Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:17, курсовая работа
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
Введение 3
1 Прогноз численности выпускников 5
2 Статистика 8
3 Проблемы и решения 11
3.1 Рекрутинг 11
3.2 Обустройство, адаптация, интеграция 13
3.3 После получения диплома 17
4 Законодательство 20
5 Потенциал 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Этого крайне мало для обустройства канала образовательной миграции.
Ведь в законодательстве пока отсутствует само это понятие. Образовательная миграция в правовом поле смешивается с другими миграционными потоками, что затрудняет решение ряда ключевых проблем в этой сфере. Первым примером выделения именно образовательного канала может служить уже упомянутые поправки в Государственную программу, которые разрабатываются в настоящее время. Так для целей Государственной программы предусматривается, что учащийся - участник Государственной программы, обучающийся в учебном заведении за пределами Российской Федерации по образовательным программам Российской Федерации, либо в учреждении профессионального образования Российской Федерации либо получающий послевузовское профессиональное образование на территории Российской Федерации. Для этой категории участников Государственной программы предусматривается особые условия участия, преференции и поддержка, отличные от других категорий переселенцев.
Остается добавить, что в 2008-м наконец-то увеличили количество бюджетных мест для иностранных граждан и соотечественников, обучающихся в вузах и ссузах. С 2003 г. квота составляла 7000 человек, с 1 января 2009 г. Она увеличивается до 10 тысяч10.
Это почти 10% от числа всех иностранцев, обучающихся в вузах страны на очных отделениях. Процедура определения квоты для каждой конкретной страны скрыта от глаз экспертов. Однако, учитывая рост числа студентов из стран СНГ, а также то, что именно эта категория обучающихся настроена на дальнейшую жизнь в России, хотелось бы надеяться, что 3 тысячи дополнительных мест займут будущие граждане, в которых Россия так нуждается.
Для выстраивания политики в области экспорта образования, необходимо оценить, каков потенциал учебной миграции.
На рисунке 3 показана динамика изменения числа первоклассников в школах стран СНГ. Это - потенциальные будущие абитуриенты наших вузов.
Но за этот потенциал надо бороться. Рисунок 4 демонстрирует, как менялась доля тех, кто предпочел для получения высшего образования российские вузы.
Безусловно,
престиж наших учебных заведений на пост-советском
пространстве пока велик, но если не предпринимать
серьезных усилий, мы потеряем это поток,
в первую очередь из таких стран как Казахстан
и Украина.
Рис.
3 Численность первоклассников в дневных
общеобразовательных школах стран СНГ11
Рисунок 4
Доля обучающихся в Российской Федерации от общего числа студентов в странах СНГ12
Что дает образовательная миграция ?
Миграция с целью получить образование должна занять достойное место во входящем потоке по целому ряду причин. Экспорт образования позволяет стране:
Иногородние студенты - сколько их и откуда они?
В среднем, доля иногородних среди студентов, прошедших обследование, составила 42% (табл. 1). Однако в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге мигранты составили всего около 30% совокупности. Доля иногородних студентов повышалась по мере того, как уменьшалась величина города, в котором проходило обследование. Отчасти это можно объяснить тем, что уровень подготовки молодежи из провинции часто отстает от требований, предъявляемых при поступлении к абитуриентам в вузах крупнейших городов. Кроме того, часто лимитирующим фактором является количество мест в общежитиях, что ставит иногородних студентов в еще более сложное положение при поступлении в вуз.
Таблица 1. Распределение студентов по местам выхода (%)
|
Среди
иногородних студентов, приехавших
в Москву и Петербург, значительно
выше доля тех, кто прежде проживал
в крупных городах. В Смоленске,
Екатеринбурге и Уфе
Особенно велики различия между городами по доле студентов, прибывших из средних городов с населением от 100 до 500 тыс. человек. В Москве и Петербурге они составили 10-12% прибывших, в то время как в провинциальных городах этот показатель колебался в пределах 1,2-2,4%13.
