Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:18, реферат
Целью работы является раскрытие явления молодежной субкультуры. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
• раскрыть определение понятия «субкультура», отразить ее основные характеристики и условия возникновения;
• выделить факторы существования субкультуры в современных моделях молодежной общественной организации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………….…5
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………………...8
3. ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..35
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………….…5
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ…………………...8
3. ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, привели к тому, что существенно изменились понятия моральных ценностей, играющих значительную роль в духовном формировании молодежи. Все более заметно проникают в сознание подрастающего поколения негативные черты окружающей действительности: сомнительные духовные ценности, тотальная социальная апатия, рост преступности, экстремизма, нравственная деградация личности. Честь, совесть, долг, доброта, любовь, уважительное отношение к людям, терпимость и взаимопонимание - этот, далеко не полный перечень тех человеческих качеств, которые стали дефицитом для нашего общества. Отмеченное делает весьма актуальным проблему культурного воздействия на современную молодежь, на ту непосредственную «среду её обитания», какой является субкультура.
В российской действительности субкультура прочно оказывает влияние на сознание рядовых граждан, которые испытывают ее воздействие. По словам руководителя московского центра социологических исследований А.Н. Тарасова (крупного специалиста по молодежным движениям) – «сегодня субкультура становится важным фактором эволюционного обновления общества, где молодежь является частью механизма культурных инноваций».[1]
Целью работы является раскрытие явления молодежной субкультуры. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
раскрыть определение понятия «субкультура», отразить ее основные характеристики и условия возникновения;
выделить факторы существования субкультуры в современных моделях молодежной общественной организации;
классифицировать основные субкультуры молодежи в России.
Объектом исследования является молодежная субкультура; предметом – причины возникновения и многообразные проявления молодежной субкультуры в современном российском обществе.
При этом, анализ литературы по данной проблеме, позволяет утверждать: 1) в науке определение понятия «субкультура» трактуется по-разному; 2) характеристики явления выделены не четко; 3) анализ субкультуры носит преимущественно культурологический характер.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ
Общеизвестно, что культура предстает как мир, который своим содержанием не только оформляется в разнообразных предметах, но и становится духовной аурой формирования человека. Поэтому, содержание любой культуры оказывается своеобразной мерой человеческого в человеке и рельефно характеризует его как общественное существо.
Для характеристики процессов, происходящих в жизни современного общества (особенно в среде молодежи), широко используется понятие «субкультура». Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей, стереотипов.[2] Субкультура отражает культурную неоднородность общества и фиксирует отличие идейных ориентаций, духовных устремлений конкретной группы людей от доминирующих стандартов.
Молодежную субкультуру в широком смысле можно рассматривать как своеобразный вариант альтернативной культуры, так как она своими идеалами и ценностями не просто отрицает сформировавшуюся культурную идентичность, но разрушает ее, заменяя новыми формами и образцами.
Субкультура (отличаясь от нормативной культуры данного общества), не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует стать доминирующей. Внутренняя градация культуры позволяет говорить не только о нормативном её представлении, но и о «подвидах» - субкультурах, которые связаны с особенностями жизненного уклада различных социальных групп. Это разнообразие включает и контркультуру, в которой ориентиры определенной субкультуры приходят в противоречие с общепринятыми её нормативными положениями. Иначе, ориентиры способны перерасти в контркультуру, когда в них намечается протест против существующих культурных норм и стремление заменить их.
Очень часто исследователями используется термин массовая культура. Она представляет собой коммерческий вид культуры, рассчитанный на огромные аудитории и получение прибыли. Отсюда её связь с современными средствами массовой коммуникации, которые представляют широкие возможности быстрого распространения информации. Кино, радио, телевидение, пресса, мобильные телефоны стали мощными средствами культурного воздействия на массы. Все эти технические каналы тиражирования элементов культуры, распространения их на миллионные аудитории становятся носителями информации, оказывающей на людей как позитивное, так и негативное воздействие.
Как показывает социальная практика, субкультуры возникают в значительной степени стихийно и нередко противостоят нормативной культуре. В результате появляется проблема соотнесенности молодежных субкультур с нормативной формой культуры, которая олицетворяется со всей системой образования и воспитания в данном обществе. Субкультура как социальный феномен, характеризуется многочисленными аспектами, которые по-разному отражают и взаимодействуют с общественной культурой как целостностью. При этом формирование субкультуры – это объективный процесс, конструированием которого занимаются индивиды, не имеющие фиксированного социального статуса, то есть именно молодые люди.
В связи с этим обстоятельством становится понятным факт увеличения анти-культурных проявлений молодежи: рост преступлений, возрастание насилия, его ужесточение и профессионализация. Как показывают факты социальной жизни, за последнее время от элементарных посягательств на собственность молодые преступники все чаще переходят к заказным убийствам, экстремизму, активнее используют оружие и взрывные устройства. Подтверждением тому служит активизация насильственной преступности среди молодежи на всем постсоветском пространстве. Психологами выделено несколько групп факторов агрессивного анти-нормативного поведения молодежи: биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, роль средств массовой коммуникации.[3] Думается, помимо этих факторов, можно указать и другие причины, порождающие эти угрозы: 1) постоянный рост экономического неравенства; 2) социальные и национальные противоречия; 3) несовершенство законодательной базы; 4) слабое функционирование правоохранительной системы; 5) неэффективность прежних ценностных идеалов при отсутствии новых.
