Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:18, реферат
Целью работы является раскрытие явления молодежной субкультуры. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
• раскрыть определение понятия «субкультура», отразить ее основные характеристики и условия возникновения;
• выделить факторы существования субкультуры в современных моделях молодежной общественной организации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………….…5
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………………...8
3. ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..35
Будущее же этой субкультуры в свете нынешних изменений в молодежной среде представляется мне туманным. С моей точки зрения, как движение, и музыкальное, и стилистическое - оно себя исчерпало, наступила усталость и апатия. Большая часть рейверов превратились в клубных рейверов, возращающиеся после вечеринок в обыденную реальность.
В)Алисоманы. Слово «алисоман», как вы заметили, состоит из двух частей: «Алис» (группа «АлисА»), а так же «манн» (безумие, страсть).То есть, алисоман-некое существо, испытывающее безумную страсть к группе «АлисА».
Фаны «Алисы» всегда считались практически самыми безбашенными – не просто же таких выделили в отдельную субкультуру. В90-х годах прошлого века Армия «Аомсы» наводила ужас не только на благопристойное общество, но и на остальных неформалов. И кроме как Армией их было никак не назвать. Все алисоманы того времени в один голос говорят о бешеном эмоциональном подъеме, который ощущался на концертах Доктора Кинчева. Потом мечтательно закрывают глаза и орут: «Мы вместе!!!». При всей огромной силе этого движения, идеологию его исследователей сожно выразить в трех словах: «тащиться с «аоисы»!».
Естественно при такой ситуации необходимо заострить внимание непосредственно на предмете обожания алисоманов. «АлисА»- это рок-группа, возникшая в Ленинграде. Первый альбом будущий солист группы Кинчев выпустил совместно с группой «Стиль» в 1984 году. Как сплоченная тусовка, алисоманы вышли на неформальную арену где-то в 1985 году .И задержались вплоть до сего времени. Основное в симолике алисоманов – цвет. Черно-красный – ибо это цвет группы. Сам Кинчев пояснил это сочетание так: «Красное на черном – это скорее отражение того, что происходит вокруг нас. В мире настолько мало белого цвета, что мы не вправе брать его за основу. Может быть когда-нибудь мы к этому придем.»
Вслед ха Кинчевым алисоманы начали весь мир пытаться рассматривать с точки зрения лишь этих двух цветов. Отсюда, разумеется, следуют всякие крайности: отсутствие компромисса, работа на контрастах.
Во-вторых, символикой у алисолманов является непосредственно логотип «АлисА» с двумя «А» в виде звезд.
Клич алисоманов по хиту альбома «Энергия» Кинчевская реплика «Мы вместе».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общие итоги осуществленного исследования, следует отметить, что молодежная субкультура как социальный феномен возникает, прежде всего, из-за необходимости молодого поколения удовлетворять определенные жизненно важные потребности. Перед молодыми людьми в период перехода от детства к зрелости встает множество противоречий, которые они не способны разрешить, опираясь на имеющийся у них опыт. Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с такими же проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство (время минимальной ответственности), и вступает во взрослость. Смягчителем перехода от одной крайности к другой выступает молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный поколениями молодых и отличающийся от опыта старших.
На рубеже XX-XXI веков спектр молодежной субкультуры чрезвычайно расширяется: в ней появились и оформились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия (киноманы, алисоманы, рейверы, блэкеры, трешеры, думеры, толкиенисты, рэпперы, и т.п.) При этом одной из специфических черт российской молодёжной субкультуры является «вестернизация» культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Соответственно меняется ценностная палитра подросткового сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые идеалы, как-то вежливость, уважение к окружающим. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.
Молодежная субкультура только на первый взгляд представляет однородное явление. Более внимательный анализ позволяет выделить в ней как минимум два образования:
а) неорганизованную в какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов, присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации,
б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторую составляющую относят к неформальным молодежным объединениям.
В России, в одни периоды времени их было меньше, в другие, когда ослабевали запреты и цензура, больше. Их существование свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Молодежный экстремизм» / Под ред. А. А. Козлова. Спб.,1996.
2. Гайдуков А.В.Идеология и практика славянского неоязычества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2000.
