Нравственная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Слово «этика» в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика * это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обычной речи слово «этика» нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета*.

Слово «этика» – греческого происхождения (греч. ētika). Его образовал древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) для обозначения части философии, изучающей добродетели, в частности, добродетели характера, или этические добродетели. Образовано это слово на основе слова естественного языка «этос» (ētоs), что означало нрав, характер, а также место совместного пребывания – у очага, жилище, в в глубокой древности, по-видимому, и логово. Эти изначальные значения слова «этос», лежащего в основе слова «этика», знаменательны. Они указывают нам на корневые смыслы, охватываемые этикой (в широком смысле слова). Это – добродетель, надлежащий характер, совместность как основа твердой и стойкой добродетели.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

   Что понимается под частными видами деятельности? В первую очередь, речь идет о профессиональной деятельности, т.е. такой деятельности, которая связана выполнением  специальных, общественно значимых функций. Некоторые исследователи  в области прикладной этики считают, что особое внимание общества обращено на профессии, которые направлены на человека. Действительно, кодексы профессиональной морали, или этики возникают по поводу деятельности врача, учителя, судьи, исследователя, инженера, военного. Люди, выполняющие эти функции, в силу обстоятельств и условий профессии постоянно оказываются в ситуациях, в которых общечеловеческие нормы морали в их чистом виде не применимы. Отношения, в которые они вступают, не всегда допускают равенство и взаимность, не всегда предполагают заботу, нередко выражаются в действиях, несущих тем, на кого они направлены, страдания. Различные кодексы профессиональной этики и развиваются для того, чтобы ограничить негативные последствия неравенства, отсутствия взаимности, необходимости принуждения и т.д. Прикладная этика изучает особенности действия морали в таких «ограниченных», «односторонних» условиях.

   Не  всегда профессиональные этики призваны регулировать профессиональную деятельность в ее гуманитарном измерении. Гуманитарная ориентированность профессии –  это важная, но лишь одна сторона  профессиональной этики. Профессиональные кодексы морали не только снимают  напряжения и противоречия, которые  нередко возникают между общими моральными принципами и теми решениями, которые человек вынужден принимать, исполняя свои профессиональные обязанности, но и привносят в профессию  требование социальной ответственности. Этика ориентируют профессиональную деятельность на общее благо. Ориентация на общее благо является определяющей характеристикой профессиональных кодексов морали.

   Объектом  прикладной этики является не только профессиональная деятельность. Например, деятельность корпораций, как и деятельность внутри корпорации профессионально  неоднородна. Корпоративная этика  представляет собой принципы и нормы, определяющие поведение членов корпорации как добровольного и социально  закрытого объединения, созданного для ведения специализированной деятельности. Корпоративная этика  может пересекаться с профессиональной этикой в той мере, в какой в  корпорации работают люди разных профессий.

   Также и в сфере политики действует  этика как совокупность принципов  и норм, регулирующих политическую деятельность. Политика – это, конечно, профессия, но это профессия особого  рода: в сравнении с представителями  других профессий политики в наибольшей степени подотчетны обществу, здесь  в большей степени, в особенности  на уровне местного самоуправления, наблюдается  ротация кадров и сопутствующее  ей сочетание различных нормативно-этических  профессиональных традиций. На уровне законодательных органов и правительственных  кабинетов политическая этика может  приобретать черты корпоративной  нормативной системы.

   Посмотрим в свете сказанного на экологическую  этику. Можно ли назвать какую-то профессию, с которой связана  исключительно деятельность по охране природы? В каждой стране существуют государственные органы, которые  осуществляют надзор за состоянием окружающей среды и хозяйственной активностью, сопряженной с воздействием на окружающую среду, в частности, с риском разрушительного  воздействия. У работников этих органов  может быть соответствующая служебная  этика. Но деятельность по охране природы  гораздо шире мер, осуществляемых организациями  государственной природоохранной  службы. Напрямую ею занимаются местные  сообщества, разные общественные природоохранные  организации, а также различные  предприятия бизнеса, нередко просто в порядке обеспечения эффективности  своей коммерческой деятельности. Ответственность  за сохранение природы лежит на тех, кто принимает решения политические и хозяйственные, обеспечивает проведение этих решений в жизнь, ведет работу через которую эти решения осуществляются. Люди разных профессий на всех этих уровнях несут ответственность за сбережение природы.

   Природоохранные задачи оказываются специальными в  рамках разных видов деятельности, некоторые из которых осуществляются в рамках различных профессий. Бережное отношение к природе требуется  от тех, чья работа опосредствована  отношениями с природой, связана  с воздействием на природу, но так  же и от тех, кто отдыхает на природе, будь то воскресный пикник на природе, прогулка или поход, или проживание в загородном доме в период отпуска.

   Прикладная  этика появляется и развивается  в ответ на общественную озабоченность  по поводу социально-нравственных проблем, возникающих в связи с обособленным развитием профессий, корпораций, организаций, частных видов социальной активности, таких трансформаций в них, которые  могут представлять угрозу общему благу. Конечно, и внутри профессий, корпораций, организаций могут возникать  внутренние нормативные проблемы, обусловленные  возможным недобросовестным исполнением  профессиональных и служебных обязанностей, порочащих достоинство профессии, корпорации или организации. И эти  проблемы для общества тоже очень  важны. Но общество – в лице разных своих агентов (субъектов деятельности) – гораздо более обостренно воспринимает проблемы иного рода, связанные, с  одной стороны, с соблюдением  прав человека в профессии, корпорации, организации и, с другой стороны, c обеспечением общего блага: функционирование профессии, корпорации или организации должны содействовать общему благу; причем это относится как к непосредственным, так и к косвенным результатам деятельности профессии, корпорации или организации.

