Этнические конфликты и стадии их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Национальные чувства 4

2. Этническая установка 6

3. Этнические стереотипы 9

4. Этнические конфликты и национальный экстремизм 12

5. Виды этнических конфликтов и стадии их развития 15

ВЫВОДЫ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Работа содержит 1 файл

Основные динамические характеристики этноса1.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Национальные чувства 4

2. Этническая установка 6

3. Этнические стереотипы 9

4. Этнические конфликты и национальный экстремизм 12

5. Виды этнических конфликтов и стадии их развития 15

ВЫВОДЫ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    Этнос (греч. ethnos – группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.

    Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии. Основы теории этноса были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

    В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития.

    В зависимости от принадлежности к  определенной общественно-экономической  формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества.

    В зарубежной социально-культурной антропологии понятие этноса употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

 

    

    1. Национальные чувства 
 

    Национальное  чувство – производное от национального  самосознания чувство устойчивой привязанности  к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным духовным ценностям. Национальное чувство формируется  внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный  образ жизни, говорящих на одном  языке. Национальное чувство, будучи объективной  категорией национальной психологии, может «мирить» в какой-то степени враждующие между собой социальные классы. Результатом может быть возникновение национализма, шовинизма, безоглядная приверженность к «добродетели» своей нации.

    Представитель этнической общности с обостренным  национальным чувством очень восприимчив  ко всем влияниям со стороны. Ему нередко  кажется, что любые действия иностранца, будь они самыми «безобидными», таят в себе опасность. Очевидно, что содержание и механизмы формирования и функционирования массовых националистических проявлений социально-психологического характера представляют значительный интерес с точки зрения этнопсихологии.

    Под национализмом мы понимаем:

    1) определенный комплекс этнопсихологических  установок;

    2) систему политических идей;

    3) общественное движение.

    Национализм может выступать в различных  формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя  собственной нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно  связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм  соединяется с расизмом, результатом  чего становится уверенность в том, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена  для особой миссии.

    Примером  национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Националистическая психология, в противоположность  психологии национальной, – это  измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность выливается в  одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы.

    Националистическая  психология обладает устойчивостью  и заразительностью. Однажды воспринятая  психикой, она с большим трудом поддается изменению, так как  «собственные» установки негативного  отношения к какой-нибудь этнической общности кажутся индивиду «истинными», позволяют поддерживать отношения  «единомыслия» с носителями аналогичных  установок. Подтверждаемые опытом, одобрением окружающих, подкрепляемые воздействием средств массовой информации, такие установки, вместе с ложными национальными стереотипами, которые многократно повторяются в продукции газет, радио и телевидения, становятся прочной основой для сохранения в массовом сознании этнических и национальных предрассудков, появления националистических настроений, консервации этноцентризма.

    Полезным  для понимания объективных основ  возникновения националистической психологии может быть анализ социально- психологической проблемы «мы» и «они», отражающей наиболее универсальную форму самосознания людей в любой, в том числе в этнической общности. В социально-психологическом отношении национальные, так же как и другие общности конституируются через осознанное противопоставление «нас» «им». Складывание украинской национальности субъективно шло путем осознания «нас, украинцев» в противопоставлении всем прочим «басурманам», «татарам», «немцам», «туркам», «ляхам» и т.д. Однако точно так же – в психологическом плане – происходило складывание и немецкой, и турецкой, и татарской, и польской национальных общностей, то есть через осознанное отделение себя, своей народности от других, закрепленное в их названиях и в подмеченных специфических особенностях внешнего облика и речи их представителей, в наиболее бросающихся в глаза традициях, привычках и обычаях, при этом отличных от своих. Истоки этого процесса психической дифференциации людей и объединения их в определенные общности теряются в глубокой древности. Ко времени формирования наций и появления более или менее устойчивого психического склада в этих социально-этнических общностях антитеза «мы» и «они» оказывала еще сильное влияние.

    Сохраняясь  в виде пережитка, эта антитеза иногда стихийно, иногда преднамеренно –  в классовых интересах – обострялась и выливалась в то, что составляет основу современной националистической психологии – этноцентризм. Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах. 
 

    2. Этническая установка 
 

    Этнической  установкой является готовность личности те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений  и в соответствии с этим восприятием  действовать определенным образом  в конкретной ситуации.