В российской действительности с учетом ее специфики, помимо указанных причин, следует выделить - отсутствие в стране условий, стимулов и культурных навыков для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и таланта. Это ведет к разочарованию существенной части населения в эффективности законных способов обретения социальных благ, росту социального недовольства, временно носящего сравнительно неорганизованные формы, созданию собственного «виртуального пространства» (коим и является субкультура) а в целом – к угрозам национальной безопасности всего российского общества.
Подчеркну, что в России основаниями молодежной субкультуры и агрессии прежде всего являются социально-политические факторы:
1) кризис социально-политической и экономической системы;
2) социокультурный дефицит и криминализация массовый культуры;
3) распространение социальных проявлений «ухода от жизни»;
4) отсутствие альтернативных форм проведения досуга;
5) кризис школьного и семейного воспитания.
Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми сталкивается молодежь, лежит в сфере конфликтных отношений в семье и в отношениях со сверстниками.[4] Большую роль здесь могут играть личностные факторы, такие, как: 1) искажение понятий индивидуально-культурных ценностей; 2) «нездоровая» среда общения; 3) преобладание досуговых ориентаций над социально полезными; 4) неадекватное восприятие педагогических воздействий; 5) отсутствие жизненных планов.
Вследствие этого часть молодого поколения «погружается» в мир криминальных отношений, а другая пытается изолироваться от него, создавая альтернативные образцы культуры. В целом для молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, в котором преобладают чувства опасности и безразличия к происходящим вокруг криминогенным процессам, что, в свою очередь, создает «группу социального риска».
Таким образом, молодежная субкультура – это сложный социально-психологический и культурный феномен, основанный на инфантильности сознания, обладающий общностью мировосприятия, стиля, образа жизни, групповых норм, ценностей и стереотипов.
2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ
Следует обратить внимание, что в современную эпоху явление субкультуры становится все более заметным элементом общественной жизни.
На наш взгляд, появлению субкультуры в современном обществе могут способствовать условия его существования и развития, а также противоречия, возникающие в различных его сферах. Тенденции развития отдельного человека и общества в сфере культуры, политики, экономики приводят к воздействию на личность противоречивых явлений, а также такого исторически сформированного явления, как процесс отчуждения.[5] Среди факторов, определяющих формирование субкультуры в современном обществе следует выделить:
1. Экономические, возникающие в результате противоречий в экономической сфере с момента установления капиталистических отношений вследствие индустриальной революции. Современное индустриальное общество – общество господствующего отчуждения является наиболее благодатной основой агрессии и анти-культуры. Человек испытывает постоянное давление со стороны созданных им гигантов, что не может не приводить к чувству депрессии, подавленности и, как отмечал Э. Фромм, к чувству «социальной скуки».[6] Данное чувство можно рассматривать как недостаток продуктивности: человеку для его преодоления необходимы так называемые «активизирующие стимулы». Такими стимулами, зачастую, являются: телеэкран, автомобиль, вечеринки, встречи с друзьями, выпивка - все то, что является «характерными досуговыми развлечениями современной молодежи»[7].
Особо опасным следствием такого состояния выступают насилие и разрушение. Часто данные явления проявляются в пассивной форме, когда человеку, пытающемуся занять свое свободное время, нравится узнавать о преступлениях, катастрофах, смотреть жестокие кровавые сцены, которыми нас «пичкает» пресса и телевидение. Но пассивное удовольствие от жестких сцен ведет к активным насильственным действиям.
2. Социальные предпосылки затрагивают не только суть социальной структуры общества, но и непосредственным образом связаны с сознанием человека. В современной действительности они связаны с философской категорией отчуждения. Наиболее точно это состояние охарактеризовал Э. Фромм: «Отношение современного человека к окружающим его индивидам, объединенным в различные социальные образования, представляют собой отношения некоторых абстракций, использующих друг друга живых машин, где каждый индивид служит некоторым товаром для всех остальных».[8] С этим высказыванием невозможно не согласиться, ибо отчуждение между людьми ведет к утрате всеобщих и социальных уз.
Общественные проблемы в современном обществе не воспринимаются как личностные реалии, а, следовательно, не вызывают тревоги, несмотря на значительную долю проявляемой нетерпимости. В этом отношении субкультуру как самостоятельное явление правомерно отнести к социальному отчуждению. В таких условиях при попытке осмыслить «Кто я? Какой я?» подросток практически не имеет в своем сознании моральных установок. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость человека (особенно молодежи) умело может быть использована элитами в борьбе за власть (примером тому служит так называемые движения «бритоголовых» и национал-большевиков). Отчуждение формирует патологическую неудовлетворенность социальной реальностью, проявляющуюся в различных вариантах активности, в том числе в субкультурной идеологии и экстремистской деятельности.
3. Общекультурные предпосылки затрагивают деятельность человека, направленную на создание оптимальных условий своего существования.
В современной культуре человек практически не преступает границ царства им самим же созданных условностей и вещей и не выходит за пределы обыденности. Достижения и неудачи современного общества лишили культуру ее прежнего значения: происходящее в современной реальности – это не вырождение высокой культуры, а ее непосредственное опровержение действительностью.[9]
Таким образом, субкультуру в современной социальной реальности можно считать особой формой отчуждения от общепринятых норм и ценностей. Основаниями этого явления здесь могут выступать: 1) отчуждение, охватывающее сферы жизнедеятельности; 2) строго алгоритмизированный темп жизни; 3) состояние «социальной скуки»; 4) невозможность реализации потребностей человека в творчестве; 5) дезорганизация традиционных образцов культуры.