Автор: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа
Актуальность темы курсового исследования Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 7
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 14
РАЗДЕЛ III. КРИЗИС СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Зарегистрировано «___» _____20___г.
________ __________________________
Подпись (расшифровка подписи)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«белгородский
государственный
университет»
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Образование
как фактор трансляции
культуры в современном
обществе
Курсовая работа
Студентки дневного отделения 3 курса группы 180805
Специальности «Социология»
по дисциплине «Социология культуры»
Масловой
Марины Александровны
Научный руководитель:
ассистент
кафедры социологии и организации работы
с молодежью А. В. Стагнеева
БЕЛГОРОД
2011
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
РАЗДЕЛ I. | ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ | 7 | |
РАЗДЕЛ II. | ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ | 14 | |
РАЗДЕЛ III. | КРИЗИС
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО |
21 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 31 | ||
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового исследования Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.
В
современную эпоху, в период формирования
информационной цивилизации, проблемы
образования, его настоящего и будущего,
становятся весьма актуальными, поскольку
нынешняя система образования
В то же время, в рамках современной цивилизации образовательная ситуация зачастую такова, что принимается во внимание преимущественно прагматический смысл образования. Образование как форма трансляции культуры и фактор воспроизводства социального субъекта не всегда воспринимается как ценность и осознается как потребность.
Тем более актуальны эти проблемы для России, сделавшей за последнее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобязательного обучения, но в настоящее время столкнувшейся с кризисными проявлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан. Проявляется тенденция невостребованности образования, профессиональных способностей и научного потенциала личности, что приводит к девальвации ценностей образованности в сознании людей.
Можно
выделить, по меньшей мере, три основные
тенденции изменений в сфере
образования. Во-первых, общемировую
тенденцию изменения основной парадигмы
образования, связанную со сменой типов
социокультурного развития. Во-вторых,
движение нашей школы и образования
в направлении интеграции в мировую
культуру (демократизация школы, создание
системы непрерывного образования,
гуманитаризация и
Вместе с тем в современной России тема образования вполне реально приобрела особое значение. Острота вопроса об образовании в нашем обществе связана с определением приоритетных направлений развития нашей страны: либо Россия становится высокоразвитым постиндустриальным социумом, либо остается в ряду слаборазвитых, сырьедобывающих обществ. Только в условиях придания образованию приоритетной общественной ценности мы сможем получить не насильственную, сопровождаемую многочисленными социальными коллизиями модернизацию, а органичную, в которой экономическое развитие гармонично сочетается с развитием других сторон жизни общества.
В связи с этим социологическое исследование культурной функции образования, состоящей в трансляции социального опыта и обеспечивающей стабильность функционирования социума, приобретает в современных российских условиях особую актуальность.
Степень научной разработанности темы Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом1 и М. Вебером2, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс3 предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений – как социальных систем.
Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х − начале 70-х годов. Работы В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина4 были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования.
Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие видные представители советской социологии, как А.А. Константиновский, В.Т. Лисовский,А.А. Овсянников, В.И. Фрайнбург5 и др.
Проблема исследования заключается в необходимости сохранения образования как фактора трансляции культуры и недостаточной степенью изученности этой проблемы.
Объект курсовой работы система образования.
Предмет курсовой работы образование как фактор трансляции культуры.
Цель курсовой работы изучить образование как социальный институт и как фактор трансляции культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-
Эмпирическая база исследования включает статистические данные характеризующие систему образования в Р.Ф.7
Структура
курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения,
трёх разделов, заключения и списка источников
и литературы.
РАЗДЕЛ
I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Образование − целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)8. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Система
образования включает ряд звеньев:
систему дошкольного
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. 9
Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни − это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования − профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-
Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию 10.
Социальные функции системы образования. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования − гуманистическую.
Гуманизация − объективная потребность общественного развития, основной вектор которого − направленность на человека.11 Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.
Информация о работе Образование как фактор трансляции культуры в современном обществе