Нравственная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика * это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета*.

Слово «этика» – греческого происхождения (греч. ētika). Его образовал древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) для обозначения части философии, изучающей добродетели, в частности, добродетели характера, или этические добродетели. Образовано это слово на основе слова естественного языка «этос» (ētоs), что означало нрав, характер, а также место совместного пребывания – у очага, жилище, в в глубокой древности, по-видимому, и логово. Эти изначальные значения слова «этос», лежащего в основе слова «этика», знаменательны. Они указывают нам на корневые смыслы, охватываемые этикой (в широком смысле слова). Это – добродетель, надлежащий характер, совместность как основа твердой и стойкой добродетели.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

     Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью  традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его  родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная  земля», «родной язык», «моя семья  и род», «мой дом».

     Более высокой ступенью духовно-нравственного  развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и  культуру можно сравнить со стволом  могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

     Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического  воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства  своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

     Важным  свойством духовно-нравственного  развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с  другими национальными культурами.

     Программы духовно-нравственного развития и  воспитания школьников, разрабатываемые  и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими  субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога  с мировым сообществом.  

     4. Базовые национальные  ценности 

     Основным  содержанием духовно-нравственного  развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения  к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных  условиях.

     Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере  национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять  разрушительным влияниям и продуктивно  развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

     Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

     Соответственно  традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

      патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

      гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

      традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

     Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного  развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

     Система базовых национальных ценностей  лежит в основе представления  о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской  консолидации на основе общих ценностей  и социальных смыслов в решении  общенациональных задач, среди которых  воспитание детей и молодёжи.

     Достижение  гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

     Гражданское согласие по базовым национальным ценностям  не имеет ничего общего с единообразием  ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через  базовый ценностный консенсус в  постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью  друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе  которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны.  

     5. Основные принципы  организации духовно-нравственного  развития и воспитания

     Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

      нравственного примера педагога;

      социально-педагогического партнёрства;

      индивидуально-личностного развития;

      интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

      социальной востребованности воспитания.

     Говоря  о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

     В педагогическом плане среди базовых  национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям, – ценность Учителя.

     Необходимо  существенно повысить государственный  и социальный статус педагога, уровень  его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым  в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для  молодёжи.

     В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

     Организация социально-педагогического партнёрства  может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных  учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного  идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

     Развитие  социально-педагогического партнёрства  должно стать приоритетной сферой государственной  политики.

     Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

     Педагогическая  поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых  для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий  для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

     Знание  наук и незнание добра, острый ум и  глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его  личностное развитие.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

     Содержание  воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В  педагогическом плане каждая из них  формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

     Каждая  из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

     • истории России, российских народов, своей семьи, рода;

     • жизненного опыта своих родителей, предков;

     • традиционных российских религий;

     • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и  мировой культуры;

Информация о работе Нравственная культура личности