Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления социальной работой, анализ и рассмотрения их на Федеральном, региональном и локальном уровнях.
Введение ________________________________________стр.2
Глава I. Управление социальной работой.
Понятие управления, его принципы и задачи.
Система управления, ее задачи ____________________________стр. 3
Выводы _________________________________________стр. 9
Глава II. Три уровня социальной защиты.
2.1. Управление социальной работой
на Федеральном уровне _________________________стр. 10
Региональный уровень. Управление социальной защиты населения администрации Тверской области___________________стр.15
Муниципальный центр социального обслуживания
г. Муром ___________________________________________стр.21
2.4. Выводы _____________________________________стр. 24
Список литературы ________________________________стр. 25
В 1996 году появилось постановление главы администрации Владимирской области "О комплексном социальном обслуживании населения". Этим документом было утверждено положение о комплексном центре социального обслуживания (ЦСО) как многопрофильном учреждении.
Сегодня ЦСО есть в каждом муниципальном образовании области. Большинство центров постепенно обретают черты той самой искомой многопрофильности, открывая все новые отделения, расширяя перечень социальных услуг.
В ряду подобных учреждений муниципальный центр социального обслуживания населения (МЦСОН) Муромского района стоит особняком. В системе соцзащиты области его опыт работы считают уникальным. И не только потому, что в составе центра более десятка отделений, а набор социальных услуг охватывает едва ли не все потребности населения. Уникален сам статус МЦ СОН. Муниципальные центры социального обслуживания, как правило, создаются и действуют в структуре городских и районных управлений соцзащиты. Муромский центр в нашей области - единственный, который работает как полностью самостоятельный хозяйствующий субъект. Учредителем является администрация Муромского района. Именно независимость в хозяйственной деятельности и позволила развивать центр как социальный комплекс, не выпрашивая денег из районного бюджета на открытие того или иного подразделения. В целом деятельность центра происходит по двум направлениям. Первое - бюджетное. Оно вбирает в себя все виды бесплатной государственной социальной помощи, которую органы соцзащиты по закону обязаны предоставлять гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Второе направление - хозрасчетное. Расценки на услуги устанавливает администрация района. Доходы от хозрасчетной деятельности обеспечивают более 60 процентов финансирования центра. На эти деньги содержится и развивается все многообразное социальное "хозяйство".
Есть в Муромском районе отделения сестринского ухода при больницах. Несмотря на то, что относятся они к системе здравоохранения. МЦСОН курирует их - ведь там лежат подопечные центра. Взаимодействие здесь настолько тесное, что стариков в палату сестринского ухода помешают только по направлению МЦСОН. А сам центр нередко берет на себя заботу об их питании.
В Вербовском микрорайоне Мурома началась работа по созданию социально-оздоровительного центра для граждан пожилого возраста и инвалидов. Центр рассчитан на одновременное пребывание 25 человек, которым здесь предложат комплекс услуг: бытовых, медицинских, социальных. Путевки будут выдаваться на три недели и стоимость каждой не превысит 75% от получаемой пенсии. На завершение реконструкции центра на днях Пенсионный фонд России выделил 5,4 млн. рублей.
Недавно в структуре МЦСОН появилось еще одно новшество — отделение психолого-педагогической помощи. По программе "Дети Владимирской области" оно получило хорошую материально техническую базу (спортивные снаряды, видеотехника). Пока здесь бесплатно обслуживаются дети из проблемных семей, направляемые по рекомендации школ. Но уже созрела идея открыть большой тренажерный зал для молодежи. Это решение проблем досуга, профилактика наркомании и правонарушений. Естественно, пользоваться залом будут не только ребята из малообеспеченных семей, но и все желающие. А это позволит опять-таки ввести хозрасчетный принцип, получать дополнительный доход и за счет него увеличивать объем бесплатных услуг
У многих специалистов социальной работы, впервые узнающих о Муромском центре, складывается впечатление, что МЦ СОН - это своеобразное управление соцзащиты района, только называется по-другому. Возможно, какая-то доля истины здесь есть. Например, прерогатива признания человека нуждающимся в социальной помощи принадлежит именно центру. Но в то же время центр - это все-таки учреждение, и у него, свои задачи - не руководство социальной зашитой на муниципальном уровне, а выполнение конкретных задач в этой сфере.
