Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:11, доклад
ромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики.
Агропромышленный
комплекс (АПК) имеет особое значение
в экономике страны. Значение его
не только в обеспечении потребностей
людей в продуктах питания, но
в том, что он существенно влияет
на занятость населения и
В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: в ряде регионов наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными тенденциями, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Главными негативными моментами в сельском хозяйстве являются:
Также одной из насущных проблем, несмотря на определенные продвижения в этой сфере, продолжает оставаться недостаточная государственная поддержка. Т.е. сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для его развития. Более конкретными мерами можно назвать национальный проект в сфере развития АПК, предполагающие крупные перемены.
В периоде 2006-2007 г.г. на территории РФ действовал национальный проект « Развитие АПК », который включал в себя три основных направления:
Начиная
с 2008 года национальный проект «Развитие
АПК» был преобразован в Государственную
программу развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
пятилетний срок (на 2008–2012 годы). Т.е. формально
«Развитие АПК» перестал называться национальным
проектом и стал базой для принятия гос
программы развития сельского хозяйства.
Эта программа полностью поглощает проект,
существенно разворачивает масштаб поддержки,
а также делает существующие меры в этой
области более долгосрочными.
В течение действия данной программы намечено достижение следующих целей:
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
Данная гос программа была разработана в соответствии с Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ. При этом государственная программа разрабатывалась Министерством сельского хозяйства РФ с привлечением представителей союзов и ассоциаций производителей, науки, других министерств. С одной стороны, привлечение широкого круга экспертов к разработке программы позволило учесть мнение различных групп интересов, с другой стороны, компромиссный вариант программы получился несколько отличающимся от того, что задумывалось при разработке Закона «О развитии сельского хозяйства».
Разработка государственной программы привела к решению в пользу резкого повышения бюджетных расходов на аграрный сектор. При этом увеличение бюджетных расходов не всегда приводит к увеличению прозрачности их планирования и осуществления, как это могло бы быть в случае бюджетирования в полном соответствии со структурой подпрограмм, закрепленной законом о развитии сельского хозяйства.
В
соответствии с требованиями
Закона о развитии
сельского хозяйства,
каждая подпрограмма
(направление) должна
иметь цели, механизмы
государственного воздействия
и объемы финансирования.
Такая структура Государственной
программы давала бы
четкие сигналы о направлениях
государственной политики
и регулировании рынков.
На практике только
часть соответствующих
бюджетных подпрограмм
выдерживает данную
схему. В большинстве
случаев, конкретные
расходные мероприятия
либо не прописаны вообще,
либо прописаны настолько
в общих чертах, что
никакого сигнала бизнесу
не содержат, индикаторы
достижения целей никак
не связаны с реализуемыми
мероприятиями и объемами
финансирования.
Объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет:
- за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей
(2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 год – 130 млрд. рублей);
- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 544,3 млрд. рублей
(2008 год - 83 млрд. рублей, 2009 год – 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год – 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей).
За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008 - 2010 годах 311 млрд. рублей
В
то же время, увеличение расходов на сельское
хозяйство позволило ввести в
программу новые направления
регулирования, в том числе и
такие, необходимость в которых
в секторе давно назрела.
Таблица 1.
Распределение средств федерального бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации, млрд. руб.
Основные направления | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Всего за 2008-2012 гг. | |
I направление | Устойчивое развитие сельских территорий | 7,34 | 19.03 | 25,12 | 29,60 | 31,28 | 112,37 |
II направление | Создание общих условий функционирования сельского хозяйства | 9,86 |
12,92 |
13,78 |
14,66 |
15,33 |
66,55 |
III направление | Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства | 13,73 | 15,41 | 14,11 | 14,37 | 15,04 | 72,66 |
IV направление | Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства | 44,00 | 51,28 | 65,62 | 64,94 | 66,85 | 292,69 |
V направление | Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,43 | 1,50 | 7,01 |
Итого: | 76,30 | 100,00 | 120,00 | 125,00 | 130,00 | 551,30 |
Прежде
всего, это касается части программы,
посвященной сельскому
Мероприятия в разделе «Устойчивое развитие сельских территорий» отчасти вполне традиционны - продолжение реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", продолжение действующих мер по обеспечению жильем, отчасти реализуются в новой форме - путем поддержки инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной основе. Однако, в такой форме будут финансироваться лишь проекты комплексной застройки и благоустройства сельских населенных пунктов, в то время как необходимые мероприятия по сельскому развитию выходят далеко за эти рамки.
В целом, за 2010 г. для граждан, проживающих в сельской местности, построено и приобретено 1267,3 тыс. м2 жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 633,4 тыс. м2.
В связи со снижением государственной поддержки мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» целевые индикаторы Госпрограммы по вводу и приобретению жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, а также обеспеченности сельского населения питьевой водой были скорректированы.
Утвержденные
в Программе масштабы
ввода и приобретения
сельским населением
жилых домов и
квартир сокращены
в 3,4 раза, в том
числе для молодых
семей и молодых
специалистов – в 2,7
раза
Рис. 1. Выполнение целевых индикаторов по устойчивому развитию сельских территорий:
- индикаторы Государственной - скорректированные индикаторы; - фактически выполнено. |
Гражданам – получателям государственной поддержки в улучшении жилищных условий было выдано 663 ипотечных жилищных кредита на сумму 339,3 млн руб., из них 405 молодым семьям и молодым специалистам на сумму 197,9 млн руб. Средний размер ипотечного жилищного кредита составил 512 тыс. руб.