Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:17, курсовая работа
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
Введение 3
1 Прогноз численности выпускников 5
2 Статистика 8
3 Проблемы и решения 11
3.1 Рекрутинг 11
3.2 Обустройство, адаптация, интеграция 13
3.3 После получения диплома 17
4 Законодательство 20
5 Потенциал 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Оглавление
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться.
Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней различных представителей политических и экономических кругов и общественности.
Учебная миграция на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших каналов территориального перераспределения населения сначала - в СССР, а теперь и в России. В условиях и системы прописки, существовавшей с 1930-х по 1995 годы, и регистрации (с 1996 года) переезд на учебу был и до сих пор остается одним из самых надежных способов получить право проживать в городе (часто - крупном), а потом, возможно, и остаться там.
С начала 1990-х годов коренные изменения в миграционных процессах выразились также в усилении международного миграционного обмена, в том числе - студенческого.
Миграция выпускников высших учебных заведений рассматривается, как правило, либо в рамках трудовой миграции в целом, либо оценивается отдельный сегмент миграции (в частности, эмиграционные намерения). Что происходит с бывшими учебными мигрантами по окончании обучения или в случае его прерывания, возвращаются ли они в регионы, откуда приехали, мигрируют ли в другие места, каково соотношение остающихся в месте получения образования студентов и мигрирующих - эти вопросы практически никогда не исследовались.
С целью выявления миграционных установок выпускников российских вузов - уже имевших опыт самостоятельной миграции и студентов - постоянных жителей городов, где расположен вуз, Центр изучения проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова провел масштабное анкетное обследование студентов, оканчивающих обучение в 2010 году1.
Задача исследования состояла в выявлении круга факторов, определяющих миграционные намерения студентов, в анкету были включены блоки вопросов, определяющие круг этих факторов и помогающие понять механизм принятия студентами решения о миграции.
Цель курсовой работы – изучить мотивы, истоки и современное состояние учебной миграции из стран СНГ в РФ.
Исходя из поставленной цели, были решены следующие задачи:
Бесстрастные цифры демографических расчетов показывают, что сегодня в России происходит резкое снижение числа детей-выпускников средних школ - основного контингента поступающих в вузы. И это на фоне того, что уже несколько лет число поступающих в вузы превышает число выпускников школ.
Сегодня
перед системой высшего образования встает
вопрос, что делать вузам в ситуации демографического
сжатия? В ситуации, когда предложение
на рынке высшего образования отрывается
от спроса? И этот отрыв обусловлен не
качественными, а именно количественными
параметрами. Другими словами, в самой
России в скором времени физически не
окажется достаточного количества абитуриентов,
чтобы наполнить вузы.
Рис. 1 Прогноз численности выпускников 11 классов общеобразовательных школ
Российской
Федерации2
Возможно, эти вопросы не так остро стоят для московских и питерских вузов, как для вузов региональных, но это общая проблема и решать ее надо на государственном уровне. Региональные вузы сегодня вступают в конкуренцию за абитуриентов, понимая, что только качественный и полноценный набор может: (1) обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов; (2) не дать девальвироваться диплому; (3) поднять престиж вуза. Все это, в свою очередь, играет на дальнейшее усиление его конкурентоспособности как на национальном, так и на международном рынке образовательных услуг. В ситуации демографического сжатия особую значимость приобретает привлечение иностранных студентов.
Можно без преувеличения сказать, что в 2007-2009 гг. образовательная миграция прочно заняла в миграционном потоке третье по значимости место после трудовой миграции и переселения соотечественников. Проводятся несколько крупных исследований (Фондом Наследие Евразии, МИОНом, Центром миграционных исследований, ГУ-ВШЭ, РУДН), чего не было уже несколько лет; выходит несколько книг А.Л. Арефьева, в том числе
Российские
вузы на международном рынке
Что особенно примечательно, - обсуждение темы впервые выносится на заседания общественного (III кв. 2008 г.) и научного (I кв. 2009 г.) советов ФМС. Пока миграционная служба не слишком вникает в проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, приезжающие на учебу, но уже есть понимание и готовность обсуждать специфику именно образовательного миграционного потока.
В 2008-м наконец-то увеличили количество бюджетных мест для иностранных граждан и соотечественников, обучающихся в вузах и ссузах. С 2003 г. квота составляла 7000 человек, с 1 января 2009 г. она увеличилась до 10 тысяч3.
