Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:17, курсовая работа
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
Введение 3
1 Прогноз численности выпускников 5
2 Статистика 8
3 Проблемы и решения 11
3.1 Рекрутинг 11
3.2 Обустройство, адаптация, интеграция 13
3.3 После получения диплома 17
4 Законодательство 20
5 Потенциал 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Многие исследования причин миграции, проведенные в нашей стране в разные годы, показали, что устойчивым фактором, влияющим на миграционную подвижность населения, является наличие жилья. Институт прописки, высокие цены на недвижимость, недоступность для иногороднего молодого человека или девушки приобретения или аренды квартир в крупных городах, заставляют их возвращаться в родные места, несмотря на отсутствие определенных перспектив в отношении работы и, тем более, зарплаты. Этим обстоятельством определяется и относительно высокий процент респондентов, назвавших причиной возвращения на родину наличие жилья. Возможность найти интересную работу или расчет на хорошую зарплату среди таких потенциальных «возвращенцев» почти втрое ниже, чем в среднем по выборке.
Среди потенциальных эмигрантов за рубеж высок удельный вес назвавших причины, связанные с карьерой, - учебу, возможность получения интересной работы и хорошей зарплаты (соответственно 18,4%, 27,2% и 27,2% против 6,7%, 20,6% и 17,2% в среднем по выборке).
Иногородние студенты также оценивали возможную заработную плату, на которую они могли бы рассчитывать в случае возвращения на родину. В среднем возможная зарплата в родном городе (населенном пункте) по оценкам иногородних студентов была в три раза меньшей, чем в городе, где располагался вуз. В интервью многие иногородние студенты отмечали, что хотят остаться жить в том же городе, где они учились несколько лет, в первую очередь из-за разнообразия видов деятельности и жизненных перспектив, связанные далеко не в первую очередь с более высоким заработком. Часто при этом также отмечалось, что содержание работы не играет большой роли. Однако экономическая сторона вопроса оказалась весьма важной, поскольку респонденты достаточно ясно оценивают перспективы материального благополучия в случае возвращения домой и в случае закрепления в городе, где они учились.
В
городе, где находится вуз, возможности
трудоустройства считают
Рисунок 1. Оценка перспектив трудоустройства по специальности иногородними студентами, намеревающимися по окончании вуза остаться в городе, в котором учились (%)
Эмиграционные намерения российских студентов сильно преувеличены.
В российских СМИ довольно широко распространено представление о массовом стремлении молодежи уехать из России, о том, что российские вузы готовят кадры на экспорт, или что, при возможности, большинство выпускников российской высшей школы уехали бы за рубеж. Под влиянием подобного рода алармистских представлений среди политиков высокого уровня уже появилось, и было высказано мнение, что государство не должно бесплатно учить студентов, намеревающихся работать за рубежом, что следует ввести плату за «вывоз» молодых специалистов за рубеж или с самого кандидата на выезд, или с потенциального работодателя.
Можно предположить различные последствия подобных решений, если они будут приняты, и едва ли они будут положительными. С одной стороны, расплатившись с государством, молодой специалист вряд ли будет испытывать какие-либо ностальгические чувства и желание вернуться на родину. С другой же стороны, «платные» выпускники российских вузов окажутся не в состоянии конкурировать на международном рынке труда, к примеру, с «бесплатными» китайскими или индийскими выпускниками, а как показывают тенденции последних лет, потенциал интеллектуальной миграции в этих странах очень высок, и по качеству их специалисты не уступают нашим. Возможны и другие нежелательные последствия, не все из которых можно сейчас предвидеть.
Между тем, жесткость предлагаемых мер едва ли оправдывается реальной ситуацией. Предпринятые обследование и интервью со студентами, скорее, опровергают миф о повальном стремлении наших молодых сограждан уехать за границу, нежели подтверждают его.
Обследование выявляло отношение респондентов к вероятности их выезда за границу, в том числе на временную работу или учебу. Наиболее стабильно и не расположено к эмиграции население провинциальных городов - с уменьшением размера города неуклонно возрастает удельный вес тех, кто полагает, что выезд за рубеж маловероятен, или что при любых обстоятельствах они будут жить и работать в России (рис. 2). В Москве эта группа респондентов составила около 45%, а в Смоленске - почти 70% выборки.
Наиболее
сложен для интерпретации ответ
«Предпринимаю шаги к отъезду или задумываюсь
об отъезде». Доля респондентов, выбравших
эти варианты, в Москве (36%), Санкт-Петербурге
(31%) и Екатеринбурге (31%) достаточно высока;
в Уфе -16%, в Смоленске - всего 10%. На наш
взгляд, относить этих людей к потенциальным
мигрантам преждевременно. Очень часто
задумываться о переезде можно всю жизнь,
но никогда его так и не осуществить. Студенты
достаточно объективно оценивают реальные
перспективы отъезда за границу - весьма
серьезного и для многих - травмирующего
шага, связанного с необходимостью хорошо
знать иностранный язык, располагать известной
суммой денег, хорошим здоровьем, быть
готовым к преодолению трудностей адаптационного
периода и разлуки с привычной средой
и окружением на родине и т.д. Поэтому,
с достаточной степенью уверенности к
потенциальным мигрантам можно отнести
только тех, кто ответил, что уезжает точно
или что решение об этом в принципе принято,
- то есть, не более 6-7% опрошенных.
