Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:17, реферат
Этнос- общность, члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним - его самоназвание
Реализация принятого
в 2002 году Закона Республики Беларусь
«О свободе совести и религиозных
организациях» позволила
На 1 сентября 2006
года в республике действуют 3030 религиозных
организаций, в том числе 2886 религиозных
общин и 144 религиозные организации
республиканского и общеконфессионального
значения (епархии, монастыри, братства,
миссии, духовные учебные заведения)
25 конфессий и религиозных
Православие является
древнейшей христианской конфессией на
белорусских землях. Оно пришло сюда
в конце Х в. со становлением Полоцкой
епископской кафедры (992 г.). В начале
второго тысячелетия
После присоединения
белорусских земель к Российской
империи в отношении
Установление
Советской власти значительно ослабило
роль православной церкви в обществе.
Декретом "Об отделении церкви от
государства и школы от церкви"
(23.01.1918) религиозные организации
превращались в частные общины верующих,
существующие исключительно на свои
средства. В 1930-е годы православное
духовенство Беларуси, как и духовенство
других конфессий, подверглось репрессиям.
Закрывались храмы; священники, обвиненные
в антисоветской деятельности, высылались
в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные
места. На территории Западной Беларуси
до 1939 г. действовала Польская автокефальная
православная церковь.
Активизация церковно-религиозной
жизни, которая наблюдалась в
годы Великой Отечественной войны,
сменилась в 50-60-е годы новой волной
наступления на церковь. И только
с конца 80-х годов началось новое
религиозное возрождение. В 1989 г. создан
Экзархат Белорусской православной
церкви Московского патриархата. Образовано
10 епархий.
Белорусская православная
церковь осуществляет огромную работу
по духовно-нравственному
Православная
церковь оказывает большую
Православная
церковь, объединяющая более 80 процентов
верующих в республике, составляет
основу религиозной жизни страны,
конфессиональной стабильности, веротерпимости
и бесконфликтности.
Римско-католическая
церковь - является второй по количеству
верующих конфессией. Католичество официально
пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387
г. привилеем Ягайлы было основано Виленское
бискупство, которое охватывало, наряду
с другими, почти все белорусские
земли. С конца XIV в. до середины XVI в.
было создано 259 парафий (приходов). Возникают
первые католические монашеские ордена:
францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск),
августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев
(Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало
18 мужских и 7 женских католических
орденов, среди которых особо
выделялся орден иезуитов.
После присоединения
белорусских земель к Российской
империи была создана в 1773 г. Белорусская
католическая епархия с центром
в Могилеве. Католическое духовенство
принимало активное участие в
национально-освободительном
При Советской
власти правовое положение католической
церкви не отличалось от православной.
Католическое духовенство, как и
православное, сильно потерпело от
репрессий. Что касается Западной Беларуси,
находящейся под властью Польши, здесь
положение католической церкви было иным
до 1939 г. В годы Великой Отечественной
войны католическое духовенство поддерживало
Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов,
спасаясь от преследований Советской
власти, выехало в Польшу.
В конце 1980-х
годов началось каноническое оформление
католической церкви в Беларуси. В 1989
г. была образована Белорусская католическая
епархия. В 1991 г. на территории Беларуси
созданы 3 римско-католические епархии:
Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.
Католическая
церковь активно занимается благотворительностью.
Важную роль в этом играет организация
"Каритас", отделения которой
открыты во всех епархиях. Они действуют
по специальным программам: проект
"Дети", проект "Рождественские
каникулы", проект "Неделя милосердия"
и т.д.
Протестантизм
со второй половины XVI в. играл своеобразную
роль в политической, церковно-религиозной
и культурной жизни Беларуси. Разнообразие
социальных сил, втянутых в Реформацию,
и их политических целей обусловили
различные реформационные движения
в Великом Княжестве Литовском
- кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм.
На территории Беларуси первые реформационные
общины появились в Бресте, Несвиже,
Клецке, Заславле, Минске, Полоцке. К
середине XVII в. было создано около 85
кальвинистских, 7 арианских, несколько
лютеранских общин. После присоединения
Беларуси к Российской империи положение
протестантской церкви мало изменилось.
