Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 01:17, реферат

Описание работы

Этнос- общность, члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним - его самоназвание

Работа содержит 1 файл

Национально.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность 

Введение 
 

Этнос- общность, члены которой имеют специфическое  самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним - его самоназвание 

Конфессия (лат. confessio -- исповедание) -- особенность  вероисповедания в пределах определённого  религиозного учения, а также объединение  верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в  исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще  всякой религии, сам термин «конфессия», используется религиоведами практически  только для различения исповеданий  в христианстве. 

1. Национально-этническое  развитие Беларуси 
 

Республика Беларусь -- это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года, 22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем "нетитульных" национальностей. Всего в 1989 году (включая  белорусов) в республике проживали  представители 123 национальностей. 

Наиболее многочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальных меньшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности  населения), поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112 тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел., 0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до 10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс. человек, но большинство  из них крайне немногочисленны -- до нескольких десятков человек. 

Представители национальных меньшинств проживают  по всей территории республики, в основном в городских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев, татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельской местности. 

Большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХ веке, в  основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы, русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне с белорусами являются "коренными" этносами. 

Описывая демографические  характеристики национальных меньшинств, следует отметить, что история  и характер их расселения в значительной степени влияет на положение, статус их представителей в белорусском  обществе. Подавляющее большинство  представителей национальных меньшинств переселилось на территорию республики в советское время в результате миграции послевоенного времени  высококвалифицированных специалистов "городских" профессий, что позволило  им практически сразу занять высокие  статусные позиции в белорусском  обществе. У большинства национальных меньшинств доля лиц, занимающихся интеллектуальным и административно-управленческим трудом, значительно выше, чем у "коренного  населения", т.е. белорусов, поляков, цыган и других, значительная часть  которого проживает к тому же в  сельской местности. Например, свыше 9 % украинцев работали в 1989 году в  органах управления, хотя их доля в  общей численности населения  составляла 2,9 %. 

Уровень образования  представителей большинства национальных меньшинств, переселившихся в Беларусь в советское время, также выше, чем у "коренных" национальных меньшинств, веками проживающих на белорусской земле, и у "титульной" нации. Таким образом, важно отметить, что представители национальных меньшинств занимают высокие и престижные позиции в белорусском обществе. 

До настоящего времени прослеживается четкая тенденция  увеличения доли национальных меньшинств в населении республики. В 1999 году была проведена очередная перепись населения, которая позволила уточнить его национальный состав, подвергшийся за последнее десятилетие значительным изменениям в результате интенсивных  миграций. В частности, миграционными  службами Республики Беларусь зарегистрировано свыше 35 тыс. лиц, претендующих на статус беженца. 

Характеризуя  ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в  отсутствии каких-либо столкновений и  конфликтов на этнической, расовой  и конфессиональной основе, в единстве этнических и конфессиональных составляющих белорусского общества, равенстве религиозных  и национальных групп. Республика Беларусь является одной из немногих республик  бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одного межнационального или межконфессионального конфликта. 

Межнациональное согласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан  страны, историческими традициями мирного  межэтнического взаимодействия, давними  и прочными связями между этническими  группами, проживающими на территории Беларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности является четкая и последовательная политика государства в данной сфере  общественной жизни. 

В Беларуси созданы  довольно комфортные условия для  сохранения и развития культуры и  языка национальных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры и образования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а также авторитетных зарубежных экспертов. 

Кроме того, согласно материалам научных исследований, проведенных  на протяжении десятилетия, подавляющее  большинство граждан страны не учитывает  в своей повседневной жизнедеятельности  национальных и религиозных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для подавляющего большинства  граждан национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, при выборе супруга, на работе и в иных случаях повседневного  взаимодействия с другими людьми. Только 4,5 % опрошенных в 1997 году отметили, что испытывают дискриминацию в  некоторых ситуациях, из них только 1,5 % отмечали дискриминацию по национальному  признаку. Важно отметить и такой  факт: для подавляющего большинства  молодых белорусов лозунг "Беларусь -- только для белорусов" неприемлем. 

С момента обретения  Республикой Беларусь государственной  независимости, демократизации общественной жизни наряду с возрождением культуры и национальной жизни белорусского этноса начался и аналогичный  процесс у большинства национальных меньшинств, проживающих на территории республики. С конца 80-х годов  в Беларуси возникло и активно  функционирует значительное число  организаций и культурно-образовательных  учреждений 17 национальных меньшинств. Многие из них по своей численности  и влиянию превосходят политические партии. Так, например, Белорусское  объединение еврейских организаций  и общин насчитывает 91 организацию  и 18 общин, Союз поляков на Беларуси -- (по различным оценкам) от 20 до 30 тыс. членов и имеет около 150 организаций  и структур в 1/3 административно-территориальных  единиц Республики Беларусь. В республике функционирует свыше 90 коллективов  художественной самодеятельности, созданных  объединениями национальных меньшинств. 