    Под межэтническими отношениями понимаются субъективно переживаемые отношения  между людьми различных национальностей, этническими общностями.

    В этнопсихологии выделяется два уровня межэтнических отношений:

    1) личностный;

    2) групповой.

    Такие отношения складываются в различных  сферах жизни – в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения.

    Характер  межэтнического отношения может  быть:

  1. дружественный;
  2. нейтральный;
  3. конфликтный.

    В наиболее общем смысле категория  установки обозначает психическое  состояние готовности к реагированию определенным образом на факты действительности. Люди реагируют положительно или  отрицательно на все, что так или  иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интерес. Установки  – на основе всей социальной практики индивида – образуются по. отношению к вещам, которые окружают людей и служат им; они формируются по отношению к личностям – в социальном окружении индивида; по ассоциации с вещами и личностями – к ситуациям, идеям, процессам, системам. Образуются установки и по отношению к социально-экономическим общностям. И не только к тем, с представителями которых носители установки встречались сами, но и к тем, о которых они знают на основе косвенного (часто искаженного в процессе передачи) опыта.

    Также, определенными установками можно  объяснить те или другие психологические  характеристики этноса, его поведение. Возьмем отношение к детям  у разных народов. Украинцы характеризуются  мягким, кротким отношением к детям, которое оказывается в спокойном, равном поведении взрослых. Они довольно требовательные, но вместе с тем  не жестокие и не весьма их изнеживают.

Итальянские матери выявляют свою нежность к ребенку  бурно - с воплями, драматическими жестами, поцелуями и пинками. Они сюсюкают к нее, ласкают и горделиво демонстрируют ее окружающим. А англичане считают, что итальянцы слишком жестокие с животными и чрезмерно либеральные с детьми. Итальянцы же обвиняют англичан в том, что они слишком обожествляют животных и чрезмерно жестокие к детям. Англия известная как страна, где разрешенные телесные наказания детей в школе, но запрещено жестокое обращение с животными. Французские родители, не доходя к спартанской суровости англичан, стараются проявлять к детям умную сдержанность.

Французы  склонны не столько захватываться  детской наивностью, сколько ценить в своем ребенке раннее проявление способностей к детским суждениям. Вот такое разное отношения к  воспитанию детей, которые объясняют  разными установками, существующими  у определенных этносов. В. Ядов, который  изучал социальные установки (к которым  принадлежат и этнические установки), выделяет в них когнитивный, то есть познавательный, интеллектуальный компонент, эмоциональный и конативний (поведенческий) компоненты.

Когнитивный, или познавательный компонент установки  определяет взгляды определенного  этноса и отдельных его представителей на мир и образ того, к чему этот этнос хочет.

Эмоциональный компонент этнической установки (или  как еще его называют оценочный – оценочный-эмоционально-оценочный) определяет симпатии и антипатии народа к определенным значащим объектам.

И в конце концов, поведенческий компонент этнической установки определяет готовность действовать относительно объекта, который имеет значащую ценность для народа. Этнические установки, как и другие социальные установки, закрепляются в процессе исторического развития психического состава наций. В течение истории существования нации образовываются целые системы зафиксированных национальных установок, которые определяют специфику поведения народа во время взаимодействия и общение.  
 

    3. Этнические стереотипы 
 

    Одним из элементарных психологических образований  является стереотип. В психологии это  понятие обозначает устойчивое, эмоциональное  по своей природе психическое  образование, в упрощенной форме  отражающее некоторый достаточно сложный  факт действительности. Выступая в  названном качестве, стереотипы являются чувственно окрашенными социальными  образами, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей.

    Этнические  стереотипы являются составляющей социальных стереотипов. Социальный стереотип  ( от гр. -stereos -твердый и typos -отражение) относительно стойкий и упрощенный образ социального объекта ( группы людей, отдельного человека, события, явления и др. ), что составляется в условиях дефицита информации как результат обобщения личностного опыта индивиду и представлений, которые приняты в обществе. Термин "стереотип" означает повторение, воспроизведение каких-нибудь образцов в определенной деятельности. Итак, понятие "стереотип поведения" в применении к этносу характеризует систему стойких обычаев и традиций определенного этноса. Кроме этого, обособление одной национальной общности от других не исключает наличия контактов между ними, общей деятельности, в результате которой этносы получают определенную информацию один об одном.

Информация о работе Этнические конфликты и стадии их развития