Нравственная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика * это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета*.

Слово «этика» – греческого происхождения (греч. ētika). Его образовал древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) для обозначения части философии, изучающей добродетели, в частности, добродетели характера, или этические добродетели. Образовано это слово на основе слова естественного языка «этос» (ētоs), что означало нрав, характер, а также место совместного пребывания – у очага, жилище, в в глубокой древности, по-видимому, и логово. Эти изначальные значения слова «этос», лежащего в основе слова «этика», знаменательны. Они указывают нам на корневые смыслы, охватываемые этикой (в широком смысле слова). Это – добродетель, надлежащий характер, совместность как основа твердой и стойкой добродетели.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

     В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином  и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и  личную жизнь, подавляя религиозное  сознание, советское государство  само стало претендовать на роль новой  вселенской церкви. Спектр жизненных  смыслов был сжат до веры в коммунизм  и служения коммунистической партии.

     Вместе  с тем советская эпоха в  отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал –  воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и  своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

     В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

     Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного  идеала необходимо в полной мере учитывать:

     • преемственность современного национального  воспитательного идеала по отношению  к национальным воспитательным идеалам  прошлых эпох;

     • духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим  российским законодательством;

     • внешние и внутренние вызовы, стоящие  перед Россией.

     Национальным  приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности  многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

     Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

     Современный национальный воспитательный идеал  определяется:

     • в соответствии с национальным приоритетом;

     • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к  национальным воспитательным идеалам  прошлых исторических эпох;

     • согласно Конституции Российской Федерации;

     • согласно Закону Российской Федерации  «Об образовании» в части общих  требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных  программ (ст. 9, п. 6).   

     Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.   

     2. Цель и задачи  духовно-нравственного  развития и воспитания 

     Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства  является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина России.

     В сфере личностного  развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

     • готовность и способность к духовному  развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей  жизни, индивидуально ответственному поведению;

     • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности  на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной  духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

     • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных  традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

     • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого  поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре  и зле, должном и недопустимом;

     • развитие совести как нравственного  самосознания личности, способности  формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

     • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

     • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные  намерения, мысли и поступки;

     • способность к самостоятельным  поступкам и действиям, совершаемым  на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость  в достижении результата;

     • трудолюбие, бережливость, жизненный  оптимизм, способность к преодолению  трудностей;

     • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному  здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

     • свободолюбие как способность к  сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению  и развитию в сочетании с моральной  ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

     • укрепление веры в Россию, чувства  личной ответственности за Отечество  перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

     В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

     • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

     • готовность граждан солидарно противостоять  внешним и внутренним вызовам;

     • развитость чувства патриотизма  и гражданской солидарности;

     • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание  межэтнического мира и согласия;

     • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей  принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

     • понимание и поддержание таких  нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность  за другого человека;

     • бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;

     • законопослушность и сознательно  поддерживаемый гражданами правопорядок;

     • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

     В сфере государственных  отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

     • укреплению и совершенствованию  демократического федеративного правового  государства с республиканской  формой правления;

     • повышению доверия к государственным  институтам со стороны граждан и  общественных организаций;

     • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

     • укреплению национальной безопасности.   

     3. Духовно-нравственное  развитие и воспитание 

     Обеспечение духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной  государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно  зависит от принятия гражданином  России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

     Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

     Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной  образовательной системы и представляет собой важный компонент социального  заказа для образования.

     Содержание  духовно-нравственного развития и  воспитания личности определяется в  соответствии с базовыми национальными  ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости  от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения  к поколению.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в  целом является сложным, многоплановым  процессом. Оно неотделимо от жизни  человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни  народа и сознание человека.

     Сфера педагогической ответственности в  этом процессе определяется следующими положениями:

     • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей  и молодежи активной гражданской  позиции, чувства ответственности  за свою страну;

     • общее образование, выстраивающее  партнерские отношения с другими  институтами социализации, является основным институтом педагогического  воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

     • содержание духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических  
коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

     Таким образом, сфера общего образования  призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его  гражданственности, принятия гражданином  России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

     Носителями  базовых национальных ценностей  являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

     • семейной жизни;

     • культурно-регионального сообщества;

     • культуры своего народа, компонентом  которой является система ценностей  традиционных российских религий;

     • российской гражданской нации;

     • мирового сообщества.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые  ребенком с первых лет жизни, имеют  непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Информация о работе Нравственная культура личности