Еще
в 1997 году областной департамент
соцзащиты, изучив опыт работы МЦ СОН,
рекомендовал его для распространения
в других территориях. Провели специальную
выездную коллегию, издали брошюру. Определенный
толчок к развитию комплексного обслуживания
в ЦСО на местах это, конечно, дало.
Но ни один центр не рискнул отделиться
от УСЗН. Так что и сегодня муромский социальный
комплекс остается единственным в своем
роде.
Таким образом, можно сделать вывод, что содержание такого комплексного центра не обременительно для районного бюджета. В счет задолженности по платежам страховых взносов в Пенсионный фонд улучшили условия проживания в социальном приюте: приобрели оборудование, продукты питания, сделали капитальный ремонт на сумму приблизительно в 500 тысяч рублей. Такую же сумму мы освоили в нынешнем году.
Руководить таким многопрофильным учреждением очень сложно. Нужны глубокие знания не только по специальности, но и правовые, экономические, опыт хозяйственной работы. Хотелось бы, чтобы в областном департаменте социальной защиты населения было введено предметное кураторство
Муром является лидером в
Ставятся очередные задачи, одной из которых является проработка вопроса заключения договоров пожизненного содержания. Проблема непростая, провинциальные жители к ней пока еще не готовы. Вот и предстоит вести разъяснительную работу, суметь убедить одиноких стариков, что это и удобно, и выгодно для них. Непросто вести сейчас сотрудничество и с предприятиями города, выяснить, какие социальные гарантии существуют для всех категорий тружеников.
Поставлен
перед администрацией вопрос о социальной
защите самих социальных работников. Это
и бесплатный медосмотр, и бесплатный
проезд в городском и пригородном транспорте
во время обслуживания своих подопечных.
Очень волнует и жилищный вопрос, с зарплаты
социальных работников накопить денег
на покупку квартиры невозможно. С каждым
годом число людей, занятых в социальных
службах, увеличивается. Сейчас в бюджетной
сфере мы занимаем 4 место после здравоохранения,
образования и культуры.
Сделано многое, а еще больше предстоит.
В перспективных планах — проведение
социально-реабилитационной работы –
организация в Муроме домов ночного пребывания
для людей, волей судьбы лишившихся жилья.
Ведь среди бомжей, по данным УВД, всего
6-7% людей, связанных с криминальным миром.
Сейчас в области предполагается ликвидация
милицейского приемника - распределителя.
Значит, основной груз заботы об этой категории
людей целиком ляжет на женские плечи
сотрудниц соцзащиты.
Одной из главных проблем социальной политики является несоответствие социальных гарантий государства и финансирование социальной сферы направленной на выполнение государственных гарантий, поэтому требуется участие федеральных органов государственной власти для решения крупномасштабных социальных проблем.
Развитие
образования, здравоохранения
и культуры, жилищного
и коммунального
хозяйства, социально-бытового
обслуживания населения
должны решаться на
уровне органов государственной
власти субъектов РФ
и органов местного
самоуправления. Нужно
повысить ответственность
федеральных, региональных
органов государственной
власти и органов местного
самоуправления по реализации
государственной социальной
политики.
Литература.
1. Указ
президента Российской
8. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем.- М., 1998.
9. Корнеев И.К., Машуцев В.А. Информационные технологии в управлении.- М.: ИНФРО-М, 2001.- 158 с.
10. Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.—Белгород, 1995.
11. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации: учеб.- М.: ИНФРА – М, 2002.- 288с.
13. Учебный социологический словарь /Под ред. С.А. Кравченко. - М., 1997.
14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
15. Социальное управление. Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высш. шк., 2001.— 271 с.
16. ЧиркинВ.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ,2003
17. Менеджмент социальной работы: учеб. Пособ. Для студ. Высш. Уч. Завед./ под ред. А.И. Войтенко. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 288с.
18. Файоль А., Эмереон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство: Пер. с англ. М., 1992.
19. «Социальная работа», журнал, № 2/ 2003, с.23
20. « Социономия»,
журнал № 12/ 2001, с. 3-9.