта25.
Две последние особенности тесно взаимосвязаны: в ориентации образования на личность отчетливо просматривается социальный аспект. В связи с все более возрастающими личностно-образовательными требованиями возникает необходимость новых подходов к организации обучения.
Однако все перечисленные объективные обстоятельства не только не отменяют, а, напротив, усиливают необходимость выполнения школой защитных, человекообразующих и культуросозидающих функций по отношению к детям. Все вышеизложенное явилось побуждающим мотивом поворота к личностно-ориентированному образованию, важнейшими функциями которого являются культуросозидательная (культурообразующая), гуманитарная функция и функция социализации.
Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей26.
Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и одновременно культуры − в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм «культурной идентификации». В понятие «культурная идентификация» вкладывают следующий смысл: установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.
Таким
образом, происходит осмысление сущностных
функций образования, что и способствует
выявлению системы его
Необходимым условием претворения в жизнь личностно-ориентированного образования является ценностное отношение к детской личности, умение увидеть ее самобытность, уникальность, неповторимость.
Цель личностно-ориентированного образования связана с ценностным отношением к ребенку, как к человеку, обладающему свойством субъективности: развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для становления самобытного образа личности, для диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень
культуры, достигнутый человеческим
сообществом, служит одним из важнейших
параметров, определяющих сущность и
перспективы развития цивилизации.
Однако в задачи общества входит не
только достижение определенного культурного
уровня, но и эффективная передача
его следующим поколениям. Различные
способы этого процесса обусловлены
сложностью строения самого общества.
Вместе с тем, существуют социальные
образования, наиболее качественно
передающие культурные ценности. Основным
из них является институт образования.
Его функционирование позволяет
новым поколениям усвоить опыт прошлого,
закрепленный в знаниях, умениях, нормах
и ценностях. Именно благодаря этому
образование предстает в
Коренные
изменения, которые в настоящее
время происходят в самих основаниях
современной цивилизации, предъявляют
новые требования к целям, содержанию
и формам образовательного процесса.
Для того чтобы выполнять свои
функции по отношению к человеку
и обществу, образование должно соответствовать
социокультурной ситуации, способствовать
формированию творческого социального
субъекта. В наибольшей степени эти
проблемы актуальны для нынешнего
российского общества, переживающего
период радикальных политических и
социально-экономических
Социологический
анализ роли образования в социокультурном
воспроизводстве современного общества
требует выработки
Изменения
характера экономики и
Информация о работе Образование как фактор трансляции культуры в современном обществе