Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:56, контрольная работа
Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика * это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета*.
Слово «этика» – греческого происхождения (греч. ētika). Его образовал древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) для обозначения части философии, изучающей добродетели, в частности, добродетели характера, или этические добродетели. Образовано это слово на основе слова естественного языка «этос» (ētоs), что означало нрав, характер, а также место совместного пребывания – у очага, жилище, в в глубокой древности, по-видимому, и логово. Эти изначальные значения слова «этос», лежащего в основе слова «этика», знаменательны. Они указывают нам на корневые смыслы, охватываемые этикой (в широком смысле слова). Это – добродетель, надлежащий характер, совместность как основа твердой и стойкой добродетели.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе
с тем советская эпоха в
отечественной истории
В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
•
согласно Закону Российской Федерации
«Об образовании» в части общих
требований к содержанию образования
(ст. 14) и задачам основных образовательных
программ (ст. 9, п. 6).
Современный
национальный воспитательный
идеал
– это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённый в духовных
и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей
целью современного отечественного
образования и одной из приоритетных
задач общества и государства
является воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
•
готовность и способность к духовному
развитию, нравственному
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
•
формирование морали как осознанной
личностью необходимости
•
развитие совести как нравственного
самосознания личности, способности
формулировать собственные
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
•
готовность граждан солидарно
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;
•
законопослушность и
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
•
повышению доверия к
• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
•
укреплению национальной безопасности.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание
Обеспечение
духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России
является ключевой задачей современной
государственной политики Российской
Федерации. Законопослушность, правопорядок,
доверие, развитие экономики и социальной
сферы, качество труда и общественных
отношений – всё это
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким
образом, духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся является
первостепенной задачей современной
образовательной системы и
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
•
общее образование, выстраивающее
партнерские отношения с
•
содержание духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся,
деятельность педагогических
коллективов общеобразовательных учреждений
должны быть сфокусированы на целях, на
достижение которых сегодня направлены
усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
•
культурно-регионального
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.