Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:56, контрольная работа
Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика * это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета*.
Слово «этика» – греческого происхождения (греч. ētika). Его образовал древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) для обозначения части философии, изучающей добродетели, в частности, добродетели характера, или этические добродетели. Образовано это слово на основе слова естественного языка «этос» (ētоs), что означало нрав, характер, а также место совместного пребывания – у очага, жилище, в в глубокой древности, по-видимому, и логово. Эти изначальные значения слова «этос», лежащего в основе слова «этика», знаменательны. Они указывают нам на корневые смыслы, охватываемые этикой (в широком смысле слова). Это – добродетель, надлежащий характер, совместность как основа твердой и стойкой добродетели.
Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика * это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета*.
Слово «этика» – греческого происхождения (греч. ētika). Его образовал древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) для обозначения части философии, изучающей добродетели, в частности, добродетели характера, или этические добродетели. Образовано это слово на основе слова естественного языка «этос» (ētоs), что означало нрав, характер, а также место совместного пребывания – у очага, жилище, в в глубокой древности, по-видимому, и логово. Эти изначальные значения слова «этос», лежащего в основе слова «этика», знаменательны. Они указывают нам на корневые смыслы, охватываемые этикой (в широком смысле слова). Это – добродетель, надлежащий характер, совместность как основа твердой и стойкой добродетели.
Слово «мораль» – латинского происхождения. О его происхождении нам также известно: его образовал итальянский епископ Амвросий (IV в.) на основе слова «morаlitas» (моральный), которое в свое время образовал римский философ Цицерон (I в. до н.э.) для передачи аристотелевского термина «ētikos» (этический). Слово «morаlitas», как и греческое «ētоs», было образовано на основе слова живого языка «mos» (мн.ч. «mores»), означавшего традицию, народный обычай, нрав-характер.
Мы
видим, что и греческое слово
«этика», и латинское слово «мораль»
этимологически сходны. Если мы вслушаемся
в русское слово «
Мораль (нравственность) следует отличать от близких ей явлений. Например, от нравов, или этоса. Нравы также характеризуют поведение и отношения людей в данном обществе (сообществе). Нравы – это стихийно складывающиеся стереотипы поведения; это то, как люди себя фактически ведут, как относятся друг к другу в данном обществе.
Мораль следует отличать и от этикета. Этикет, как и мораль, относится к сфере поведения, правил поведения. Но этикет охватывает правила особого рода. Это правила, обеспечивающие принятые формы поведения, они поддерживают существующие в данном обществе (сообществе) представления о подобающем, приличном.
В отличие от нравов мораль говорит о том, какие действия являются не общепринятыми, а достойными, как люди должны вести, сохраняя свое и уважая чужое достоинство. В отличие от этикета мораль говорит не просто о приличном, но о должном, о том, как людям следует поступать друг по отношению к другу не просто по правилам обхождения, а по совести – сраведливости и заботливо.
Мораль – это взгляды, ценности и принципы, касающиеся отношений между людьми как личностями, т.е. людьми как таковыми, независимо от их внешнего положения (экономического, социального, интеллектуального и т.д.). Относиться к человеку как к личности, значит признавать его достоинство, уважать его права, заботиться о его благе. Такова сфера морали, в которой идеалом являются примиренность, справедливость и гармония в человеческих отношениях. Моральные отношения требуют от человека действий, совершенных на основе свободного, самосознательного и разумного выбора.
В целом, мораль можно определить как сферу принципов и ценностей, направляющих поведение человека на благо других людей. А принимая во внимание, что люди живут в социальной и, шире, природной среде, нужно уточнить: это нормы и ценности, направляющие поведение человека и на благо окружающего его мира – общества, природы.
Характер
морали хорошо виден на примере таких
фундаментальных и в культурно-
Наиболее древним является правило талиона1: «Поступай с другими людьми так, как они поступают с тобой», более известное по формуле «око за око, зуб за зуб»2. Это правило порой понимается как указание на необходимость мщения и неизбежность насилия. Между тем, талион формируется как одно из первых нравственных ограничений, призванных положить конец безудержности насилия. Изначальный его смысл состоял в ограничении затмевающего сознание гнева и установлении строгой меры в ответном насилии: на ущерб, тем более обратимый, нельзя отвечать убийством – следует отвечать соразмерно. При этом тексты и Ветхого Завета, и Корана показывают общую тенденцию к смягчению ответных карательных действий вплоть до замещения, когда это возможно, великодушным прощением. В Новом Завете талион решительно отвергается, однако косвенно сохраняется (например, в заповеди «Не судите да не судимы будете») в формах, переходных к золотому правилу, которое гласит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»3. Близким к золотому правилу является заповедь любви: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»4.
Талион, золотое правило и заповедь любви совокупно образуют первичное нормативное содержание морали и характеризуют его следующим образом.
Первое, все эти правила регламентируют отношение человека к другому. Талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого. Золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому: самому устанавливать стандарт своих действий. Заповедь любви указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому. Стало быть, отношения с другими (другим) должны строиться в соответствии с рядом принципов, восходящих от: «не вреди, не делай другому зла» (инициативно) к «будь справедливым, уважай другого» и, далее, к «проявляй о другом заботу, относись к другому любовно» (в этическом смысле любовное отношение выражается в признании другого; от степени признания другого зависит глубина любви).
Второе, золотое правило и заповедь любви апеллируют к человеку, к тому, как он относится к самому себе: последнее предстает в качестве стандарта отношения к другому.