Свой вклад в привлечении внимания к приезжающим на учебу внесла Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Новосибирская область, будучи пилотным регионом, основной контингент привлекаемых в регион соотечественников видела как студентов, которые окончив вузы города, оставались бы работать в технопарках, развитие которых способствовало бы экономическому развитию региона по инновационному сценарию. Представители области не раз пытались Это почти 10% от числа всех иностранцев, обучающихся в вузах страны на очных отделениях. Для соотечественников, проживающих за рубежом из этого количества предусмотрено две с лишним тысячи мест. Это в два раза больше, чем было до 2009 г. согласовать региональную программу именно в таком аспекте, но, к сожалению, у них не получалось, так как госпрограмма видит только наемных работников, но никак не студентов. В настоящее время разрабатываются поправки в Государственную программу, которые дадут возможность стать ее участниками тем, кто учится в российских вузах и ссузах, пишет кандидатские и докторские. Т.е. тем, кто обладает необходимым стране интеллектуальным потенциалом.
Дать точную оценку числа иностранных студентов, особенно из стран СНГ, остается делом затруднительным. Учетные органы включают в общее число студентов иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, при этом из данных в таблицах с названиями численность студентов из стран СНГ или численность студентов по странам проживания невозможно вычленить граждан России, прибывших на учебу из этих стран.
Путаницу вносят и различия в принципах подсчета студентов, обучающихся в вузах разной формы собственности. Деление в официальных справочниках может быть произведено на:
Таким образом, расхождения в данных, приводимых в разных статистических сборниках, оказываются весьма существенными. Ниже приведены данные статистического сборника Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФ, ежегодно издаваемого Федеральным агентством по образованию.
Надо отметить, что в последние годы все больше вузов старается привлечь иностранных студентов. И хотя в большинстве региональных учебных заведениях число иностранцев не превышает нескольких десятков, налицо тенденция к увеличению образовательного потока.
Сегодня иностранцы едут в Россию действительно получать образование.
Ушли в прошлое случаи массовой регистрации в качестве студентов граждан Китая и Кореи, стремящихся получить в России легальный статус. Во-первых, строже стали учет и контроль учебной иммиграции; во-вторых, сегодня легальный статус можно приобрести дешевле: система виз позволяет оставаться в РФ длительное время, в то время как образование дорожает. Соотношение цены и качества российского образования является сегодня привлекательным для потенциальных студентов из ряда стран, в первую очередь СНГ и Азии4.
Таблица 1
Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах, человек5
Рис. 2 Численность
вызов, принимающих на обучение иностранных
студентов6
Самим вузам сложно решить все проблемы, связанные с функционированием канала образовательной миграции. Здесь должны принимать участие еще, как минимум, два субъекта - региональные власти и местный бизнес.
Вузы, заинтересованные в наборе иностранных учащихся, активно используют такие инструменты как различные рекламные кампании, ярмарки образовательных услуг, создание центров подготовки учащихся.
Вузы, ориентированы на старших школьников из СНГ и на получивших базовое среднее образование из дальнего зарубежья организуют выездные приемные комиссии. Их привлекательность для абитуриентов заключается в снижении расходов и рисков, связанных с поездкой в другую страну. Вузы же при этом имеют возможность отобрать лучших. Например, Московский авиационно-технологический институт уже 14 лет проводит набор студентов из выпускников средних школ Приднестровья и Крыма.
К механизмам, используемым для рекрутинга можно отнести также: (1) проведение летних образовательных школ, обучающих курсов, (2) проведение различных олимпиад, конкурсов, соревнований как за рубежом, так и на территории РФ. Например, большой популярностью пользуются летние школы Санкт-Петербургской академии театрального искусства. А Государственный институт русского языка имени Пушкина регулярно проводит международную олимпиаду школьников по русскому языку. Победителям олимпиады Правительство Москвы предоставило право поступить в течение трех лет (до следующей олимпиады) в любой вуз без экзаменов.
Зачастую, вузы проводят набор иностранных студентов, особенно в странах СНГ, не обращаясь к властным структурам. Однако, анализ источников информации о возможности поступления в российские вузы показывает, что потенциальные абитуриенты в других странах получают такую информацию преимущественно от родственников и знакомых или через интернет.
Региональные власти должны принимать активное участие в информационных и рекламных кампаниях вузов на территории других стран: публикации в местных СМИ, рекламные ролики, распространение буклетов, помощь в организации подготовительных курсов при различных местных НПО, ориентированных на работу с желающими получить образование в России.
Что касается бизнес-структур, то в обучении иностранцев заинтересованы в первую очередь те, которые имеют предприятия, филиалы или представительства за рубежом. Привлечение местной молодежи в российские вузы по целевым контрактам, дает возможность решать, по крайней мере, две важных задачи: (1) получить необходимых специалистов (которые так или иначе будут полезны России вне зависимости от того, уедут ли они домой работать на российском предприятии положенные по контракту лет или останутся в России) и (2) повлиять на образовательную политику вуза, приблизив ее к запросам реальной экономики.