Рисунок
2. Распределение ответа на вопрос «Как
Вы сами относитесь к вероятности Вашего
отъезда за границу?»
Говоря
о видах (условиях) выезда за рубеж
студенты высказали мнение, что наиболее
предпочтительным вариантом была бы
работа по долгосрочному контракту
(рис. 3), хотя многие студенты отмечали
сразу несколько вариантов
Рисунок
3. Рейтинг видов миграции за границу
По оценкам мнений респондентов относительно распространения установок на миграцию за рубеж среди знакомых и окружающих, выезд на постоянное место жительства не является желанием многих, и напротив, достаточно распространено среди окружающих желание выехать за рубеж на время - поработать или поучиться.
Имеются значительные различия в оценке масштабов потенциальной миграции самими потенциальными мигрантами и остальными респондентами. По представлениям будущих мигрантов, желание уехать за рубеж распространено среди знакомых и друзей намного шире, чем думают об этом остальные респонденты (рис. 4 и 5). Нет оснований полагать, что потенциальные мигранты существуют в какой-то иной, замкнутой среде и общаются только с «себе подобными», скорее всего, в данном случае эти люди как бы проецируют свою собственную позицию на окружающих.
Рисунок 4. Многие ли из Ваших знакомых хотели бы уехать работать или учиться за рубеж?
Рисунок 5. Многие ли из Ваших знакомых хотели бы уехать за рубеж на ПМЖ?
Говоря о перспективах эмиграции выпускников российских вузов, логично поставить вопрос о том, в какой мере российская система высшего образования может влиять на «приток умов» из-за рубежа. Ведь привлечение в Россию молодой интеллигенции из стран СНГ и Балтии уже обозначено как одна из целей российской иммиграционной политики.
Можно
отметить, что международная уцчебная
миграции в России развита относительно
слабо. По данным официальной статистики
ежегодно несколько тысяч студентов
прибывают в Россию из стран ближнего
зарубежья, причем, к сожалению, этот поток
постоянно сокращается. Доля зарубежных
мигрантов среди всех, сменивших место
жительства в связи с учебой, сократилась
вдвое с 5,5% до 2,7%. С 2005 по 2009 год абсолютное
число прибывших из-за рубежа на учебу
сократилось с 17 до 4,7 тысячи человек в
год. Не будем забывать, что на эти показатели
могут влиять постоянные изменения в системе
регистрации и учета иностранных мигрантов
в России, но общая тенденция представляется
правдоподобной.
Таблица 4. Численность мигрантов из зарубежных стран в потоке сменивших место жительства в связи с учебой (мигранты в возрасте 16 лет и старше)14
|
В наибольшей степени уменьшился поток мигрантов из стран СНГ, поток студентов из стран дальнего зарубежья также сократился в абсолютных числах, хотя удельный вес этой совокупности сократился не столь существенно - с 0,6% до 0,5% всего потока учебных мигрантов, зарегистрированных в России.
В какой степени эта категория молодежи может рассматриваться как ресурс для пополнения населения России, причем его наиболее образованной части? В обследовании среди студентов, выразивших намерение уехать из России по окончании обучения, были и иностранные граждане. Всего в выборке приняли участие 44 иностранных студента (за исключением шести человек - граждане стран СНГ и Балтии). В подавляющем большинстве они намеревались остаться в России. Только 13 из 44 иностранных студентов ответили, что собираются уехать из нашей страны. Русскоязычная молодежь ближнего зарубежья, получающая высшее образование в России хочет и должна иметь возможность остаться здесь на тех или иных законных основаниях.
Экономические перспективы России - основной фактор выезда молодежи за рубеж?
Потенциальные
эмигранты за рубеж намного более
пессимистично оценивают и
Рисунок 6. Оценка перспектив экономической ситуации в России всеми респондентами и потенциальными мигрантами за рубеж
То же и относительно перспективы развития экономики: серьезные ухудшения в экономической ситуации в будущем ожидают 14% потенциальных эмигрантов и 4% всей выборки. Иными словами, ожидание неблагоприятной перспективы является мощным фактором, выталкивающим молодых людей за границу.
Рисунок 7. Оценка перспектив экономической ситуации в России всеми респондентами и потенциальными мигрантами за рубеж
Совершенствование государственной миграционной политики, тесная увязка ее с насущными задачами социально-экономического развития страны, пристальное и каждодневное внимание к проблемам миграции – эти вопросы были определены Президентом Российской Федерации как чрезвычайно важные[43].
В условиях повышенного внимания к проблеме миграции со стороны Президента России, органов государственной власти, правозащитных организаций в новом правовом поле, сформировавшемся после вступления в силу нового миграционного законодательства, сложилась и полноценно функционирует централизованная система территориальных органов ФМС России. На нее возложены функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию миграционной политики. На основе соглашений ФМС России взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Среди основных задач, стоящих перед органами государственного управления в сфере миграционной политики[44], руководитель этой службы К.О. Ромодановский выделил следующие: