Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:28, реферат
В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Национальные чувства 4
2. Этническая установка 6
3. Этнические стереотипы 9
4. Этнические конфликты и национальный экстремизм 12
5. Виды этнических конфликтов и стадии их развития 15
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Национальные чувства 4
2. Этническая установка 6
3. Этнические стереотипы 9
4. Этнические конфликты и национальный экстремизм 12
5. Виды этнических конфликтов и стадии их развития 15
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ
Этнос (греч. ethnos – группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.
Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии. Основы теории этноса были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».
В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития.
В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества.
В зарубежной социально-культурной антропологии понятие этноса употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.
1.
Национальные чувства
Национальное чувство – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным духовным ценностям. Национальное чувство формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Национальное чувство, будучи объективной категорией национальной психологии, может «мирить» в какой-то степени враждующие между собой социальные классы. Результатом может быть возникновение национализма, шовинизма, безоглядная приверженность к «добродетели» своей нации.
Представитель этнической общности с обостренным национальным чувством очень восприимчив ко всем влияниям со стороны. Ему нередко кажется, что любые действия иностранца, будь они самыми «безобидными», таят в себе опасность. Очевидно, что содержание и механизмы формирования и функционирования массовых националистических проявлений социально-психологического характера представляют значительный интерес с точки зрения этнопсихологии.
Под национализмом мы понимаем:
1)
определенный комплекс
2) систему политических идей;
3) общественное движение.
Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм соединяется с расизмом, результатом чего становится уверенность в том, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для особой миссии.
Примером
национализма, обоснованного расистской
доктриной, был гитлеризм. Националистическая
психология, в противоположность
психологии национальной, – это
измененная форма групповой солидарности.
Такая солидарность выливается в
одностороннюю ориентацию относительно
ценностей своей социально-
Националистическая
психология обладает устойчивостью
и заразительностью. Однажды воспринятая
психикой, она с большим трудом
поддается изменению, так как
«собственные» установки
Полезным
для понимания объективных
Сохраняясь
в виде пережитка, эта антитеза иногда
стихийно, иногда преднамеренно –
в классовых интересах – обострялась
и выливалась в то, что составляет основу
современной националистической психологии
– этноцентризм. Суть этноцентризма сводится
к совокупности массовых иррациональных
представлений о собственной этнической
общности как о центре, вокруг которого
группируются все остальные. Эти представления
являются психологическими образованиями
массового сознания в виде конкретизированных
упрощенных образов своего народа, щедро
наделенных положительными чертами в
количествах, которые намного превосходят
аналогичные черты в представлениях о
других народах.
2.
Этническая установка
Этнической
установкой является готовность личности
те или иные явления национальной
жизни и межэтнических
Под межэтническими отношениями понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями.
В этнопсихологии выделяется два уровня межэтнических отношений:
1) личностный;
2) групповой.
Такие отношения складываются в различных сферах жизни – в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения.
Характер межэтнического отношения может быть:
В наиболее общем смысле категория установки обозначает психическое состояние готовности к реагированию определенным образом на факты действительности. Люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интерес. Установки – на основе всей социальной практики индивида – образуются по. отношению к вещам, которые окружают людей и служат им; они формируются по отношению к личностям – в социальном окружении индивида; по ассоциации с вещами и личностями – к ситуациям, идеям, процессам, системам. Образуются установки и по отношению к социально-экономическим общностям. И не только к тем, с представителями которых носители установки встречались сами, но и к тем, о которых они знают на основе косвенного (часто искаженного в процессе передачи) опыта.
Также,
определенными установками
Итальянские матери выявляют свою нежность к ребенку бурно - с воплями, драматическими жестами, поцелуями и пинками. Они сюсюкают к нее, ласкают и горделиво демонстрируют ее окружающим. А англичане считают, что итальянцы слишком жестокие с животными и чрезмерно либеральные с детьми. Итальянцы же обвиняют англичан в том, что они слишком обожествляют животных и чрезмерно жестокие к детям. Англия известная как страна, где разрешенные телесные наказания детей в школе, но запрещено жестокое обращение с животными. Французские родители, не доходя к спартанской суровости англичан, стараются проявлять к детям умную сдержанность.
Французы склонны не столько захватываться детской наивностью, сколько ценить в своем ребенке раннее проявление способностей к детским суждениям. Вот такое разное отношения к воспитанию детей, которые объясняют разными установками, существующими у определенных этносов. В. Ядов, который изучал социальные установки (к которым принадлежат и этнические установки), выделяет в них когнитивный, то есть познавательный, интеллектуальный компонент, эмоциональный и конативний (поведенческий) компоненты.
Когнитивный, или познавательный компонент установки определяет взгляды определенного этноса и отдельных его представителей на мир и образ того, к чему этот этнос хочет.
Эмоциональный
компонент этнической установки (или
как еще его называют оценочный –
оценочный-эмоционально-
И в конце
концов, поведенческий компонент этнической
установки определяет готовность действовать
относительно объекта, который имеет значащую
ценность для народа. Этнические установки,
как и другие социальные установки, закрепляются
в процессе исторического развития психического
состава наций. В течение истории существования
нации образовываются целые системы зафиксированных
национальных установок, которые определяют
специфику поведения народа во время взаимодействия
и общение.
3.
Этнические стереотипы
Одним
из элементарных психологических образований
является стереотип. В психологии это
понятие обозначает устойчивое, эмоциональное
по своей природе психическое
образование, в упрощенной форме
отражающее некоторый достаточно сложный
факт действительности. Выступая в
названном качестве, стереотипы являются
чувственно окрашенными социальными
образами, которые объединяют в себе
социальный и психологический опыт
общения и взаимоотношения
Этнические стереотипы являются составляющей социальных стереотипов. Социальный стереотип ( от гр. -stereos -твердый и typos -отражение) относительно стойкий и упрощенный образ социального объекта ( группы людей, отдельного человека, события, явления и др. ), что составляется в условиях дефицита информации как результат обобщения личностного опыта индивиду и представлений, которые приняты в обществе. Термин "стереотип" означает повторение, воспроизведение каких-нибудь образцов в определенной деятельности. Итак, понятие "стереотип поведения" в применении к этносу характеризует систему стойких обычаев и традиций определенного этноса. Кроме этого, обособление одной национальной общности от других не исключает наличия контактов между ними, общей деятельности, в результате которой этносы получают определенную информацию один об одном.
Информация о работе Этнические конфликты и стадии их развития