Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:17, курсовая работа
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
Введение 3
1 Прогноз численности выпускников 5
2 Статистика 8
3 Проблемы и решения 11
3.1 Рекрутинг 11
3.2 Обустройство, адаптация, интеграция 13
3.3 После получения диплома 17
4 Законодательство 20
5 Потенциал 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Отдельно стоит сказать о бизнесе, связанном непосредственно с рекрутингом, т.е. о привлечении студентов фирмами-посредниками. В отличие от вузов, осуществляющих набор иностранных студентов для себя, коммерческие специализированные структуры осуществляют набор учащихся для обучения в различных вузах и ссузах на всей территории РФ. Как пример можно привести Санкт-Петербургский Российско-арабский центр по университетским услугам (RACUS), созданный в постперестроечный период из государственной организации. RACUS с 1995 года самостоятельно подбирает иностранную молодежь для российских вузов. Работает обычно с азиатскими и африканскими странами - Ливия, Иордания, Сирия, Китай, Тунис, Марокко, Замбия и др., - но имеет контакты в Южной Америке и даже в Западной Европе, в частности со Швейцарией. RACUS проводит выставки-ярмарки образовательных услуг более чем в 30 странах. Имеет договоры с 24 вузами страны, в основном в Санкт-Петербурге. Услугами компании пользуются Академия сельского хозяйства им.Тимирязева, а так же университеты Владимира, Новгорода, Саратова. Ежегодный прием в этих вузах - от нескольких человек до нескольких десятков иностранных студентов.
Региональные власти и местный бизнес при определенных условиях могут помогать вузу в оплате услуг рекрутинговых компаний.
Само по себе обучение в российском вузе является мощным механизмом социокультурной адаптации и интеграции. Выпускник вуза - это человек, полностью адаптированный к жизни в российских условиях, встроенный в социум и, зачастую, в рынок труда. Именно эти обстоятельства дают основания рекомендовать региональным вузам планировать наращивание своего иностранного контингента. Однако для реализации таких планов мало обладать хорошей учебной базой и профессорско-преподавательским составом. Для привлечения учащихся большое значение имеет выстраивание молодежной инфраструктуры. Для иностранных студентов особенно важны условия, в которых они будут проживать: будет ли им тепло в холодной России, смогут ли они привычно питаться, будут ли развлечения, не противоречащие их культурным ценностям. Более того, именно отсутствие общежитий является для многих вузов, как столичных, так и региональных, тормозом при осуществлении планов наращивания иностранного контингента.
Лишь несколько крупных вузов страны могут похвастаться полноценными студгородками (оставшимися, как правило, от советского времени), включающими, кроме собственно череды студенческих общежитий, все инфраструктурные элементы жизнеобеспечения: столовые, кафе, ресторанчики, пункты бытового обслуживания, поликлиники, профилактории, спортзалы, дискотеки, магазины и т.п.
Например, Российский университет дружбы народов располагает своим студенческим городком, состоящим из 10 студенческих общежитий. Кроме общежитий на территории городка расположена разветвленная система бытового обслуживания - прачечные, камеры хранения, кафе различных национальных кухонь, интернет-кафе.
Небольшие продовольственные магазины расположены в каждом из общежитий. На территории студенческого городка находится отделение милиции.
В Университете обучаются представители 450 национальностей и народностей более чем 100 стран мира. И это накладывает свой отпечаток на всю деятельность кампуса. Ежегодно во всех корпусах общежитий проводятся: конкурс на лучшее национальное блюдо, национальные выставки Моя малая родина, вечера знакомств Расскажи о своей стране и о себе и целый ряд других мероприятий, направленных на создание интернациональной атмосферы.
Интернациональный культурный клуб (Интерклуб) Университета является центром, связывающим различные региональные и земляческие организации иностранных учащихся. В Интерклубе действуют на постоянной основе такие коллективы художественной самодеятельности как Народный интернациональный танцевальный ансамбль Ритмы дружбы, студия восточного танца Амарен, кружок индийских классических танцев, студия танца фламенко Триана, самодеятельные коллективы Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии.
Примечательно одно из наставлений, которые даются живущим в общежитиях студентам: никогда не забывайте, что Вы являетесь студентом Российского университета дружбы народов. Это учебное заведение по сути интернационально с первого дня своего основания. Здесь дружба народов - не пустой звук!.
Для
иногородних и иностранных
Соответственно должна выстраиваться инфраструктура, направленная на поддержку студенческой семьи с ребенком. Современный кампус должен воспроизводить в миниатюре город будущего - ту среду обитания, в которой хотелось бы продолжать жить, делать карьеру, развивать науку, заводить семью.
Безусловно, самому вузу не под силу решить весь комплекс проблем обустройства кампуса. Максимум, что вуз может сделать - это построить еще одно общежитие или современное здание библиотеки. Во всем остальном необходима действенная помощь региональных и муниципальных властей.
Спектр действий властных структур по организации молодежной инфраструктуры (как чисто институтской, так и общегородской) включает в себя действия в различных сферах:
Ситуация, в которой стратегическое видение вузом процессов развития, подкреплено политической волей властных структур, не может не быть привлекательной для местного бизнеса, для которого открываются возможности: участия на конкурсной основе в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов; расширения бизнеса сферы услуг; использования студенческого труда в креативной, инновационной сферах; получения трудовых ресурсов заданного качества и т.д.
Для более полного использования потенциала студенческого труда необходимо поощрять создание специализированных агентств, ориентированных на помощь студентам в поисках подработки или работы по специальности на старших курсах. За счет местного бюджета можно организовывать временные рабочие места для учащейся молодежи в период летних каникул и в свободное от учебы время. Однако эти меры касаются в большей степени студентов - граждан России. Иностранные студенты не имеют права работать во время учебы, кроме как на территории и в подразделениях родного вуза. Тем не менее, очевидно, что для любого студента, независимо от его гражданства, важна возможность как непрофессиональной подработки на младших курсах, так и уже профессиональной подработки на старших курсах, в результате чего участие студента в реальном бизнесе, исследовательских или научных изысканиях существенно повышает качество его образования и его личную капитализацию.
