Молодёжные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие явления молодежной субкультуры. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
• раскрыть определение понятия «субкультура», отразить ее основные характеристики и условия возникновения;
• выделить факторы существования субкультуры в современных моделях молодежной общественной организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………….…5
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………………...8
3. ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что решающим фактором влияния на молодежные субкультуры, выступает система образования, как канал «целенаправленного внесения» в сознание подрастающего поколения приоритетных моральных, эстетических, духовных ценностей, составляющих содержание нормативной культуры общества. Недооценка духовно-нравственного аспекта в процессе воспитания молодого поколения, особенно в рамках государственной образовательной деятельности может привести к дезорганизации как социальной структуры, так и  общественной жизни в целом.[10] 

Исторически в российской образовательной системе сложились три уровня духовно-рационального воздействия, которые определяются начальным, средним и высшим образованием. Все уровни выполняют общественный заказ, то есть они приспосабливают к  требованиям нормативной культуры подрастающее поколение через его общеобразовательную и профессиональную подготовку, тем самым  выполняют функцию духовного формирования личности, ее воспитания.  В ходе образования личность наполняется тем идейно-нравственным содержанием, которое способно стать основой  определенной  субкультурной среды.                           

Молодежь, согласно своим интересам и миропониманию создает структуры, которые условно можно дифференцировать на несколько групп или направлений:

1.      антисоциальные (бандитские группировки, наркоманы, алкоголики и др.);

2.      альтернативные и экстремальные (байкеры, сноубордисты, серфингисты, граффитчики и др.);

3.      музыкальные (тяжелый рок, панк-рок, рэп, техно, рейв и др.);

4.      политические («скинхэды», «нацболы», «неофашисты», АКМ, «идущие вместе» и др.);

5.      просоциальные («зеленые», «экологисты», «антиглобалисты» и др.).

 

              Молодежная субкультура как социально обусловленное явление может существовать в различных формах, среди которых наиболее характерными для российской реальности являются: политическая, просоциальная и антисоциальная. Политический вид субкультуры может позиционироваться в радикально-национальный тип, «левацкие идеологии», «новую контркультуру»; просоциальный вид – в движения «зеленых» и «экологистов», балансирующих на грани законности и экстремизма.              Безусловно, в российском обществе существуют и другие варианты позиционирования молодежных движений, но осветить их многообразие в рамках одной работы достаточно проблематично. Я остановлюсь на наиболее существенных субкультурных течениях, оказывающих непосредственное влияние на развитие современной молодежи.

 

3.

 

Проводя комплексный анализ молодежных субкультур, отметим, что спецификой российской действительности является: социокультурная неоднородность страны, при которой де-факто существуют две России: Россия столиц и крупнейших городов и Россия провинции; пространственная протяженность, препятствующая коммуникации; низкий уровень доходов подавляющего большинства населения (что препятствует передвижениям и получению доступа к источникам информации); незавершенность классообразования; формирование устойчивых и воспроизводящихся социальных групп.

В развитых западных странах подобных проблем для представителей молодежных субкультур не возникало. Социальная структура там давно установилась и самовоспроизводится, существует единое социально-культурное пространство, что в случае относительно небольших стран обеспечивает быстрое возникновение и распространение молодежных субкультур по всей территории. (в случае, например, США - легкий отток представителей молодежных субкультур из патриархальных зон, скажем, Среднего Запада, в крупные города).

В отличие от мнения большинства обывателей современные молодежные субкультуры не являются аморфными и однообразными явлениями, а представляют собой активные «очаги сопротивления» современному обществу. Они представляют собой различные варианты ухода от «навязываемой» культуры (зачастую заимствованными) и не являются историческими сложившимся «очагами» субкультуры.

Говоря о классификации молодежных течений в российской действительности  необходимо отметить их неоднородность и разноплановость: явление субкультуры охватывает широкий спектр человеческой активности, а потому в современной науке существует классификационная неоднозначность.

1. Политические субкультурные объединения. В данную группу организаций относятся объединения людей, имеющих активную политическую позицию, убеждения, пропагандирующие собственную идеологию и стремящиеся к участию в социально-политической системе. Остановимся на наиболее распространенных:

А) Скинхеды. Применительно к субкультуре скинхедов в России сейчас наблюдается уникальное явление, какого не было с предыдущими молодежными субкультурами, пришедшими с Запада: у нас все еще продолжается развитие «первой волны» скинхедов, но в то же время идет активное развитие «второй волны». Поскольку эти волны находятся на разных стадиях развития субкультуры, они оказываются уже значительно отличными друг от друга. В частности, если в «первой волне» уже произошла смена поколений и в значительной степени представители этой волны являются выходцами из средних городских слоев, то «вторая волна» воспроизводит ситуацию приблизительно десятилетней давности в центрах зарождения и развития субкультуры скинхедов, то есть там основная масса скин-субкультуры составляют выходцы из более бедных социальных групп.