Третье, в заповеди любви (в ее развернутой форме) отношение к другому и отношение к себе в конечном счете обусловлены отношением к высшему началу, или к Богу, или к идеалу.
Итак, сфера морали образуется отношениями человека к себе, к другим людям и к высшему. В соответствии с этим можно сказать, что к моральным относятся ценности и нормы, которые задаются названными императивами* и которыми, соответственно, опосредствованы эти отношения.
Принимая во внимание содержание заповеди любви как наиболее развитой среди названных трех требований, можно охарактеризовать мораль как систему ценностей и норм, ориентирующих человека на духовно возвышенное единение с самим собой, с другим человеком (другими людьми), и с высшим началом (как бы оно ни понималось). Мораль в первую очередь ориентирует человека на благо других людей. Хорошими и правильными, с этической точки зрения, считаются именно такие действия; они оцениваются положительно. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но так же того, чтобы эти действия были совершены намеренно, в результате свободного решения человека, из заботы о благе другим людям и готовности содействовать ему, соблюдая справедливость, бескорыстно и самоотверженно.
Этические идеи абстрактны, и в своих высших требованиях мораль «оторвана» от конкретных экономических, политических, социальных отношений, т.е. не вытекает из них и не обусловлена ими. Тем не менее, она вплетена в общественные отношения. С этой точки зрения, мораль неоднородна, она существует как бы на двух уровнях: с одной стороны, это * комплекс ценностей и принципов, в основе которого лежит идеал братского единения людей, человечности, личного совершенства, а с другой * это система норм и правил, регулирующих отношения людей как частных, обособленных индивидов, как членов сообществ. Моральный идеал и высшие моральные ценности как бы «заземляются», доводятся до разнообразия противоречивых и конкурирующих интересов людей, накладывая ограничения на частные интересы. Этика заботы (милосердия) и этика справедливости отражают эти два уровня морали.
Моральные ценности реализуются в поведении людей посредством разного рода требований (повелений, императивов), предъявляемых человеку (на уровне социальной этики) или через сознание долга (на уровне этики индивидуального выбора). Своеобразие морального требования как разновидности социальной нормы заключается в том, что (в сравнении с нормой обычая или юридической нормой * законом) оно: а) жестко не зафиксировано, документально не оформлено и даже включенное в кодекс оставляет личности большую степень свободы, поскольку предполагаемые моралью санкции носят идеальный характер (выражение уважения и неуважения вплоть до крайних форм неуважения); б) является чаще всего всеобщим, т.е. адресованным каждому разумному человеку, независимо от социального положения и места проживания; в) обосновывается указанием на идеал совершенства (но не на традицию, существующий порядок, обычай или волю законодателя).
С другой стороны, принятие человеком требования осознается им как внутренний долг, исполнение которого контролируется совестью, а нарушение которого чревато утратой самоуважения и чувства собственного достоинства.
Ценностное содержание морали в наиболее общем плане обнаруживается в представлениях об идеале, правильном и неправильном, добре и зле. С этой точки зрения, мораль предстает со стороны того, к чему человек должен стремиться и что ради этого должен совершать, к каким результатам приводят его поступки5. Содержательно более определенное понятие морали устанавливается на пути соотнесения добра и зла с теми общими целями-ценностями, на которые человек ориентируется в своих действиях, и правильно и неправильного – с теми принципами и нормами (правилами), которые существуют в сообществе. Частное и общее благо - различны и фактически интересы (склонности, эмоции) человека направлены либо в отношении одного, либо в отношении другого. Моральность человека состоит в ограничении эгоистической мотивации (договоренностями или разумом), в разумном сочетании себялюбия и благожелательности или в отказе от эгоизма, в сострадании и альтруизме.
Итак,
мораль предстает как сфера
Еще один подход в рассмотрении морали возможен при построении этики как теории добродетелей. Традиция такого подхода идет из античности. Если этика норм отражает ту сторону морали, которая связана с формами организации, или регуляции поведения, а этика ценностей анализирует позитивное содержание, посредством норм вменяемое человеку в исполнение, то этика добродетелей указывает на личностный аспект морали * на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести.
Все сказанное говорит о том, что предметом этики является человек в его обязанностях (по отношению к себе, к другим людям, обществу), поступках, оценках, а также ценности и нормы, предопределяющие обязанности, поступки и поведение человека. Таково традиционное представление об этике как она развивалась от античности до Нового времени включительно. Предметом ее внимания является человек, его отношения с другими людьми и обществом, его нравственное совершенство.
В истории
философии и морали было немало мыслителей,
которые ратовали за моральное отношение
к животным, растениям, природе вообще.
Особенно последовательно эту точку
зрения проводили некоторые
Радикальный
поворот в этом вопросе произошел
совсем недавно, во второй половине ХХ
века. В это время появляется и
получает постепенное распространение
новая этика – этика уважения
к природе как ценности самой
по себе. Этот новый взгляд на природу
как этическую ценность лег в
основу экологической этики.
Экологическая этика является разновидностью прикладной этики.
Прикладная
этика связана и с философской
этикой, и с нормативной этикой,
но вместе с тем отличается от них.
Прикладная этика опирается на общее
понимание морали, (ее сущность и
функции в жизни человека и
общества) вырабатываемое философской
этикой, но ее внимания является не феномен
морали сам по себе, а моральные
аспекты и проблемы тех отношений,
в которые вступают люди, осуществляя
специальные виды деятельности. Прикладная
этика использует тот понятийный
состав, который разрабатывает