Кроме того, актуальным остается решение вопроса практик и стажировок иностранных студентов. В ситуации, когда привлечение иностранной рабочей силы жестко квотируется, а за незаконный найм работодателю грозят большие штрафы, процесс устройства студентов на предприятие становится настоящей головной болью администрации вуза.
Путь, который можно в этой ситуации предложить – развивать исследовательские лаборатории, собственные КБ, бизнес-инкубаторы и аналогичные структуры, используя студенческую занятость. Реализация подобных планов возможна только при взаимовыгодном сотрудничестве вуза, властных и бизнес-структур и при необходимых изменениях законодательства, дающее право студенту работать.
Одной из проблем, с которой сталкиваются иностранные студенты - медицинское обслуживание. В отношении иностранных учащихся учреждений профессионального образования РФ эффективным инструментом в области здравоохранения может быть проведение диспансеризации. Студенты зачастую не склонны тратить деньги на дорогостоящую медицинскую страховку и вспоминают о ней только когда приходится тратить деньги на платное медицинское обслуживание.
Еще одна сфера, в которой вуз и местная власть делят ответственность, это обеспечение безопасности иностранных студентов. Уточним, что это актуально для студентов из дальнего зарубежья и приезжих из стран СНГ титульной национальности. Сейчас многие вузы содержат собственную службу безопасности, которая отвечает за студента в стенах учебных корпусов и общежития и, иногда, на территории студгородка. Но кампус не должен превращаться в гетто, откуда страшно выйти. От местной власти зависит обеспечение в городе реальной доброжелательной атмосферы к иностранным студентам. Для этого необходимо использовать весь спектр информационных и пропагандистских инструментов: от наружной рекламы до проведения общегородских дней дружбы.
Наиболее предпочтительна для региона та часть образовательного потока, в отношении которой необходим (и возможен) запуск механизма аллокации7.
Учитывая, что в странах исхода выпускники российских вузов пользуются конкурентным преимуществом перед закончившими местные вузы, то им бывает непросто принять решение остаться в России. Что бы аллокация действительно состоялась необходимы усилия и вуза, и местной власти, и, разумеется, бизнеса, заинтересованного в квалифицированных кадрах - смены статуса временного мигранта, каковым и является любой иностранный студент, на статус иммигранта, т.е. иностранца, оставшегося в России на постоянное место жительства. Это, в первую очередь, русские и русскоязычные студенты из стран СНГ, а так же наиболее перспективные молодые специалисты ближнего и дальнего зарубежья, необходимые местным предприятиям, но еще не принявшие решения о месте своего дальнейшего трудоустройства.
Со стороны вуза необходимо предусматривать возможность для выпускника продолжения своей образовательной и/или научной траектории.
После бакалавриата - поступление в магистратуру, после магистратуры – в аспирантуру. Развитие исследовательских центров, КБ, лабораторий, о которых говорилось выше играет свою роль и в создании условий для использования потенциала выпускников.
Пожалуй самым острым вопросом остается жилищный. Развитие рынка съемного жилья играет положительную роль в решении проблемы привлечения любых мигрантов, но особенно это актуально в отношении вчерашних выпускников, у которых нет сбережений, которые можно было бы потратить на обустройство и нет достаточного дохода для съема дорогого жилья. Выходом может быть развитие рынка муниципального съемного жилья и строительство доходных домов. В качестве заказчиков на объемы жилья, предназначенного для съема могут выступать и работодатели, и сами вузы. В этом случае это жилье будет иметь статус ведомственного. Для дальнейшего обустройства необходимы специальные программы поддержки молодых специалистов.
Иностранные граждане должны иметь возможность включаться в эти программы на равных с гражданами РФ при приобретении определенного правового статуса - РВП или ВНЖ. Такие программы имеют региональный характер и их реализация является существенным конкурентным преимуществом региона при привлечении молодых специалистов, закончивших местные вузы.
Существует проблема, которую можно решить только на федеральном уровне - необходимость обязательного ЕГЭ. Напомним, что с 2009 года в России вступает в силу закон, согласно которому все вузы при поступлении абитуриентов должны будут учитывать результаты единого госэкзамена.
Особых условий приема для иностранцев, которые, разумеется, ЕГЭ не сдают, пока никакими нормативными актами не предусмотрено. Наверное потому, что и единого мнения, как быть с иностранцами, пока не выработано. Должен возникнуть некий аналог ЕГЭ применительно к иностранным гражданам, стремящимся поступить в российские вузы - считает заместитель главы Рособразования Евгений Бутко8. Иностранные абитуриенты проходят итоговую аттестацию в школах своих стран. ЕГЭ - это тоже аттестация в школе в нашей стране. Зачем же во второй раз иностранцу проходить аттестацию по нашим правилам? - считает ректор МГУ Виктор Садовничий9. Пока правила приема остаются без изменений, а у абитуриентов есть возможность поступить по итогам обычных экзаменов, если нет возможности сдать ЕГЭ.
Правовую основу учебной миграции обеспечивают несколько законодательных актов: федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию предусматривает введение учебных виз, а федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определяет порядок въезда и условия участия иностранных студентов в трудовых отношениях. Что касается натурализации иностранных студентов, то закон О гражданстве РФ предусматривает возможность получения гражданства в упрощенном порядке для тех граждан государств, входивших в состав СССР, кто окончили российский вуз или ссуз после 1 июля 2002 года.