В республике функционируют  школы и отдельные классы с  обучением на польском, литовском  языках и на иврите. Всего в 1997/98 учебном  году польский язык изучало свыше 15 тыс. учеников государственных учреждений образования, в т.ч. в Гродненской области в 300 школах около 10,5 тыс. учеников (в 1996/97 учебном году -- 8,2 тыс. учеников). Кроме того, на базе государственных учреждений образования и культуры функционирует значительное число воскресных школ, в основном еврейских и польских. Что же касается граждан русской национальности, то можно отметить, что русский язык является вторым государственным языком и обучение в школах русскому языку организовано повсеместно. 

Важнейшей составляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательное обеспечение  соблюдения прав лиц, принадлежащих  к национальным меньшинствам. Белорусское  государство провозгласило и  реализует демократические принципы своей национальной политики, которые  нашли свое отражение в целом  комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих  данный вопрос. 

В статьях 5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными  общностями на основе принципов равенства  перед законом, уважения их прав и  интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного  наследия, свободное развитие культур  всех национальных общностей, проживающих  на территории республики; все равны  перед законом и имеют право  без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто  не может быть принужден к определению  и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства  преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство  гарантирует в соответствии с  законом свободу выбора языка  воспитания и обучения; запрещается  создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кроме законодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси. 

Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, в Республике Беларусь приняты и действуют  свыше 20 законодательных актов, в  отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих  к национальным меньшинствам. 

Дискриминация по национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Кодексу  законов о труде Республики Беларусь, не допускается и преследуется по закону. 

В июле 1997 года принята  и действует "Инструкция о порядке  определения национальной принадлежности граждан Республики Беларусь". В  соответствии с Конституцией и законодательством  республики определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором. Национальная принадлежность граждан Республики Беларусь определяется, таким образом, по самоопределению гражданина, а  также по его происхождению. Утверждение  указанного документа было вызвано  обращениями некоторых представителей национальных меньшинств с просьбой найти форму фиксации в новых  паспортах национальной принадлежности гражданина по его желанию. 

В целях содействия межнациональному и межкультурному взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и народами Министерством  культуры и искусства Республики Беларусь в 1995--96 гг. были подписаны  протоколы и соглашения о сотрудничестве в области культуры с Министерством  культуры Польши (25.03.95 г.), России (24.04.95 г.), Украины (26.02.95 г.), Молдовы (11.09.95 г.), Китая (14.12.95 г.), Азербайджана (06.03.96 г.), а также протокол сессии белорусско-германской Смешанной комиссии по культурному  сотрудничеству (10.11.95 г.). 

Во всех заключенных  соглашениях имеются статьи, где  стороны обязуются создавать  благоприятные условия для культурного  сотрудничества, объединять усилия с  целью расширения взаимного обмена достижениями культуры, проявлять заботу о культурной самобытности народов, наций и народностей, проживающих  на их территориях. 

Функции контроля за соблюдением национального законодательства и международных договоров в  области соблюдения прав лиц, принадлежащих  к национальным меньшинствам, возложены  на Государственный комитет по делам  религий и национальностей Республики Беларусь, созданный в январе 1997 года. 

С 1994 года в Минске работает Центр национальных культур, имеющий статус республиканского государственного учреждения культуры. Центр совместно  с Госкомитетом по делам религий  и национальностей, национальными  обществами проводит научно-практические конференции по проблемам национальных культур, этнографические экспедиции по местам компактного проживания национальных меньшинств. 

2. Религиозные  конфессии на территории Беларуси 
 

В Беларуси традиционно  существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии. 

Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивыми  процессами. Среди них следует  выделить процесс религиозного возрождения. Многие люди начали искать для себя новые нравственные ценности. 

В 2004-2005 годах  религиозная ситуация в республике оставалась стабильной, прогнозируемой и управляемой. Усилиями власти не было допущено каких-либо конфликтов на религиозной  основе, монополизации духовной жизни  и раскола общества по конфессиональному  признаку. 

Подписанное в  июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и  Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему  развитию и совершенствованию отношений  государственных органов и религиозных  организаций, укреплению влияния религиозных  институтов в обществе и авторитета государства как гаранта конституционных  прав граждан на свободу совести  и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного  и духовного наследия белорусского народа. 

Информация о работе Национально-этническое и межконфессиональное развитие Беларуси: традиции и современность