Образование как фактор трансляции культуры в современном обществе

Автор: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 7
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 14
РАЗДЕЛ III. КРИЗИС СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

КР_Социология культуры.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

                Зарегистрировано  «___» _____20___г.

                ________ __________________________

                Подпись    (расшифровка подписи)

 

  

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«белгородский государственный  университет»  
 

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 

Кафедра СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 
 
 
 
 
 

Образование как фактор трансляции культуры в современном  обществе 

Курсовая  работа

Студентки дневного отделения 3 курса группы 180805

Специальности «Социология»

по дисциплине «Социология культуры»

Масловой  Марины Александровны 
 
 
 
 
 

                Научный руководитель:

                ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью А. В. Стагнеева 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

БЕЛГОРОД 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

    стр.
     
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 7
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К  СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 14
РАЗДЕЛ III. КРИЗИС  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ  

      Актуальность темы курсового исследования Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

      В современную эпоху, в период формирования информационной цивилизации, проблемы образования, его настоящего и будущего, становятся весьма актуальными, поскольку  нынешняя система образования закладывает  контуры глобальной ситуации XXI века. Образование в современном мире выступает как стратегически  важная сфера социальной жизни. Оно  формирует интеллектуальный потенциал  нации, что закладывает основы ее самостоятельности и способности  к выживанию в условиях международной конкуренции.

      В то же время, в рамках современной  цивилизации образовательная ситуация зачастую такова, что принимается во внимание преимущественно прагматический смысл образования. Образование как форма трансляции культуры и фактор воспроизводства социального субъекта не всегда воспринимается как ценность и осознается как потребность.

      Тем более актуальны эти проблемы для России, сделавшей за последнее  столетие невиданный скачок в преодолении  неграмотности, создавшей систему  общеобязательного обучения, но в  настоящее время столкнувшейся  с кризисными проявлениями в функционировании института образования и резким падением уровня образованности граждан. Проявляется тенденция невостребованности образования, профессиональных способностей и научного потенциала личности, что приводит к девальвации ценностей образованности в сознании людей.

      Можно выделить, по меньшей мере, три основные тенденции изменений в сфере  образования. Во-первых, общемировую  тенденцию изменения основной парадигмы  образования, связанную со сменой типов  социокультурного развития. Во-вторых, движение нашей школы и образования  в направлении интеграции в мировую  культуру (демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманитаризация и компьютеризация  образования, свободный выбор программ обучения, возникновение на основе самостоятельности школ и вузов  сообществ преподавателей и учащихся и др). Третья тенденция состоит  в адаптации системы образования  к требованиям рыночной экономики. Эти изменения говорят о том, что в системе образования  находят отражение происходящие в обществе как негативные, так  и позитивные процессы.

      Вместе  с тем в современной России тема образования вполне реально  приобрела особое значение. Острота  вопроса об образовании в нашем  обществе связана с определением приоритетных направлений развития нашей страны: либо Россия становится высокоразвитым постиндустриальным социумом, либо остается в ряду слаборазвитых, сырьедобывающих обществ. Только в  условиях придания образованию приоритетной общественной ценности мы сможем получить не насильственную, сопровождаемую многочисленными  социальными коллизиями модернизацию, а органичную, в которой экономическое  развитие гармонично сочетается с развитием  других сторон жизни общества.

      В связи с этим социологическое  исследование культурной функции образования, состоящей в трансляции социального  опыта и обеспечивающей стабильность функционирования социума, приобретает  в современных российских условиях особую актуальность.

     Степень научной разработанности темы Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом1 и М. Вебером2, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс3 предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений – как социальных систем.

      Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х − начале 70-х годов. Работы В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина4 были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования.

        Несколько позднее эту группу  исследователей пополнили такие видные представители советской социологии, как А.А. Константиновский, В.Т. Лисовский,А.А. Овсянников, В.И. Фрайнбург5 и др.

      Проблема  исследования заключается в необходимости сохранения образования как фактора трансляции культуры и недостаточной степенью изученности этой проблемы.

      Объект  курсовой работы система образования.

      Предмет курсовой работы образование как фактор трансляции культуры.

      Цель  курсовой работы изучить образование как социальный институт и как фактор трансляции культуры.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть образование как социальный институт
  2. Изучить формирование культурологического подхода к системе образования
  3. Рассмотреть кризис системы российского образования

      Теоретико-методологическую основу исследования составили труды В.И. Добренькова и В.Я. Нечаева6.

      Эмпирическая  база исследования включает статистические данные характеризующие систему образования в Р.Ф.7

      Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников и литературы. 

 

      

РАЗДЕЛ  I. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 

      Образование − целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)8. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

      Также образование можно определить как  целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

      Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

      Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

      В отличие от дошкольного образования  и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

      Но  и в этой ситуации социология по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. 9

      Останавливаясь  на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни − это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования − профессионально-технического, средне специального и высшего.

      Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования.

      Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям  социологов   до 60% выпускников вузов меняют свою профессию 10.

      Социальные  функции системы образования. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования − гуманистическую.

      Гуманизация − объективная потребность общественного развития, основной вектор которого − направленность на человека.11 Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.

Информация о работе Образование как фактор трансляции культуры в современном обществе