Кальвинисты объединялись вокруг Виленского
евангелико-реформатского
Протестантизм
в республике на сегодняшний день
представлен 14 направлениями, которые
объединяют 972 религиозных общин (33,
6 процента от общего числа общин
в республике), число сторонников
которых составляет около 2 процентов
от числа верующих в стране. Среди
них наиболее многочисленными являются
христиане веры евангельской (488 общин).
Старообрядчество.
Первые сведения о старообрядцах
в Беларуси относятся ко второй половине
XVII в. Бежавшие из России старообрядцы
основали в 1685 г. старообрядческую слободку
в Ветке, которая вскоре становится
центром старообрядчества поповского
(беглопоповского) направления. В 1764 г.
Ветка была разорена и эта ее роль
перешла к Стародубью. Беспоповское
направление в Беларуси было представлено
3 толками: поморским, федосеевским и
филиппоновским. В советский период
старообрядчество в Беларуси претерпевает
существенные изменения: сокращается
количество общин, наблюдается отток
верующих, происходит стирание различий
между старообрядческими
В настоящее
время в республике имеется старообрядческое
Древлеправославное религиозное объединение,
в которое входят 27 общин поморского
толка и 10 старообрядческих общин
разных толков, действующих автономно.
Ислам в Беларуси
исповедует татарское население. Проникновение
татар-мусульман на территорию Беларуси
началось в конце XIV в., когда великий
князь Великого Княжества Литовского
Витовт пригласил их на военную службу.
Тогда же появляются и первые мечети.
Татары в Беларуси придерживаются главным
образом ислама суннитского направления.
В 1591 г. в Речи Посполитой проживало
около 100 тысяч татар, действовало
около 400 мечетей. К началу XVIII в. количество
татар-мусульман в результате процесса
ассимиляции сократилось до 30 тысяч.
Согласно переписи 1897 г. в Беларуси
проживало около 9,6 тысяч мусульман.
После 1917 г. и советско-польской войны
большинство татар оказалось
на территории Западной Беларуси. В 1925
г. в Вильне они образовали Муфтиат
и объявили автокефалию. После Великой
Отечественной войны советские
власти начали закрывать мечети. Осталась
действующей только одна мечеть - в
Ивье. С конца 1980-х годов наблюдается оживление
религиозной и общественно-культурной
жизни татар-мусульман. В 1994 году создан
самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь.
Сегодня в республике
зарегистрировано 27 мусульманских
общин и одно мусульманское религиозное
объединение.
Иудаизм - национальная
религия евреев, которые обосновались
в Беларуси в XIV в. Первые сведения о
поселении евреев - это акты о
привилеях 1388-1389 гг. великого князя
Витовта, данные 5 еврейским общинам:
в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском.
Культ и обрядность белорусских
евреев мало чем отличается от того
культа, который присущ евреям других
стран. Культовыми центрами иудеев являются
синагоги и молитвенные дома. По
законам Российской империи молитвенные
дома разрешалось открывать на каждые
30 еврейских домов, синагоги - на 80 за
счет верующих. С XVI в. в Беларуси известны
религиозные еврейские учебные
учреждения - иешиботы (древнейшее в
Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси
проникает мистическое
В настоящее
время в Беларуси действуют 24 иудейские
общины и 2 религиозных объединения.
Заключение
Подведя итоги,
можно сказать, что задачи государства
касательно этнического развития следующие:
первая задача
государства в отношении
вторая задача
государственных институтов и государственной
национальной политики состоит в
поддержании баланса интересов
между доминантным большинством
и этническими меньшинствами, исключение
через специальные институты
и политические процедуры этнократических
тенденций в политике большинства
и чрезмерной политизации этничности
со стороны меньшинства.
Что касается межконфессионального развития, то на современных этапах мирового общества уровень социального изучения религии возрос, вследствие того, что многие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведения человека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий. Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можно регулировать поведение и сознание личности.