Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:18, реферат
Целью работы является раскрытие явления молодежной субкультуры. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
• раскрыть определение понятия «субкультура», отразить ее основные характеристики и условия возникновения;
• выделить факторы существования субкультуры в современных моделях молодежной общественной организации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………….…5
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………………...8
3. ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..35
По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) около 10 тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) 6-8 тысяч, «Локомотив» (Москва) 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) 2-3 тысячи.[20]
Можно выделить три группы участников: Во-первых, hooligan’s, или футбольные хулиганы — это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в фан-группе.
Во-вторых, существуют члены фан-групп, которые имеют более низкое статусное положение. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.
В-третьих, на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства.
Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации — ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики.
Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно увеличивается на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом. Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д.
3. Философско-мистические субкультурные движения.
А) Готы. Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе она имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло. В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. В этом сказывается характерное для постмодерна чисто эстетическое, в некотором смысле потребительское, восприятие культуры в целом, театрально-ироничное обыгрывание сюжетов и образов, к которому в данном случае примешивается заимствованное у декаданса ощущение собственной порочности и неординарности.[21] Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. При изучении субкультуры готов я столкнулась с достаточно высокой степенью недостоверности материалов о готах, опубликованных в СМИ и сети Интернет.[22] Недостоверность исходила как от недоброжелателей готов, публиковавших чаще всего негативные материалы, пропущенные через призму какой-либо (обычно, околорелигиозной) идеологии, так и от недобросовестных журналистов.
Отмечу, что готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых)».[23] В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос». Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
В настоящее время можно выделить четыре самостоятельные категории готов:
1. Готы-адвенты - самая первая малочисленная волна готов, сделавшая «кальку» с западной субкультуры готов. Это уже старые готы, которые чаще всего занимаются шоу-бизнесом и оказывают слабое влияние на основной состав готов (в силу специфического про-сатанистского снобизма).
2. Хиппи-подобные готы-декаденты - клубная субкультура. Это вторая волна субкультуры, адаптированная к культурным условиям и социально-культурной специфике России. Дорогая одежда и атрибутика. Это самый многочисленный слой готов.
3. Маргинальные слои готов (про-московская субкультура готов). Состоят, прежде всего, из подростков из плохо обеспеченных слоев общества. Преимущественное нахождение на уличных тусовках. Имеется склонность к вандализму.
4. Химозники (или «херки») - фанаты окологотической ассимилированной субкультуры, возникшей вокруг группы «HIM». Относятся к низкокультурным сообществам, близким к маргинальным. Имеется склонность к вандализму.
Подчеркну, что из-за отсутствия единого движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в России еще полностью не сложилась. Используемая в качестве прототипа западная субкультура готов, при всем своем многообразии, проявляется в очень обедненном варианте. С другой стороны, формирование групп готов происходит не на пустом месте, а в составе, как минимум, восьми состоявшихся разных молодежных движений с развитой субкультурой.[24]
Кроме того, субкультура готов с самого начала имела признаки неагрессивной и интеллектуализированной. Она во многом базируется на характерном для хиппи богемном образе жизни и эстетических принципах декаданса. В этих условиях процессы, идущие в среде готов, напоминают плавильный котел, в котором с трудом формируется новая субкультура из огромного количества малосвязанных компонентов, нередко с взаимоисключающими нормами поведения.[25]Этим объясняется длительность формирования субкультуры готов. Прослеживается сильное, но опосредованное влияние субкультуры хиппи, в первую очередь, это касается эстетических и морально-этических аспектов.[26] В то же время субкультура хиппи присутствует у данного ответвления готов в урезанном варианте.
У готов, как и хиппи, присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики. Эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой и оккультной атрибутике.
Готы используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов». Однако эта атрибутика предназначена для посещения клубов и пребывать на улице в таком виде готы обычно опасаются. Одежда и поведение в стиле «унисекс» готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота. Заметной частью субкультуры является «фетиш – эстетика», взявшая внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров - бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.[27]
Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как наиболее существенное отличие своего движения от остальных молодежных субкультур. Девочки - готы часто одеваются под ведьм. Мальчики - готы чаще - под вампиров.
Б) Эмо. Философия ЭМО заявлена на одном из интернет-форумов таким образом: «Эмокиды против насилия, зла и выступают за мир во всём мире. Они не понимают многих законов этой жестокой реальности и хотят жить просто и мирно. Своим внешним видом эмокиды стремятся хоть как-то быть непохожими на остальных, показать, что они не так жестоки и лживы».