   Так же и экологическ0ая этика появляется во второй половине ХХ в. и развивается  на протяжении его последней трети  в ответ на неожиданное осознание  человеком уязвимости природы (шире, экосферы), уязвимости перед индустриальным давлением человека на природу, причем давлением, уже не проходящем для нее бесследно.  

   Что такое экологическая  этика?

   Как этика  изучает регулируемые ценностями и  нормами отношения людей, так  экологическая этика изучает  отношения человека к окружающей среде, к миру природы, как к целому, так и в частных ее воплощениях.

   Экологическая этика, взрастает на основе сопряжения экологии (экологических наук) и  этики. Экологические науки являются одним из важных ресурсов экологической  этики. Однако неверно думать, что  весь материал экологического рассуждения  в философии или этике доставляется экологией. Философия и этика  сами определяют предмет философско-экологического или этико-экологического исследования и проблематизируют его. Ценностное и нормативное содержание экологической этики вырабатывается ею самой на основе нравственного опыта преодоления кризисных экологических ситуаций. В отличие от изрядно разветвленных экологических дисциплин, императивно-ценностное содержание экологической этики не является сильно дифференцированным. И в экологической этике может происходить некоторая спецификация ценностей и норм (что будет видно из последующих тем учебника), но эта спецификация остается на уровне общности, достаточной для того, чтобы они были применимы ко всем видам отношений человека и природы. Тем не менее, можно выделить некие особые сферы экологической этики, связанные с отдельными видами человеческой активности. Согласно американскому специалисту о экологичсекой этике Р.Атфильду, это этика лесоводства (с чего исторически и начинается экологическая этика), сельскохозяйственная этика, этика отношения к животным, этика развития. Эти области этики связаны с этикой бизнеса*, биомедицинской этикой*, генно-инженерной этикой, демографической этикой. К экологической этике примыкают политические проблемы, связанные с развитием транспорта, хозяйства, индустрии отдыха, туризма и развлечений6.

   Cмысл экологической этики не исчерпывается тем, что она представляет собой разновидность практической философии, прикладной теории. Это, по распространенному мнению, и этико-нормативная дисциплина, посвященная анализу принципов и ценностей, относящихся к взаимодействию человека и природной среды, к условиям и последствиям этого взаимодействия.

   Вместе  с тем, хотя такие экологические  проблемы, как загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, уничтожение дикой природы, расширение пустынь, изменение климата,  имеют определенные научные и технологические аспекты, – они не поддаются решению с помощью научно-технологических средств. Это практические социальные проблемы, и их решение возможно при условии принятия такой мировоззренческой позиции и таких ценностных установок, из которых вытекало бы признание людьми своих моральных обязанностей по решению этих проблем. Здесь на первый план и выходит экологическая этика, перед которой стоит задача уяснения этих обязанностей и условий их возможности. Последнее уже входит в компетенцию философии: обусловлена ли деятельность человека по разрешению названных экологических проблем его долгом перед другими, ныне живущими, людьми, перед будущими поколениями или перед не принадлежащими к человеческому роду обитателями окружающей среды? Поэтому экологическая этика нередко и трактуется как именно практическая философия, а не только как прикладная этика.

   Если  проблемная область экологической  этики, в общем, ясна, то ее нормативно-этическое  содержание требует разбора. Непосредственный отклик на этот вопрос об императивно-ценностном содержании экологической этики  нередко бывает предопределен реальным индивидуальным опытом каждого, задумывающегося  об этом. Состояние окружающей среды, как оно бросается в глаза, в особенности природных территорий, городских и загородных рекреационных  зон, лесопарков, лесов подчас удручающе: бытовое загрязнение, замусоренность практически повсеместны. В общественных дискуссиях по экологическим проблемам в 1960-е годы основную озабоченность вызывала низкая экологическая культура людей. Если же обратиться к основополагающим международным документам, посвященным принципам отношения человека к природе и окружающей среде, например, к Стокгольмской декларации ООН по окружающей среде (1972), Декларации Рио (Декларации ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992) или Хартии Земли (2000), то мы увидим, что при безусловном понимании роли граждан, их культуры и ответственности в деле сохранения природы, основное внимание уделено роли обществ и государств, их политической воле и практической дееспособности. Так, из 26 принципов Стокгольмской декларации (в целом общеполитической по своему характеру) лишь в одном говорится об ответственности человека; и то речь скорее идет о «родовом человеке» или даже о человеке, принимающим решения, т.е. политике как представителе человечества, поскольку здесь имеется в виду ответственность человека не просто за сохранение природы, но за «разумное управление продуктами живой природы и ее среды»7.

   Перед нами – не разброс мнений, а спектр проблем, в частности, политических и нормативно-этических проблем, охватывающий поведение граждан  как частных лиц и членов локальных  сообществ, с одной стороны, и  политику государств и правительств в отношении природы, с другой. Между этими крайними сферами  располагается деятельность межнациональных  и национальных корпораций, предприятий, сообществ (как местных социальных образований разного рода). Как  можно видеть по общественным дискуссиям, деятельность правительств, корпораций и предприятий в своих непосредственных и отдаленных эффектах вызывает в  обществе гораздо большую озабоченность, чем экологическая неряшливость граждан. Различие субъектов природо-сопряженной активности необходимо учитывать в этико-экологических обсуждениях.  
 
 
 
 
 

2. Национальное самосознание  как фактор нравственной культуры народа.

     Воспитание  ориентировано на достижение определённого  идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

     В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии  и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

     Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов  жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

     В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М. В. Ломоносов, – должно быть мерилом жизненного смысла»**. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

Информация о работе Нравственная культура личности