Методы социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления социальной работой, анализ и рассмотрения их на Федеральном, региональном и локальном уровнях.

Содержание

Введение ________________________________________стр.2
Глава I. Управление социальной работой.

Понятие управления, его принципы и задачи.
Система управления, ее задачи ____________________________стр. 3

Выводы _________________________________________стр. 9


Глава II. Три уровня социальной защиты.
2.1. Управление социальной работой
на Федеральном уровне _________________________стр. 10

Региональный уровень. Управление социальной защиты населения администрации Тверской области___________________стр.15


Муниципальный центр социального обслуживания
г. Муром ___________________________________________стр.21
2.4. Выводы _____________________________________стр. 24
Список литературы ________________________________стр. 25

Работа содержит 1 файл

Методы социального управления.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

   2) согласительные меры (консультации, компромиссы);

   3) рекомендации, пожелания (совет,  разъяснение, предложение, общение).

   Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение  исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

   Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления. Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. В целом методика комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

   1) приемы мотивации работников: постановка  перед работником четких и  достижимых целей (например, рабочим,  превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

   2) приемы мотивирования работы: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

   3) приемы мотивирования организационной  деятельности: расширение полномочий  сотрудников (предоставление работникам  больших возможностей для участия  в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др. В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления. Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно:

     а) с помощью совокупности методов  (экономических, административно-организационных,  социальных, политических, духовно-культурных);

     б) с наполнением их научным  содержанием, прежде всего социальным  проектированием.

   Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль в управлении социальными процессами. Эпохальные научно-технические достижения открывают принципиально новые возможности рационализации управления, преодоления субъективизма и волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения управленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются различным образом в зависимости от характера социальных отношений, политической надстройки.

1.2. Выводы

 

   1. Методы социального управления  являются важнейшим средством  реализации законов и принципов  управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологические,  организационно-административные и  др.) является эффективным только  тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).

   2. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

   3. Для достижения этих целей  необходимо более широкое применение  научных методов управления (моделирования,  программирования, эксперимента, информационных  технологий и т. п.). 

   Система — это множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование. Системные свойства социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую роль в познании и преобразовании сложных социальных систем. Система разделяется на подсистемы, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

   Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой, которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Они находятся в диалектическом взаимодействии.

   Каждая  социальная система состоит, прежде всего, из двух взаимодействующих, но самостоятельных  подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся: общественные отношения, общественные процессы, ресурсы общества, прежде всего, социальные, социальные организации и входящие в них люди. К управляющей — все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подсистемы. Важнейшим ее элементом является организационная структура управления. 
 
 
 
 
 
 

   Глава II.      Три уровня социальной защиты. 

   2.1. Федеральный уровень (базовый) гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов. Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений (например, труд — это не только социальное явление, но и важнейшая экономическая категория, а отношения социальных коллективов часто приобретают политический характер).

   В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы  содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных классов и социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.

   Для решения этих задач парламенты принимают  соответствующие законы: о порядке  разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т.д. Все эти нормы распространяются на все предприятия, независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех — 13%). Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т.д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т.д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т.д.

   В области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Оперативным управлением ведают министерства (ведомства), на местном уровне — их территориальные управления и отделы. Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия).

   Регулированием  вопросов труда и связанных с  ними отношений почти во всех странах  занимаются министерства труда. В России Министерство труда и социального развития проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Оно создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, разрабатывает комплексные программы использования трудовых ресурсов, повышения доходов граждан, развития социального страхования, организации пенсионного обеспечения, совершенствования социального партнерства государства, труда и капитала, социальной защиты женщин, детей, ветеранов, проводит мероприятия по охране труда и технике безопасности. Министерство труда готовит проекты законов по пенсионному обслуживанию населения (вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов безопасности занимаются другие ведомства), разрабатывает целевые программы, осуществляет социальные выплаты в виде пособий по безработице, совместно с органами самоуправления содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.

   Труд  человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического. Федеральным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения РФ. Оно действует в тесном контакте с соответствующими органами субъектов Федерации, с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, обществом Красного креста и Красного полумесяца, с профессиональными медицинскими ассоциациями.

   На  местах в систему министерства входят его территориальные органы (управления, отделы), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные  учреждения, санатории, курорты, аптеки, предприятия, санитарно-эпидемиологические станции (в системе министерства есть специальная служба, которая занимается санитарно-эпидемиологическими вопросами, ее возглавляет Главный санитарный врач РФ). Министерство разрабатывает основы государственной политики в области здравоохранения, организует систему медицинской помощи населению, осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор, охрану здоровья населения, организует научные исследования по вопросам здравоохранения, внедряет их в медицинскую практику, обеспечивает методическое руководство, разрабатывает нормативы и стандарты, контролирует качество медицинской помощи и лечебных средств, проводит медицинскую экспертизу в случае заболеваний, инвалидности, заботится об охране семьи, материнства, детства. Оно занимается медицинским обязательным (для всех работающих граждан) и добровольным страхованием. В укреплении здоровья населения участвует Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. Для обеспечения экстренной медицинской помощи населению действуют службы скорой и неотложной помощи, а при авариях и катастрофах — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Оно функционирует в контакте с соответствующими службами министерств обороны, внутренних дел, путей сообщения, на местах имеет свои организации.

   Квалифицированный и производительный труд требует  общего и профессионального образования. В настоящее время каждый третий россиянин (около 50 млн. человек) учится или повышает свою квалификацию. Образование — приоритетная сфера. В России существует бесплатное общее полное (среднее) одиннадцатилетнее образование, среднее и профессиональное начальное образование (техникумы, профтехшколы) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Наряду с этим получили развитие негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения — частные школы, колледжи, вузы, образовательные учреждения при религиозных и общественных объединениях. Для любой формы образования и обучения действует единый государственный (федеральный) образовательный стандарт (необходимый минимум знаний).

Информация о работе Методы социального управления