Длительность существования и масштаб явления в последние годы уже привели к тому, что в регионах и группах внутри одной и той же субкультуры скинхедов стали появляться различные тенденции. Скажем, в крупнейших городах и старых центрах существования скин-субкультуры наряду с изменением социального состава (то есть движением в сторону более обеспеченных слоев) обнаружилась и усиленная политизация определенных групп внутри субкультуры. В 90-е годы подобное было невозможно.

Другой тенденцией является регионализация субкультуры. Если раньше все представители субкультуры скинхедов стремились к одному образу и старательно подражали одним и тем же образцам, то в самые последние годы произошел явный отход от этого правила. Мы наблюдаем довольно заметные местные различия в субкультуре (coleur locale): облик, интересы, поведение скинхедов в Москве отличаются от Перми, с одной стороны, от Ростова-на-Дону - с другой, и, допустим, от Партизанска - с третьей.[11] Более того, возможны уже серьезные различия даже в рамках одного крупного города. Классический пример - Ростов-на-Дону, где уже сейчас наличествуют два разных подварианта субкультуры скинхедов: первый вариант - крайне политизированный, откровенно фашистский и нацеленный на борьбу не столько с представителями иных рас и национальностей, сколько с политическими и культурными врагами, и второй - откровенно полууголовный, максимально удаленный от политики и в гораздо меньшей степени, чем раньше, расистский.

Итак, можно констатировать, что скин-сообщество в России достигло такой численности и существует настолько долго, что произошло значительное усложнение его структуры при одновременной его аморфизации. Фактически под названием «Скинхеды» сейчас в России сосуществует несколько родственных, но все же различных субкультурных феноменов.[12] Заметим, что скинхеды оказались первой в России западной молодежной субкультурой, которая не вызвала инстинктивного отторжения. Поскольку Россия в настоящее время - страна сильно криминализированная, последствия такого развития событий могут быть весьма плачевными.

Б) Национал-большевики и «левые радикалы». Следует отметить, что социальная база национал-большевистской партии (НБП) это - неудовлетворенная молодежь (начиная с подросткового возраста), те парни и девушки, у кого есть национальная гордость, героические амбиции, желание подняться со дна общества к его вершинам. В программных документах написано: «Молодые рабочие не «сожженные водкой» и беразличием - наши люди. Младшие офицеры и рядовые - наша опора в армии. Мы зовем к себе всю злую, волевую, веселую, активную молодежь: анархистов, фашистов, рокеров, «бизнесменов», тоскливо сидящих в своих палатках - тоже».[13]

Это для них - радикальная символика: «Форма НБП. Желательно быть одетым в черное и стричься «под ноль» (если есть желание - оставьте еж волос над лбом). Символы НБП. Знамя - красное с белым кругом, посредине в белом кругу - крупные черные серп и молот». Важной чертой НБП, эстетизация всякого политического жеста.: если когда-то часть художественного авангарда примыкала к фашизму, то новые левые, особенно российские, сами тесно связывают себя с определенными течениями в современном искусстве. Более того, неотъемлемой частью имиджа НБП является откровенный эпатаж, что нередко сбивает с толку обозревателей.[14] «Национал-большевизм самое авангардное мировое политическое движение. Он возник на базе крайне левого и предельно нонконформистского фланга европейских национал-революционеров. Его крупнейшие идеологи русский Устрялов, немец Никиш и бельгиец Тириар.  Он объединяет все самое крайнее, что было в фашизме и в коммунизме. Это парадоксальное сочетание жесточайшей психологической дисциплины с полной духовной свободой; это глубинное слияние гиперконсерватизма с гиперреволюционностью. Он апеллирует к массам и превозносит Сверхчеловека. Он парадоксален и противоречив, как сама реальность, но при этом он единственно верен, адекватен и логичен. Национал-большевизм неизбежен, как неизбежны жизнь и смерть».[15]

Пресса НБП просто переполнена статьями, в романтическом духе описывающими всевозможных революционеров, фашистов, террористов, просто маньяков, типа сатаниста Чарльза Мэнсона.

Продолжая анализ радикально-революционного движения, отметим, что наряду с НБП, в России насчитывается более 45 организаций подобного толка. Так, существует 15-тысячный профсоюз «Студенческая защита». За последние шесть лет она дважды организовывала массовые студенческие беспорядки в Москве, один раз – в Твери, один раз – в Краснодаре. Российская mass media эти беспорядки старательно замолчала.

2. Спортивные субкультурные объединения

Футбольные фанаты. Отметим, что термин «фан-движение» может употребляться в двух смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. А, во-вторых, при обозначении общего фан-движения конкретной страны, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся. Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп (фан-групп, либо фан-группировок) и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам.[16]

Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены.[17]Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но тем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения. И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом служат специфические практики. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной футбольный клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма. Кстати, именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм.

Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов XX века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры.[18]

Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек.

Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.

Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек. Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек.[19]

Информация о работе Молодёжные субкультуры