3. Декларация о создании национал-болшевистской партии. М.:НБП, 1993.
4. Железный марш. Апрель 2004. № 3.
5. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.
6. Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности. Т.1. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999.
7. Молодежная субкультура современной России: футбольный фанатизм. Изд-во центра социологических исследований «Ультрас», М., 2008.
8. Никольский Д. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура. М., 2007.
9. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры, М., 2000.
10. Сидоров В.Г., Сидоров А.Г., Хоровинников А.А. Молодежная субкультура и современное образование в России // Материалы открытого регионального научного форума: Межкультурный диалог и межкультурная дистанция в истории и современности. Самара, 2007.
11. Социология молодежи: неформальные организации. / Под. ред. Е.А. Листвиной. Саратов, 2004.
12. Тарасов А. Осмысленный бунт. Самара, 2007.
13. Тарасов А.Н. Черная кошка на красном фоне. М., 2002.
14. Философия субкультурных объединений. / Под. ред. В.А. Орлова. Саратов, 2007.
15. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2005.
16. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.
17. Хоровинников А.А. О «Новой контркультуре» // Вестник СГПУ, кафедра философии, политологии и социологии. Самара: СГПУ, 2006. Вып. 2.
18. Хоровинников А.А. Об экстремизме и национализме // Вестник СГПУ, кафедра философии, политологии и социологии. Самара: СГПУ, 2005. Вып. 1.
19. Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические исследования 1998. №8.
39
[1] Тарасов А.Н. Черная кошка на красном фоне. М., 2002. С. 34.
[2] Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические исследования 1998. №8. С. 103-109.
[3] Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности. Т.1. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. С. 401-416.
[4] См., подробнее: Тарасов А. Осмысленный бунт. Самара, 2007. С. 154.
[5] См., подробнее: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2005. С. 143.
[6] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2003. С. 329.
[7] См., подробнее: Хоровинников А.А. Об экстремизме и национализме // Вестник СГПУ, кафедра философии, политологии и социологии. Самара: СГПУ, 2005. Вып. 1. – С. 93-100.
[8] См., подробнее: Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005. С. 168.
[9] Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003. С. 86.
[10] Сидоров В.Г., Сидоров А.Г., Хоровинников А.А. Молодежная субкультура и современное образование в России // Материалы открытого регионального научного форума: Межкультурный диалог и межкультурная дистанция в истории и современности. Самара, 2007. С. 97.
[11] Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры, М., 2000. С. 211.
[12] «Молодежный экстремизм» / Под ред. А. А. Козлова. Спб.,1996. С.119.
[13] Декларация о создании национал-болшевистской партии. М.:НБП, 1993. С. 4.
[14] См., подробнее: Декларация о создании национал-болшевистской партии. М.:НБП, 1993. С. 2-19.
[15] Декларация о создании национал-болшевистской партии. М.:НБП, 1993. С. 7.
[16] Социология молодежи: неформальные организации. / Под. ред. Е.А. Листвиной. Саратов, 2004. С. 99.
[17] Там же.
[18] См.: Железный марш. Апрель 2004. № 3.
[20] По данным центра социологических исследований молодежных течений «Контр-центр». Ноябрь. 2007.
[21] Никольский Д. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура. М., 2007. С. 187.
[22] Там же.
[23] См.: Философия субкультурных объединений. / Под. ред. В.А. Орлова. Саратов, 2007. С.229.
[24] Философия субкультурных объединений. / Под. ред. В.А. Орлова. Саратов, 2007. С.265.
[25] Никольский Д. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура. М., 2007. С. 188.
[26] Там же.
[27] Обобщено по результатам полевых исследований, проводившихся ЦНС и ИПП "Феникс" в сентябре 2007.
[28] Обобщено по результатам полевых исследований, проводившихся ЦНС и ИПП "Феникс" в сентябре 2007.
[29] Ла Вей А. Черная библия. Новосибирск, 2007. С. 89.
[30] Гайдуков А.В.Идеология и практика славянского неоязычества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2000. С.13.
[31] Мороз Е.В. Борцы за «Святую Русь» и защитники «Советской Родины» // Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Часть II, выпуск 1. СПб,1992. С. 68-96.