Чем меньше по величине город, тем больший удельный вес среди учебных мигрантов составляли лица, приехавшие из области того же города. Доля студентов, прибывших из «своей» области, среди иногородних студентов в Москве составила 33%, в Санкт-Петербурге - 27%, тогда как в остальных городах варьировала от 75% в Уфе до 91% в Смоленске. Иными словами, провинциальные вузы в значительно большей степени обслуживают население своего региона, тогда как столичные учреждения высшего образования, как и должно быть, притягивают студентов из всех регионов страны.
Учебная миграция - на время или навсегда?
Подавляющее большинство выпускников, в том числе - иногородних студентов, намерены остаться в том городе, где проходило обучение (табл. 2).
При этом в провинциальных городах студенты в целом показывают большую склонность сменить место жительства по окончании обучения, чем студенты в столицах. Особенно явно установки на последующую миграцию проявляются в совокупности иногородних студентов. Если в Москве и Петербурге определенное намерение остаться в городе высказали от 65% до 71% иногородних студентов, то в провинции доля таких респондентов не превышала 45% на момент опроса.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Где Вы собираетесь жить по окончании обучения в вузе?»
|
И напротив, процент студентов, которые определенно намеревались совершить повторный переезд (в том числе - вернуться домой), составила в Москве и Петербурге около 20%, а в провинции - около 30%. В провинциальных городах была очень высокой доля иногородних студентов, на момент опроса затруднившихся дать определенный ответ. Почти четверть респондентов не смогли сказать о том, где собираются жить по окончании института. Видимо, большая часть из них вернется туда, откуда они прибыли на учебу, а другая, значительная по численности часть, скорее всего, останется в городе, где расположен вуз. В этой связи можно предположить, что в итоге, доля иногородних студентов, оставшихся в городе, где проходила учеба, составит не менее 65%.
«Не-мигранты» или местные студенты в 74% случае определенно указывали, что по окончании вуза они планируют остаться в том же городе, где проживали и учились. Чем меньше по величине был город, тем выше в нем был процент местных студентов, намеревающихся из этого города уехать, окончив институт. В крупных городах местные студенты значительно чаще планируют никуда не переезжать, а в провинции напротив, доля студентов, постоянно проживающих в городе, но собирающихся сменить место жительства, очень высока. Особенно отчетливо это проявилось в Смоленске, где около 16% респондентов намерены переехать в другие города или населенные пункты России. В Уфе удельный вес таких студентов составил около 6% при среднем показателе - 3,1%. Зато в Москве и Петербурге этот показатель крайне низок - 0,3% и 0,5% соответственно.
Иногородние студенты более мобильны в отношении потенциальной миграции по сравнению с «местными» студентами. Значительно чаще они собираются проживать в другом городе или регионе России. Удельный вес потенциальных повторных мигрантов (собиравшихся совершить переезд в пределах России) увеличивался по мере уменьшения города. В Москве только 1,8% иногородних студентов ответили, что собираются определенно уехать в другое место в пределах РФ, тогда как в Смоленске и Уфе - более 11%.
Возвратную миграцию планировали не более 12% иногородних студентов. В действительности часть иногородних студентов из числа тех, кто на момент обследования не принял никакого определенного решения относительно будущего места жительства, вполне могут впоследствии вернуться на родину, не найдя для себя иного варианта. Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство студентов сельскохозяйственных вузов, для которых возможности занятости в городе достаточно сужены, также намерены остаться в городах, где проходило обучение.
Мотивы выбора места жительства
Распределение ответов на вопрос «Почему Вы выбрали именно это место для будущего жительства» показало, что первую позицию в рейтинге причин занимает вариант «Это мой родной город (населенный пункт)». Причины, связанные с потенциальной занятостью и зарплатой также оказались среди лидирующих, причем возможность получить интересную работу часто была более значимой, чем вероятность получения высокой заработной платы. В табл. 3 приводятся распределения ответов на вопрос о причинах выбора места будущего жительства среди разных групп респондентов, в зависимости от их миграционных установок.
Таблица 3. Обоснование выбора места жительства студентов с разными миграционными установками (% ответов)
|