Развитие Беларуси в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:40, доклад

Описание работы

XXI век ставит перед мировым сообществом новые сложные проблемы, характеризующиеся комплексом противоречий: между природой и обществом; между развитыми, развивающимися и экономически слабыми странами, внутри самих стран. Эти и множество других вопросов глобального порядка призывают цивилизованный мир к поиску стратегии развития цивилизации по пути устойчивого развития и построения постиндустриального информационного общества.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 24.75 Кб (Скачать)

     Введение

 

     XXI век ставит перед мировым сообществом новые сложные проблемы, характеризующиеся комплексом противоречий: между природой и обществом; между развитыми, развивающимися и экономически слабыми странами, внутри самих стран. Эти и множество других вопросов глобального порядка призывают цивилизованный мир к поиску стратегии развития цивилизации по пути устойчивого развития и построения постиндустриального информационного общества.

     В 2002 году в Йоханнесбурге Всемирный  Саммит поставил задачу развивать партнерские  инициативы всех секторов общества, а  именно, правительств, международных  структур, бизнеса, общественных организаций, и взять на себя коллективную ответственность  за интегрированные  основы устойчивого  развития: политику, экономику, социальную сферу, экологию на местном, национальном и глобальном уровнях.

     Беларусь  одной из первых стран СНГ разработала  Национальную стратегию устойчивого  развития  до 2010 года, которая была одобрена правительством в 1997 году. В  настоящее время на повестке дня  «Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития на период до 2020 года», учитывающая тенденции  и взаимосвязи современного общества.

     Таким образом, переход Республики Беларусь к новому качественному состоянию  не может и не должно остаться без  внимания и активного участия  профсоюзов Беларуси, представляющих интересы более чем 4 миллионов своих  членов. В республике разработаны  уже четыре проекта местных инициатив  по разработке и реализации локальных  стратегий устойчивого развития («Местные повестки XXI») в гг. Турове, Минске, Вилейке, Дзержинске. Вместе с тем, для достижения задач, поставленных в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года», профсоюзным организациям всех уровней необходимо иметь свою стратегию взаимодействия с социальными партнерами по вопросам решения проблем экологического, экономического, социального и культурного характера,  в которой бы наиболее полно учитывались интересы человека и достигался устойчивый результат.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года  

    Устойчивое  развитие характеризуется непрерывным  и эффективным, стабильным и не истощающим природный ресурс развитием общества, в котором обеспечивается полноценное  развитие человеческого капитала,  духовных и культурных ценностей. Концепция  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяет стратегическую цель на перспективу  как «динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и  духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих  поколений».  

    1. Источники национальной стратегии
 
 

Источниками национальной стратегии развития Республики Беларусь являются:

       

  • природные ресурсы;
  • выгодное географическое положение;
  • человеческий, научно-производственный и инновационный потенциал;
 
 
    1. Задачи  национальной стратегии
 
 

Задачами национальной стратегии развития Республики Беларусь в 21 веке является:

  • Государственность: правовое государство;
  • Общественное развитие: демократия, гражданское общество, социальное партнёрство, человеческий капитал;
  • Экономика: социально ориентированная рыночная экономика;
  • Экология: экологическое равновесие;
  • Культура и нравственность: высокообразованный,  творческий человек;
 
    1. Этапы национальной стратегии
 
 

      Первый  этап до 2010 года: 

  • развитие  человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства  и других отраслей сферы услуг;
  • инновационное развитие национальной экономики;
  • наращивание экспортного потенциала на основе конкурентоспособности, перевооружения, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
  • развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села;
 

      Второй  этап до 2020 года: 

  • формирование  основ нового постиндустриального  информационного общества с новым  технологическим базисом и обеспечение  перехода к ресурсосберегающему  типу воспроизводства;
  • создание зрелых институтов рыночной экономики, расширение частного бизнеса;
  • широкое внедрение достижений науки и техники;
  • создание экологически чистых производств;
  • ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Роль  профсоюзов в национальной  стратегии устойчивого  развития Беларуси  в XXI веке

       

     Реализация  Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития на период до 2020 года неразрывно связана  с деятельностью Федерации профсоюзов Беларуси и затрагивает основные направления работы профсоюзов на современном  этапе.

     Взаимодействие  между гражданским обществом  и государством обеспечивается институтом социального партнерства,  одним  из полноправных субъектов которого выступают профсоюзы. На современном  этапе социально-экономические отношения  в Беларуси приобретают некоторые  черты демократизма. Стержнем же демократизации выступает рационально и социально  оправданный консенсус, который  обеспечивает, прежде всего, профсоюзное  движение как носитель демократических  традиций. Ведь именно посредством  коллективных договоров и соглашений реализуются принципы экономической  демократии, право гражданина формировать, организовывать общество, его экономику, социальную политику и реально воздействовать на них. Следовательно, актуальным вопросом для всех сторон социального партнерства  является вопрос верховенства закона, обеспечения правовой базы для развития партнерства, действительного равноправия  его субъектов.

     Нынешний  этап реформирования и развития экономики  Беларуси связан с изменениями в  экономической политике государства, и, прежде всего, это относится к  существенной либерализации экономических  отношений, приватизации, развитию негосударственного сектора экономики, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации  всех сегментов рынка. Перестройка  хозяйства в республике, децентрализация  и демонополизация экономики, переход  к негосударственным формам собственности  влекут за собой реформирование трудовых отношений, преобразования в использовании  трудовых ресурсов, изменения уровня социальной защиты граждан. В этих условиях главными направлениями деятельности профсоюзов остаются содействие динамичному  развитию производственного потенциала страны, обеспечение гарантий занятости, коллективно-договорное регулирование  оплаты труда и повышение на этой основе благосостояния трудящихся, охрана труда и здоровья, сильная социальная политика.

    Сегодня уже никого не надо убеждать, что  человеческий фактор является определяющим в развитии общества. Именно поэтому, главная функция и государства, и профсоюзов связана с разработкой  и реализацией стратегии долгосрочного  развития человеческого потенциала с учетом рыночных закономерностей  и механизмов. В настоящее время  много внимания уделяется инвестициям  в экономику республики, текущему платежному балансу государства, однако в плане национальных счетов отсутствует  «социальный счет», что подтверждает его заведомую убыточность. Теория развития человеческого капитала предоставляет нам право опровергнуть данное убеждение. Затраты на образование приносят самые высокие дивиденды, так как они делают конкурентоспособными, прежде всего, наших трудящихся и, как следствие – предприятие, экономику, всю страну. Инвестиции в создание крепкой и здоровой белорусской семьи, воспитание молодого поколения создают будущее белорусского государства, белорусской нации. Именно поэтому, при разработке коллективных договоров и соглашений профсоюзы должны особое внимание уделять вопросам подготовки кадров и повышения их квалификации,  условиям для профессионального роста работников, возможностям освоения смежных профессий, востребованных на рынке труда; проблемам социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, охране здоровья семьи, матери и ребенка; организации семейного досуга и отдыха.

    Одной из серьезных задач, стоящих перед  профсоюзами в свете  Национальной стратегии устойчивого развития, является отстаивание профсоюзами  духовных прав и интересов членов профсоюзов, осуществление действенной  молодежной политики в этой сфере. Актуальность проблемы формирования духовности личности в современных условиях обусловлена  присутствием в нашем обществе многих недугов социальной жизни: преступности, проституции, алкоголизма, наркомании, бедности, коррупции, экспансии западных образцов культурного импорта через  средства массовой информации. В перспективе  профсоюзам предстоит активизировать свою деятельность по формированию у  молодежи ценностных мировоззренческих  оснований, духовных ориентаций в культуре, ценности служения Родине как фактора  формирования гражданина–патриота, развитию духовных и нравственных качеств  через воспитательные системы образовательных  учреждений и программ, дворцов культуры и клубов профсоюзов, спортивных учреждений и обществ.

    Таким образом, сегодня всем силам белорусского общества предстоит строить белорусскую  архитектуру устойчивой социально-ориентированной  производительной системы, «белорусскую модель» развития нашего общества, где ведущая роль по гармонизации экономических, экологических, социальных и духовных реформ принадлежит профсоюзам. 
 
 
 
 

Заключение 

    Национальная  стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривает использование  «потенциала профсоюзов как самой  массовой общественной организации  в деле экологического воспитания граждан» по вопросам необходимости перехода на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики, усиление взаимосвязи экономики  и экологии, рациональное природопользование, развитие международного сотрудничества и социального партнерства в  целях сохранения, защиты и восстановления экосистем, экологизации мировоззрения  человека, систем образования, воспитания и морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 
 

  1. www.fpb.by
  2. www.priroda.org
  3. www.fpb-belarus.org
  4. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций. Ч.1/ под общ.ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.– Изд. 2-е., стер. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.– 338с. – Библиогр.:с.337-338. – 100 экз.  – ISBN  985-457-417-2 (ч.I)

Информация о работе Развитие Беларуси в 21 веке