Как у всякого уважающего себя молодежного движения, у эмо есть своя музыка. Вроде бы с нее все и начиналось. И нигде эмо не цветет таким буйным цветом, как на концертах эмо-групп. Но тут тоже не все просто. Музыка, по легенде, родилась в Америке 80-х из хардкор-панка. Первыми группами, ее сыгравшими, были Rites of Spring, The Hated и Moss Icon. Отличительной чертой нового стиля стала ну очень откровенная лирика, исполняемая в вокальном диапазоне от проникновенного шепота до не менее проникновенного (но уже в барабанные перепонки) крика, чередуемая с гитарными мотивами. С другой стороны, что считается этой самой музыкой, а что нет, не могут договориться и сами эмори. Даже всеобщая истерия по поводу «Tokyo Hotel» при ближайшем рассмотрении оказывается не такой уж единодушной. Исполнители тоже не всегда могут определиться. Солист и автор текстов П.Т.В.П. Леша Никонов, например, говорит о себе как об эмо-панке, носит черную длинную челку и красит в тот же цвет ногти. Что не мешает ему щедро сдабривать лирику своих песен широким спектром русской нецензурщины и демонстративно резать вены на собственных концертах. Отчего толпа его впечатлительных эмо-фанатов не становится меньше. Наоборот! Большинство же сходится на том, что эмо-музыка сегодня - это Taking Back Sunday, Matchbook Romance, Billy Talent, My Chemical Romance, The Used, Психея и Neversmile.
Сегодня это поколение одевается в розовый и черный, смотрит на мир сквозь спадающую на глаза челку и прикидывает лучшие способы самоубийства.
Итак, узнать эмо по внешнему виду очень несложно. Перед вами будет стоять, сидеть или, что более вероятно, пребывать в иной неопределенной позе анорексичного вида подросток. Мальчик или девочка, точно сказать невозможно. У тех и других будет одинаковая прическа, макияж (подводка глаз черным карандашом при выбеленном лице - да-да, у парней тоже), ногти черного или серебристого цвета. Расставить эмо-акценты помогут черные узкие штаны и тишотки с эмо-надписями или детскими рисунками, конверсы, повязки на запястьях, пояса с металлическими нашлепками (крайний восторг - в форме черепа), очки в черной пластиковой оправе, расцветка в клеточку во всех ее проявлениях, перчатки без пальцев и большие сумки-почтальоны, а также всяческая атрибутика «Hello Kitty». Торчащий из кармана плюшевый мишка будет приятным бонусом и сливками эмо-стиля.
В) Диггеры. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов, но в неменьшей степени, как представляется, — с герильей (без политических мотивов, а лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма используется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса. Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно — не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.
Г) Фанаты «Гарри Поттера». Активность фанатов Поттера включает в себя прежде всего создание инфраструктуры, позволяющей фанатам общаться. Благодаря ей любой желающий может найти себе место в субкультуре. Сотни тысяч сайтов, связанных с темой Гарри поттеров, и миллионы поддерживаемых ими форумов; виртуальные школы Хогвартс (российская школа недавно выдала дипломы первым трем выпускникам, прошедшим двухлетний (!) курс обучения), неавторизованные переводы Поттера на языки. В рамках той же инфраструктуры фанаты поддерживают друг друга в творческих начинаниях - от писания все тех же фиков, их сбора, критики, анализа и т.д., до создания клипов из фильмов о Гарри Поттере с наложением музыки собственного сочинения и съемки любительских фильмов. «Тематическая» социальная активность нередко приводит фанатов к созданию личных отношений, уже никак не связанных с Поттером - один из крупных поттероманских сайтов имеет специальную рубрику, регулярно поздравляющую молодоженов, познакомившихся на их слетах. В «реале» устраиваются ролевые игры, игры в квиддич, тематические слеты, конкурсы двойников (не так давно очередной такой конкурс проходил в Москве) и тому подобные вещи. Совсем уж ярким примером социальной жизни сообщества поттероманов является возникновение американской музыкальной группы «Гарри и Поттеры» (Harry and the Potters), исполняющей песни вроде «Гнев Гермионы», «Спасти Джинни Уизли» и «Крестный отец».
Д)Толкиенисты Впервые толкиенисты (в дальнейшем - "толкиенутые", термин из самой субкультуры) появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно, школьники и студенты.
Считается, что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал "путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов, где каждый может стать героем.
Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д.
Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.
Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:
Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;
Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.
Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);
Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.
Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия).